Домой Стратегия Таджикские страхи

Таджикские страхи

269

Руслан ВЕСЕЛ

Стране, которая до сих пор отстраивает свою экономику после гражданской войны 1992-1997 годов за счёт иностранных грантов, мировой финансовый кризис может грозить гораздо большими негативами, чем соседям. Тем более что основные поступления в и так довольно скудный таджикистанский бюджет происходили от экспорта сырья и труда мигрантов за рубежом.

Мировой финансовый кризис ударил по Республике Таджикистан в первую очередь резким падением доходов от главных статей таджикского экспорта – алюминия и хлопка. Снизившиеся более чем на 30% мировые цены на алюминий заставили «ТАЛКО» сократить в конце декабря производство на 10%. Спрос на металл на мировом рынке резко упал. По некоторым данным, алюминиевая отрасль РТ за последние три месяца уже понесла ущерб около 100 млн. долларов. Финансовый директор «ТАЛКО» Шерали Кабиров, кажется, был первым, кто открыто сказал президенту о реальной угрозе мирового кризиса для экономики Таджикистана.


Сложная ситуация складывается и на мировом хлопковом рынке. Здесь цены упали почти в два раза. В результате, дехканские хозяйства Таджикистана не могут вернуть полученные у банков кредиты. В свою очередь сами таджикские банки, которые в прошлом году под нажимом правительства начали выдавать дехканским хозяйствам кредиты, сегодня говорят об острой нехватке оборотных средств.

Правительство обещает в текущем году выделить из бюджета под хлопок еще 180 млн. сомони, но требует от банков находить собственные средства и еще раз поддержать сельское хозяйство.

Долг дехканских хозяйств к 2009 году уже составляет более $500 млн. В конце прошлого года Минсельхоз был вынужден обратился в правительство с просьбой отодвинуть сроки погашения хлопковых кредитов до полной реализации обесценивающегося хлопка. И речь тут идет только о долге за 2008 год. По данным Нацбанка РТ в прошлом году хлопкосеющие хозяйства получили кредиты на сумму более 371 млн. сомони, включая 140 млн. выделенных, на эти цели из бюджета. К концу декабря они смогли вернуть только чуть более 37 млн. сомони.

Преодоление последствий кризиса тормозится также тем, что таджикские товары не пользуются большой популярностью, и их конкурентоспособность невысока. Ситуацию усугубила и неготовность республики к кризису. Возможно, в этом и не стоит винить руководство страны, которое не последовало благоразумному примеру Казахстана и Узбекистана, начавших подготовку к тяжелым временам с конца позапрошлого года.

Для решения производственных задач Таджикистану необходимо решить энергетические проблемы. Республика второй год подряд – вначале из-за сильных морозов, а затем и маловодья рек – переживает жесточайший энергетический кризис. В нынешнем году по этой причине снижено производство электроэнергии на 15% и введен лимит на подачу электричества до шести-семи часов в сутки. Исключение пока сделано только для Душанбе. Импорт электроэнергии в объеме 4,2 млрд. кВт-ч из Узбекистана и Туркмении положения не спас. Энергетика Таджикистана требует значительных вложений. Поэтому Рахмон, несмотря на предварительные договоренности с Россией, в очередной раз пригласил в республику инвесторов, прежде всего для завершения строительства Рогунской ГЭС.

Если страны и организации-доноры поддержат Таджикистан в реализации энергетических планов, то в скором будущем республика сможет экспортировать более 25 миллиардов киловатт-часов электроэнергии в Пакистан, Афганистан, Иран, Индию и другие страны», – сказал таджикский лидер. И это при том, что Таджикистан обладает огромным гидроэнергетическим потенциалом ввиду наличия множества горных рек. Впрочем, сегодня он также используется крайне недостаточно – всего лишь на 5% от возможного, тогда как Таджикистан обладает одними из крупнейших возобновляемых ресурсов энергии в мире (восьмое место по потенциалу производства). В этом отношении из всех стран СНГ он уступает только России.

Министерство экономического развития и торговли Республики Таджикистан в рамках выполнения распоряжения Премьер-министра страны от 18 ноября 2008 года проанализировало предложения соответствующих министерств и ведомств республики по предупреждению влияния кризиса на экономику РТ и направило согласованное заключение в Правительство РТ. Разработан также план антикризисных мероприятий, который, очевидно, будет включать в себя и строгий контроль за израсходованием бюджетных средств и приостановку финансирования некоторых стратегических проектов.

Влияние кризиса на финансово-кредитную систему страны зависит от активности Национального банка Таджикистана и проводимой им денежно-финансовой политики. Курс национальной валюты связан с курсом доллара США, что имеет несколько отрицательных последствий. В частности, на сегодняшний день средства, поступающие от трудовых мигрантов, несут убытки за счёт разницы по обменному курсу, что приводит к повышению цен на основные продукты, составляющие потребительскую корзину.

В 2009 году принимаются меры по поддержке государственно-аграрного сектора, малого и среднего предпринимательства, и увеличению, таким образом, производства собственной продукции и создании государственного резервного фонда. Только для предоставления льготных кредитов сельскохозяйственным субъектам, а также для поддержки малого и среднего предпринимательства через банковскую систему из государственного бюджета будет выделено 210 миллионов сомони. Предоставление долгосрочных льготных кредитов промышленным предприятиям для закупки необходимого сырья, прежде всего, металла и горючего, позволит снизить себестоимость продукции и существенно увеличить объёмы производства за счёт пополнения запасов сырья по относительно низким ценам.

Соответственно будут созданы дополнительные рабочие места и увеличены поступления в бюджет. Одним из важных направлений удержания темпов инфляции является наращивание производства собственной, прежде всего, сельскохозяйственной продукции и товаров повседневного спроса. Тем самым, можно удовлетворить потребности населения и предупредить повышение цен.

Следует подчеркнуть, что в связи с необходимостью устранения влияния кризиса на платёжеспособность банков и национальной валюты, совершенствования денежно-кредитной политики, системы страхования вкладов с целью поддержания и увеличения депозитов в банковской системе, целевого использования кредитных ресурсов для обеспечения деятельности предприятий реального сектора, совершения взаиморасчётов в рамках соглашений с партнёрами в национальной валюте, продолжения сотрудничества соответствующих органов с международными финансовыми организациями и привлечения необходимых средств, нужно придавать этим вопросам особое значение. Необходимо на стабильном уровне поддерживать развитие экономики республики, совершенствовать налогобюджетную политику, обеспечивать устойчивость финансово-денежных рычагов и банковской системы и увеличивать внутренние финансовые ресурсы. В 2009 году с целью обеспечения энергетической независимости, продовольственной безопасности и своевременного обслуживания внешних долгов образован «Стабилизационной фонд развития экономики».

Душанбе целесообразно также в зависимости от возможностей госбюджета в отдельный счёт выделить необходимые денежные средства. Конечно, потребность банков и других организаций могут многократно превышать эту сумму, но названные меры укрепят готовность государства и доверие населения к банковской системе. Относительно продовольственного кризиса следует отметить, что в РТ имеются производственные мощности, позволяющие полностью перерабатывать производимую в стране продукцию.

Однако, но причине нехватки сырья, эти мощности используются недостаточно. При обеспечении соответствующей тарой, сырьём и оборотными средствами (за счёт долгосрочных льготных кредитов) они могут увеличить объём экспортной продукции. В случае расширения используемых земель, повышения урожайности сельскохозяйственных культур, увеличения объёмов экспорта в 2009 году появится возможность довести производство продукции до 5675,5 млн. сомони и при доведении земельного баланса к уровню 1992 года дополнительно ещё 597,1 млн. сомони в общей сложности эта сумма составит 6273,6 млн. сомони.

Это на 1660,6 млн. сомони больше, чем в 2007 году, между тем, появятся новые рабочие места для 62,2 тысяч граждан. Будут устранены препятствия для реализации сельскохозяйственной продукции и создана республиканская Биржа, а также её структуры на местах с маркетинговыми и биржевыми функциями для организации акционеров. Путём выделения льготных кредитов ГУП «Саноати меваю сабзавотпарварии Точикистон» будет активизирована его деятельность и открытые пункты реализации сельхозпродукции на местах.

За этот счёт более 2000 граждан будут обеспечены рабочими местами, и увеличится доход дехканских (фермерских) хозяйств. Для предупреждения продовольственного кризиса и наращивания производства собственной продовольственной продукции должны использоваться все возможности и резервы. Необходимо обеспечить эффективное использование посевных площадей, повысить культуру растениеводства и животноводства, одновременно создать новые цеха по переработке сельхозпродукции посредством более широкого привлечения грантовых средств, внутренних и зарубежных инвестиций.

В этом контексте, министерством экономического развития и торговли РТ подготовлены и представлены для рассмотрения в Правительство РТ проекты «Программы продовольственной безопасности РТ на период до 2015 года» и «Матрицы реализации мероприятий по обеспечению продовольственной безопасности РТ на период до 2015 года». Это министерство считает реализацию указанных мер целесообразной и своевременной путём повышения эффективности деятельности отраслей, сможет подготовить экономику страны к устранению последствий финансово-экономического и продовольственно-энергетического кризисов.

Если благие намерения правительства и антикризисные программы не сработают, стране останется только попытаться сыграть на своём главном ресурсе – истоках трансграничных рек, превратив воду в товар для повысившего ей цены на газ Узбекистана, с которым и так отношения напряжены. Наверняка будет иметь место попытка опереться в этом на Россию, которая, разозлившись на строптивость Узбекистана, в конце прошлого года снова заговорила о своём участии в достройке Рогунской ГЭС – главной, по мнению Ташкента, угрозы водно-энергетической и экологической безопасности Центрально-азиатского региона. Напомним, что в октябре 2004 года компания «Русал» подписала соглашение о долгосрочном сотрудничестве с таджикским правительством. Душанбе должен был уступить россиянам Таджикский алюминиевый завод ТАЛКО, в обмен тот обязался построить таджикам Рогунскую ГЭС. Однако сделка сорвалась.

Сорвали сделку по одной из версий английские (европейские) судьи, ставшие на сторону прежнего менеджмента. И сейчас к заводу присматриваются норвежцы. При этом таджикское руководство пыталось осуществлять на российскую сторону нажим. По мнению экспертов, это является частью западной стратегии по снижению влияния России в этой стране.

Секрет подобного поведения прост: коррупция, благодаря которой практически любую сделку можно развернуть в ту или иную сторону «на 180 градусов». Разумеется, нынешний мировой финансовый кризис, проявляющийся в скачках цен на энергоносители и цветные металлы, вряд ли пока позволит России в полной мере участвовать в разработке таджикских богатств. Однако даже сейчас возникает много вопросов. Главный из них состоит в следующем: как не допустить повторения нечестной игры 2004 года против «Русала»? Без положительного решения этой проблемы российские, да и другие инвесторы в республику не пойдут, опасаясь потери ранее вложенных средств.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь