Максим Нечипоренко
В конце марта ряд государственных обнародовали интересные цифры. Они должны вызвать у читателя приступ оптимизма и безудержной веры в светлое будущее. На их основании наблюдатель со стороны может сделать вывод, что в Украине наблюдается рост «процента жиров у масле». Однако, если бы этот наблюдатель живет в стране, то он может совсем разуверится в статистике.
Государственный аппарат Украины продолжает уничтожать «элементы социальной справедливости», которые вроде как должны гарантироваться даже буржуазным государством. А между тем, безработица продолжает набирать обороты. По оценкам директора Государственного центра занятости Владимира Галицкого уровень безработицы в 2009 году составит 9%.
Итак, оказывается, что в I квартале текущего года выполнение плана поступлений в государственный бюджет было превышено и составило 103,1%. Именно это твердит Государственная налоговая администрация. «При поставленной задаче в 21,5 млрд. гривен, Налоговая обеспечила 22,2 млрд. гривен поступлений в госбюджет», – говорится в сообщении. В частности, в январе план был выполнен на 105,5%, в феврале – на 102,2%, в марте – на 101,6%. По данным Госказначейства, за тот же период госбюджет выполнен на 101,3%. Оба государственных органа фиксируют небольшое, но перевыполнение плана.
Доходная часть бюджета сформирована от сборов в сфере производства и торговли, то есть в основном со сферы применения капитала. Среди поступления от налога на прибыль составили 7,3 млрд. гривен, налога на добавленную стоимость – 10,6 млрд. гривен, рентной платы за природный газ, который добывается в Украине – 199,7 млн. гривен, рентной платы за транзитную транспортировку аммиака – 9 млн. гривен, акцизного сбора с импортируемых товаров – 116,1 млн. гривен. Эти цифры значат то, что экономика страны хоть и находится в периоде рецессии (спада объемов производства), но все же функционирует и имеет потенциал служить обществу.
Данные также говорят о том, что государство как минимум способно выполнять свои обязательства по социальной защите населения. Что особенно актуально в кризисные времена, когда количество безработных растет, а доходы тех, кто остался на работе, неумолимо сокращаются. Казалось бы, перенаправил часть налогов в сторону бюджетной сферы: зарплаты служащим, фонд социального страхования, поддержание системы здравоохранения, образования и кризис будет немного легче. Однако мы вынуждены наблюдать обратное.
Задолженность по заработной плате бюджетников остается на высоком уровне, и состоянием на начало апреля составляла 1,3 млрд. гривен о котором любезно сообщили в Министерстве труда и социально политики. По их словам, долг государственных предприятий по зарплате в марте составил 166 млн. гривен. Это факт. Для подавляющего большинства бюджетников приведенные данные не просто статистика, а нереализованные возможности в удовлетворении базовых потребностей себя и своих семей.
Однако это только начало, а сам факт задолженности хоть и является неприятным, но все же привычным для нас явлением. В середине марта Кабмин пошел на ряд не просто не популярных методов, но и не совсем вписывающихся в рамки утверждения о заботе со стороны государства о незащищенных слоях общества. Например, 11 марта Кабмин решил не предоставлять социальную помощь малообеспеченным семьям, в случае если трудоспособный член такой семьи не работает, не состоит на учете в центре занятости и не учится. Эта норма коснется многих безработных. Ведь после драконовского решения от 13 января текущего года, что человек получивший статус безработного «по соглашению сторон» имеет право на помощь лишь с 91 дня после регистрации в центре занятости особого смысла становится на учет у таких людей нет. Количество людей, которые, став безработными, но не стали на учет не известно, но вполне может исчисляться сотнями тысяч. Принятие такой нормы ставит их в беззащитное положение, но помогает государству отсрочить отказ выплат по обязательствам.
Также Кабинет Министров решил снимать безработных с учета в случае повторного отказа участвовать в общественных работах. В частности, было решено, что лица, которые отказались от участия в общественных работах, беспрерывная длительность которых составляет 1 месяц и которые являются вторым предложением работы для таких лиц, снимаются с учета как безработные. По большему счету это уже прямой путь к обычному рабству. Характер таких общественных работ ни у кого никаких сомнений не вызывает, осуществление оплаты предусмотрено из фонда общеобязательного государственного социального страхования, который уже сейчас работает на пределе.
От исполнительной власти не отстает в наступлениях на права трудящихся и президентская власть. Президент Ющенко против предоставления Фонду государственного имущества право в одностороннем порядке отказаться от договора купли-продажи в случае невыполнения покупателем определенных этим соглашением условий. По словам руководителя главной службы социально-экономического развития Секретариата Президента Романа Жуковского, озвучившего такую позицию Ющенко, это не соответствует Конституции, гласящей о нерушимости права частной собственности(!!).
Как правило, приватизация проводится за копеечную сумму и часто не соответствует действительному уровню капитализации предприятия. При приватизации промышленного предприятия на нового частного собственника накладывают обязательства по социальному обеспечению трудового коллектива предприятия, и внедрению инвестиционных программ в само производство. Но ведь ни для кого не является секретом, что существуют масса примеров того, как новый собственник не соблюдает взятые на себя обязательства. Сокращается трудовой коллектив, базовое предприятие избавляется от социальных объектов (больницы, детсады, спортивные комплексы), переводя их на муниципальный баланс, да предприятие просто могут закрыть, а оборудование порезать на лом или в случае его дороговизны продать по рыночной цене с прибылью. Получается, что институт частной собственности у нас по конституции незыблем, но при этом судьбы сотен тысяч людей никому не нужны и могут в любой момент выкинуты на улицу ради нерушимости права частной собственности.
Как видим, власть хорошо печется о капиталистах и капитале. Господин Жуковский четко подтверждает это. «Повторная приватизация – процесс длительный, и потому предыдущий покупатель сможет вернуть свои деньги лишь через несколько лет», – говорит он. «Фактически такие нормы открывают дорогу к массовой реприватизации, а в худшем случае – просто экспроприации имущества у инвестора», – уверен господин Жуковский.
Вот так, пока мы здесь привыкаем к новым реалиям и возвращаемся к старой забытой и оплеванной терминологии (капитал, капиталисты, эксплуатация, трудящиеся), наверху все контролируют и держат руку на пульсе. Похоже стоит отказаться от всяких рудиментов веры в государство-защитника и четко понять, капитал и государственный аппарат в одной связке. Лишь только профсоюзы, стачечное движение, контроль трудящихся могут хоть как-то ослабить обвал социальной сферы.