Еще до Нового года в тусовке прошел слух о том, что министр энергетики Герман Галущенко намерен привлечь одиозного «смотрящего» за углем времен Порошенко Виталия Кропачева к решению проблем государственных шахт. Сегодня эта история подтверждается сразу несколькими источниками в министерстве. Зачем Галущенко понадобился Кропачев и что это даст отрасли?
НАЧАЛО ПУТИ
Для начала нужно разобраться, кто такой г-н Кропачев и чем он так известен на энергетическом рынке.
Свою профессиональную деятельность Кропачев начинал в Торезе (сейчас Чистяково, находится на оккупированной части Донецкой области) на местных «копанках». Именно из тех «копанок» и вырос его логистический бизнес. В 2010году Кропачев уже был депутатом областного совета, затем главой городской организации Партии Регионов. Несколько месяцев в 2011 году поработал он и с Александром Януковичем («Стоматологом»).
Но где-то не сошлись, и у Кропачева начались неприятности. Сейчас он утверждает, что стал жертвой Семьи и у него пытались отжать «Снежноепогрузтранс» (логистическая компания, оказывавшая услуги по вывозу угля для угольных объединений “Торезантрацит”, “Снежноеантрацит” и “Шахтерскантрацит”).
Во время революции в 2014 году Кропачев действительно потерял завод в Торезе, его офисы разгромили. Имел отношение к финансированию таких одиозных военизированных формирований как “Шахтарськ” (который позже расформировали за мародерство), а потом, вместе с Онищенко, и более скандальной роте “Торнадо”. Однако,это не помешало Кропачеву на президентских выборах в 2014 году быть доверенным лицом Михаила Добкина.
«ЗОЛОТОЕ ВРЕМЯ»
В обойму Петра Порошенко Кропачев попал в средине 2016 года, когда его начали пиарить как ведущего эксперта по энергетике. Тогда же он сошелся с «серым кардиналом» «сывочолого гетьмана» – Игорем Кононенко и, как говорят, «масть пошла»!
Как утверждали расследователи в то время, почти сразу он заменил Сергея Тригубенко в статусе «смотрящего» за углем, потому как тот не справлялся с наполнением «кассы». Первым делом Кропачев в 2016 году получил контроль над тремя углеобогатительными фабриками Януковича-младшего – “Комсомольская”, “Украина” и “Россия”. Тогда же завел своих людей на Центрэнерго и постепенно начал увеличивать свою долю поставок угля этому предприятию.
После этого «убедил» нардепа-регионала Игоря Гуменюка продать ему частную компанию “Краснолиманскую”, владевшую лицензией на добычу угля в одноименной государственной шахте. И на ее базе начал строить вертикально-интегрированный холдинг, подминая под себя другие крупные угольные госпредприятия, такие как шахты “Россия” и “Новогродовская 1-3”, др.
Медиа писали, что к 2017 году Кропачев руководил всеми государственными шахтами в стране, без него не решалсяни один вопрос в отрасли. Многомиллионные тендеры, которые организовывались, выигрывали компании, связанные с тем же Кропачевым: “Триалтрейд”, “Донэнергоэкспорт”, “Универсал Инвест-Строй”. Сам он к тому времени уже крепко обосновался в Киеве (все помнятофис по соседству с Министерством энергетики и угольной промышленности).
В мае 2018 года он зарегистрировал ГП “Национальная угольная компания” (НУК), задача которой – объединить угольные предприятия государства в один холдинг. Исполняющим обязанности руководителя новой компании назначили бывшего главу шахты “Краснолиманская” Алексея Райчева, которого называют человеком Кропачева. Но было не суждено.
В феврале 2017 года следователи НАБУ возбудили уголовное дело по факту сговора должностных лиц шахт и предприятий при проведении госзакупок. На основании этого в офисе Кропачева на Богдана Хмельницкого, 26, а также на его предприятиях “Укрдонинвест”, “СБ Недвижимость” и “Шахтерсктранс” были проведены обыски с изъятием имущества.
Зарабатывал Кропачев не только на угле и бюджете. Например, наиболее скандальной была история с покупкой продуктов питания подконтрольным ему ГП «Селидовуголь»: мяса по цене 4 тыс. грн за килограмм, минеральной воды по 588,23 грн за литр и бутилированной воды по 222 грн 1,5-литровую бутылку.
При том, что в столовке на шахтах было пусто. Все это время ГП оставалось одним из самых убыточных добытчиков угля в системе Минэнерго — в 2016 г. при выручке в 1 млрд гривен холдинг ушел в минус на 220 млн гривен. Это и понятно, потому как, по данным НАБУ, большинство тендеров ГП «Селидовуголь» на выигрывали ООО «Триалтрейд» и ООО «Донэнергоэкспорт» (обе в сфере бизнес-интересов Кропачева). Общий их «улов», попавший в поле зрения детективов, составил около 380 млн грн. в 129 закупках.
До 2019 года Кропачев вел вялотекущую борьбу с НАБУ и ГПУ в судах, отбивая атаки следователей, но количество уголовных дел по его компаниям к смене власти в стране исчислялось уже многими десятками.
Поэтому, когда его отодвинули с позиции «смотрящего» летом 2019 года, многие вздохнули с облегчением, потому как работать с Кропачевым становилось небезопасно. Его токсичность достигла апогея.
Наиболее ярко это проявилась в решении Голосеевского районного суда г. Киева от 10 августа 2021 года, который распорядился продлить срок досудебного расследования в уголовном производстве №4202010000000000050, фигурантами которого являются сразу две известные структуры: ПАО «Центрэнерго» и ООО «Шахтерсктранс» (компания Кропачева).
В этом решении Главное управление Национальной полиции утверждает, что «во время досудебного расследования установлено, что в прокуратуру города Киева поступила информация ГУ СБ Украины в г. Киев, согласно которой должностными лицами ПАО «Центрэнерго», ООО «Шахтерсктранс» и ряда коммерческих структур, введен механизм вывода в «теневой» сектор экономики и дальнейшего присвоения денежных средств при поставке угольной продукции по искусственно завышенным ценам путем заключения ничтожных договоров в течение 2019 года». И далее «Шахтерсктранс» прямым текстом упоминается как структура, подконтрольная Виталию Кропачеву.
Казалось бы, после подобных решений и криминальных дел всплыть при новой власти было невозможно… Но «нит».
ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ КРОПАЧЕВА
В самом начале своего президентства Владимир Зеленский Кропачева иначе, чем «аферист», не называл. Новая властьего отодвинула со «смотрящих». В феврале 2020 года Зеленский даже якобы поручал правоохранителям разобраться с Кропачевым. Видно, что у Кропачева были вначале определенные проблемы – в 2020 году он, хотя и остался в рейтинге богатейших украинцев, но опустился на 96 место. Такое «похудание» продолжалась недолго.
Во второй половине 2021 года Кропачев снова возник на горизонте. Он предпринял ряд шагов, чтобы обелить свой образ и преподнести себя общественности в новом свете, в качестве «кризисного менеджера» и спортивного мецената (ХК «Сокол»).
Ему как-то удалось найти подход к Ринату Ахметову. Говорят, что этому способствовала некая переуступка позиции в приватизационном конкурсе по продаже целостного имущественного комплекса промышленного ж/д транспорта «Димитровуглевантажтранс» в МирноградеДонецкой области в пользу ДТЭКа… Эта договоренность открыла для Кропачева дорогу к подконтрольным корпорации медиа. Он выстрелил с интервью у Дмитрия Гордона (дорогое удовольствие, скажу я вам), пошел на мураевский телеканал «НАШ», где критиковалэнергетическую политику «Слуг».
Да. Сначала он критикует энергетическую политику правительства: “энергетический кризис в Украине существует. Это последствия деятельности с 2019 года, когда планомерно уничтожалась угольная отрасль. И это привело непосредственно к тем результатам, которые мы сегодня имеем”, – заявил Кропачев.
Но эти фразы не мешают ему постоянно лично встречаться с Германом Галущенко, посылать своих людей на совещания в Министерство и вообще быть на расстоянии вытянутой руки от управления отраслью. Мои инсайдеры в Минэнерго говорят о том, что Кропачев начинает возвращаться в уголь «смотрящим», как при Порошенко.
Свидетельствами этого возвращения является отказ Минэнерго при Галущенко разобраться с договорами о совместной деятельности на шахте «Краснолиманская» между госпредприятием и подконтрольной Кропачеву ООО, которые были подписаны еще в 2015 году о разработке пластов. А также, сохранение руководства шахты, выгодного Кропачеву (там целые схемы через решения судов, силовой отжим и пр).
Более того, в начале июля 2021 года на ГП УК Краснолиманская впервые поступила госдотация в размере 97 млн грн.
Кто и на каком основании выделил госдотацию предприятию, где существуют договоры о совместной деятельности с частником Кропачевым), в условиях которых прямо заложены позиции о недопустимости ухудшения хозяйственной деятельности госпредприятия? Не может быть такого, что прибыль уходит в карман Кропачеву, а долги и издержки – государству. Это уголовная статья для тех, кто принимал решения о выделении госдотации без расследования правоохранителями дел в отношении бенефициаров ООО «Краснолиманская».
Но если учесть то, что Кропачева возвращают «присматривать за углем», то схема становится понятной. Знающие люди говорят, что 97 млн дотации вполне могут быть общим первичным «кушем» или «взносом» в совместный бизнес Кропачева и Галущенко.
Я уже писал, что министр энергетики Галущенко «сбитый лётчик». В должности он, вероятно, не пересидит кризис в феврале. Уже сейчас каждый четвертый в стране столкнулсяс веерными отключениями. Но министр надеется, что он может «пропетлять». И, если уж уходить из министерства, то не в никуда, а в свой родной «Энергоатом».
Для того, чтобы не «сорваться в яму», нужно опереться на людей, которые супертоксичны, но могут решить тактические вопросы для министра. Например, дать углядля «Центрэнерго» в пиковые дни холодов в феврале, когда украинская энергосистема будет функционировать в автономном режиме. Корпачев говорит Галущенко, что он это обеспечит, но просит за это управление всем госуглем.А попутно – раздерибанить с ним и госдотацию для «Краснолиманской»?
Сегодня Кропачеву пророчат «кураторство» над такими вкусными угольными объединениями и шахтами как: ГП “Добропіллявугілля-видобуток” (3 шахты: «Новодонецкая», «Добропольская», «Алмазная»), ГП «Мирноградвугілля» (3шахты: «Центральная», «Капитальная», “Шахта “5/6”); ГП «Селидiввугiлля» (3 шахты: «Кураховская», «Украина», «Котляревская»), шахта «Краснолиманская», шахта им. М.С.Сургая, шахта «Южнодонбасская № 1».
Партнерами Кропачева выступают небезызвестные «операторы «серого угля» Максим Ефимов и Эдуард Бондаренко, которые уже контролируют часть из перечисленных предприятий и имеют виды на отрасль.
ЧТО ПРИНЕСЕТ ОТРАСЛИ СТАРЫЙ/НОВЫЙ «СМОТРЯЩИЙ»
Если посмотреть на итоги работы «смотрящего» за угольной отраслью Виталия Кропачева с момента вхождение его «в долю», то мы увидим, что в 2015 году на госшахтах, которые он курировал, производилось 6,7 млн тонн угля, а в 2019 – 3,5 млн т. Госдотации составляли: в 2015 г. – 298 грн на тонну угля, то в 2019 – 932 грн на т.
Для примера возьмем личную шахту Кропачева – «Краснолиманскую». На 2014 год было оконтурено 5.5 млн. тонн запасов, одновременно в работе было 4 добычных участка, с возможностью добычи 3 млн. тонн в год и дальнейшее развитие предприятия без выделения государственного финансирования. За 7 лет не было показателей успешной работы, наоборот, вся статистика замалчивалась перед министерством.
Первые договора о совместной деятельности ООО и ГП на шахте «Краснолиманская» были подписаны Кропачевымеще в 2015 году. В ноябре 2017 года и весной, и летом 2018 ГП подписало с ООО ряд новых договоров о предоставлении услуг, аренде и подряде, так что частное предприятие оказалось на госшахте полноценным хозяином. ГП обязывалось также закупать уголь, добытый ООО. Именно в это время у шахты начинаются проблемы: из суперрентабельной ее искусственно заводят в убыток.
Гендиректор Concorde Capital Игорь Мазепа еще в 2019 году констатировал, что госшахта работает не в интересах государства, а исключительно на частную компанию, связанную с бизнесменом Виталием Кропачевым, поскольку с марта 2018 года ГП “Краснолиманская” не добывало уголь, а все его шахтеры работали на частное ООО “Краснолиманское”.
Как пишут СМИ, когда летом 2021 года шахта получила госдотации и на предприятии снова стали погашать долги по зарплате, сами шахтеры считали это не победой, а позором, притом всей страны: “Краснолиманская” прежде не нуждалась в госпомощи.
Согласно финансовой отчетности за 2020 год, шахта получила 191 млн грн чистого убытка, что на 30% меньше, чем за 2019 год (271,9 млн грн). Чистый доход от реализации продукции составил 638,8 млн грн, что на 49% меньше предыдущего года (1243,3 млн грн). Причиной кризисной ситуации стало то, что государственное предприятие направило всю свою финансово-экономическую деятельность на обеспечение деятельности частной компании ООО “Краснолиманское” (принадлежащее Кропачеву).
Даже заработная плата на государственном предприятии, как говорят в министерстве, не выплачивалась, а вместо этого средства переводились в частное общество. В результате образовалась задолженность – только по состоянию на 1 мая 2021 года перед работниками ГП она составляла более 100 млн грн.
ВМЕСТО ВЫВОДОВ
Виталий Кропачев публично клеймит нынешнюю власть. Называет себя ее оппонентом и разносит энергетические проекты правительства. При этом министр энергетики Герман Галущенко не только позволяет себе иметь дело с угольным «смотрящим» Порошенко, но и подбрасывает ему госдотации в почти 100 млн грн «на прокорм». Как-то нелогично выходит?
Вместо того, чтобы инициировать разрыв договоров о совместной деятельности на «Краснолиманской», форсировать криминальные дела по Кропачеву в НАБУ и ГПУ, руководство энергетического ведомства пускает его обратно в «схемы». Вероятно, что не без «интереса» самого министра? Знают ли об этом на Банковой? Нужен ли Владимиру Зеленскому этот «аферист» (это его, Зеленского, личная характеристика Кропачева)?
Возвращение «смотрящего» в отрасль приведет к воспроизведению всех тех схем и гешефтов, которые угольную промышленность и убивали все эти годы (с 2015 по 2021 гг). Ведь это благодаря подобным «смотрящим» мы по итогу 2021 года пришли к дефициту украинского угля, уничтожению производственных мощностей, веерным отключениям, оттоку кадров из отрасли и угрозе энергетического коллапса. Зеленский хочет дать Кропачеву еще один шанс? Для чего?