додому Економіка Семен УРАЛОВ: Почему Евразийская интеграция – шанс на обновление элит

Семен УРАЛОВ: Почему Евразийская интеграция – шанс на обновление элит

151

УРАЛОВ

Почему Евразийская интеграция – шанс на обновление элит. К выступлению Глазьева в Одессе

На днях мне довелось побывать на круглом столе, посвященном потенциальной интеграции Украины в Таможенный Союз. Мероприятие готовило общественное движение “Украинский выбор”, которое связано с последним главой администрации президента Леонида Кучмы Виктором Медведчуком. Также в украинских СМИ Медведчука часто ассоциируют с Владимиром Путиным, который крестил его дочку. То есть все, что связано с “Украинским выбором”, в украинской прессе так или иначе имеет легкий флер околокремлевских фантомов.

Но оставим домыслы украинским журналистам.

В нашем, евразийском, случае кто кого крестил – не имеет никакого значения. Лично я прибыл на круглый стол с тем, чтобы посмотреть, как занимаются разъяснением Евразийской интеграции те общественные силы, которые хоть как-то связывают себя с будущим Евразийским союзом.

Роль и место российских экспертов в разъяснении Евразийской интеграции

Центральным гостем мероприятия, безусловно, был глава Евразийской экономической комиссии Сергей Глазьев. Сам факт того, что в украинские регионы Юго-Востока привозят таких людей, как Сергей Глазьев – это уже плюс. Дело в том, что Одесса, Харьков, Донецк, Днепропетровск, Запорожье за 20 лет существования в рамках периферийного национального государства абсолютно выпали из евразийского контекста. Это раньше, 20 или 30 лет назад, Одесса была включена в общесоюзные процессы посредством Черноморского морского пароходства, на уровне предприятий и производств. Харьковские атомщики работали в рамках союзных программ, а будущий президент Украины Леонид Кучма запускал днепропетровские ракеты в Казахстане.

Но это прошлое. А реальность такова, что города Юго-Востока вырваны из контекста Евразии и максимум, что могут производить – союзную ностальгию. Ностальгию, которая политически выражается в раздвоении личности избирателя : в соцопросах он говорит, что поддерживает интеграцию Евразии, а по факту голосует за партию власти, в программе которой значится в качестве приоритета интеграция европейская. Но такого у нас в Евразии хватает, и не только на Украине. До тех пор, пока не возникнет Евразийский союз, эта шизофрения будет воспроизводиться и дальше.

Важно другое. На мероприятии в Одессе было около сотни участников и слушателей разного уровня и статуса. По большому счету, был собран весь спектр сторонников соединения – депутаты местных советов и парламента, общественники, журналисты, адвокаты, предприниматели и так далее.

Местному политическому классу Юго-Востока однозначно необходимо выходить за рамки регионального политического мышления. Поэтому им просто необходимо слышать людей уровня Глазьева, который способен спокойно и доступно разъяснять простые аспекты экономической интеграции.

Кстати, доступное разъяснение сути Таможенного Союза в аргументах Сергея Глазьева – это лучшая агитация.

По делу и без привычных завываний о нерушимости братской дружбы. Ибо по факту никакой дружбы между народами нет : 20 лет пропаганды национальной идеи в РФ и появление нового типа “россиянина”, аналогичный процесс на Украине и появление нового типа “українця” – сделали свое дело. Есть симпатия и дружба между гражданами регионов на основании региональной идентичности.

Так, одесситы находятся в культурном и деловом диалоге с Москвой и Питером. Харьков интегрирован с Белгородом. Луганск с Ростовом. Но к дружбе народов эти симпатии и приоритеты никакого отношения не имеют. Такова реальность.

И для такой аудитории аргументы и логика Глазьева – это объективная реальность.

Другой вопрос, что “Украинский выбор” возможности доступа к спикерам такого уровня, как Глазьев, использует далеко не на 100%.

Ведь в конечном итоге хотелось бы, чтобы депутаты, журналисты, лидеры общественного мнения, пришедшие на круглый стол, могли бы в коллективах, где они занимают не последние позиции, доносить свою точку зрения, сформированную в том числе и за счет аргументов, услышанных от Сергея Глазьева. Поэтому было бы логично и правильно, если бы каждый участник получил на руки какую-то инфографику с основными выводами из доклада. Или флешку, где было бы достаточно наглядной информации с аргументами Глазьева. Совершенно несложно выпустить приложения к айфону и андроиду.

Такие, казалось бы, простые вещи, – которые при этом повышают КПД от мероприятия в разы.

Но спишем это на то, что “Украинский выбор” – молодое общественное движение, еще ни разу не принимавшее никакого участия в выборах, следовательно, это естественные проблемы роста.

Важно другое. Спрос среди региональных элит на Евразийскую интеграцию есть. Спикеры по данной теме есть. Следовательно, можно переходить ко второму этапу обсуждения Евразийской интеграции : от Таможенного союза к Евразийскому. Чего я и желаю общественному движению “Украинский выбор”.

Евразийская интеграция Украины : прагматичное измерение

Разъяснение региональным элитариям сущности интеграции – дело нужное и полезное. Но, как мы установили, Евразийская интеграция Украины и Молдавии начнется по кризисному сценарию, когда нынешний правящий класс доведет ситуацию до полного краха, то есть государство окончательно зайдет в тупик национального развития.

С высокой долей вероятности евразийская интеграция будет проходить по сценарию восстановления государства, на повестке дня будут стоять вопросы жизнедеятельности и воспроизводства власти. Это значит, что украинские политики, действительно понимающие неизбежность евразийской интеграции Украины по объектному сценарию, уже сегодня должны готовить будущие плацдармы.

Мы видим, что государство движется к точке невозврата, следовательно, на втором шаге необходимо готовить пакет решений по реанимации государства.

Причем Украина не будет представлять из себя какого-то уникального случая. Как уже неоднократно говорилось, в украинском случае будет очень полезен опыт Киргизии.

Я уже писал о попытке киргизского президента Алмазбека Атамбаева объединить действия по восстановлению государства в единую “Национальную стратегию устойчивого развития 2013-2017”, чтобы было понятно, куда именно движется государство и какие базовые проекты будут положены в его основание в восстановленном виде. Другой вопрос – сама Стратегия достаточно сырая и не до конца отражает суть процессов. Но лучше такая стратегия, чем никакой.

Принципиальная схема реанимации государства выглядит следующим образом : сначала военно-политическая стабилизация границ национального государства с помощью ОДКБ и размещения военных баз, затем реанимация сохранившихся отраслей экономики через интеграцию в Таможенный союз. И только после этого государство сможет более-менее нормально функционировать.

Но, как показывает киргизский опыт, без массового обновления правящего класса, виновного в доведении государства до кризиса и паразитирующего на внутренних противоречиях, Евразийская интеграция будет сильно пробуксовывать. Для Украины и Молдавии, которые встанут на путь восстановления государства значительно позже Киргизии, времени на принятие решений будет еще меньше.

Это означает, что уже сегодня необходимо работать над документом, аналогичным “Стратегии устойчивого развития Киргизии 2013-2017”, где будут прописаны основные экономические, военные и инфраструктурные проекты для реанимации государства на Украине.

Поэтому процессы разъяснения неизбежности Евразийской интеграции должны проходить параллельно с процессами подготовки к той самой неизбежности.

Потому что времени на самом деле нет вообще.

Автор – Семен Уралов Шеф-редактор проекта “Однако. Евразия”.

25 марта 2013, Источник – odnako.org

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я