Надежда Чернушка
Немецкие студенты борются за улучшение качества образования, в то время как учащиеся украинских вузов стараются хотя бы не допустить его дальнейшего ухудшения и отстоять те из немногих прав, на которые посягают чиновники. В разных странах студенты сталкиваются практически с одними и теми же проблемами. Отличий не так уж и много.
Учащиеся Германии жалуются на устаревшую трехуровневую систему образования, где дети в возрасте 10–ти лет подвергаются «сортировке» в зависимости от способностей. У учеников выискивают слабые стороны и отбраковывая как некондиционное изделие. Детям не пытаются помочь преодолеть трудности. В результате полноценное образование доступно только избранным, элите, в то время как основная масса школьников вынуждена довольствоваться «крохами со стола» немецкого образования.
В своей аналитической статье, посвященной немецкой образовательной системе, независимый журналист Юрген Альбрехт пишет: «Ни одна политическая партия не ставила себе цель качественно повысить уровень образования в Германии и устранить его слабые стороны. Какой вывод можно из этого сделать? Политическая и экономическая элита не хочет и не нуждается в образованном народе».
Что имеем в итоге? Каждый 5–й немец выходит из школы, не умея толком читать, а 80 % сложных детей и детей–инвалидов даже не заканчивают школу.
На первый взгляд, нельзя сказать, что ситуация в Украине схожа. Система образования более проста и университеты вроде как открыты для всех желающих. На самом же деле не так все просто.
Главным способом искоренить взятки и тем самым побороть несправедливость при поступлении в Минобразования называют введение внешнего тестирования, результаты которого могут быть засчитаны как вступительные экзамены в вузах. Но взятки и «свои люди» никуда не исчезли. Все так же есть элита и все так же никого не интересуют проблемы сложных детей, детей из малообеспеченных семей и уж тем более мигрантов, которые могут учиться только на контрактном основании. Нет денег – пошли вон. А без бумажки, как известно, ты букашка.
К слову о деньгах. Оказывается, недостаточное финансирование – проблема не только Украины (хотя суммы тут, естественно, совершенно разные и обтрепанные учебники 70–х годов прошлого века немцам даже не снились).
Еще в 2005 году 6 из 16 федеративных земель Германии полностью перешли на платное обучение. А тут еще один удар по студентам – страна заметно урезала расходы на образование, мотивируя это мировым финансовым кризисом. Как результат – университетские фонды на грани опустошения. Только в Берлине за последнее время было уволено 10000 университетских работников и 200 профессоров. Повсюду проблемы нехватки учебных материалов и преподавательского состава.
Сокращая расходы на образование, система открыто дает понять, что ее больше интересует то, как спасти «бюджетные деньги», а не как принести пользу обычным людям. Зачем системе образованные студенты? «С пустыми головами легче кивать» – гласит надпись на плакате немецких демонстрантов.
Болонская система очень хорошо выполняет задание по созданию биороботов, способных лишь зубрить и воспроизводить зазубренное. И все это бешенными темпами по сокращенной программе на протяжении четырех лет. Для того чтобы получить высшую оценку, необходимо стопроцентное присутствие (причем львиную долю баллов можно заработать только за него) и способность протараторить заученный материал, надиктованный лектором. Для этого не обязательно вдумываться в смысл и уж тем более подвергать сомнению точку зрения преподавателя. А как же «В споре рождается истина»? Сократ бы плакал.
Если так пойдет и дальше, очень скоро немцы станут, неотличимы от американских граждан – писать и читать еще так–сяк умеют, но ответить на вопрос, в чем заключается разница между астрономией и астрологией смогут немногие, как шутит журналист Юрген Альбрехт.
А что же в Украине? Часто украинские преподаватели не только не хотят, но и не могут научить. А даже те, кто способен помочь, перегружены парами. У них нет времени для индивидуальных занятий со студентами и научной деятельности. Можно вспомнить привычное хроническое отсутствие денег у ВУЗов. Кроме того, теряется смысл учебы. Трудоустройство выпускников с дипломом бакалавра – это еще та головная боль… для новоиспеченного бакалавра. Ведь по мнению работодателей четырехлетний курс – незаконченное высшее образование. Поступить в магистратуру на «бюджетку» сложно без взятки или действительно выдающихся способностей. Вот и получается, что такой принцип Болонской декларации, как обеспечение трудоустройства выпускников просто не выполняется.
Волнует это в первую очередь студентов, которые уже устали от того, что государство постоянно пытается экономить на образовании и считает, что это легко сойдет ему с рук. И похоже на то, что такая самоуверенность небезосновательна.
Известная в Германии левая газета «Taz» критикует действия протестующих, считая прелагаемые ими альтернативы нереальными, а действия – несерьезными: «Они требуют больше денег для школ и университетов, как раз во время кризиса – и думают, что их требования могут быть выполнены с помощью детских акций – таких, как, например, символический захват банка».
Что для Германии посредственная акция – то для Украины настоящая победа. В наших нестабильных условиях государству совсем уж ни к чему массовые перевороты. Не
270 000, а всего 100 студентов под флагами независимого профсоюза «Пряма дія» смогли добиться отмены постановления Кабмина про введение платы за «дополнительные услуги» – пользование интернетом, библиотекой и даже за пропущенные занятия.
Буквально на днях Министерство науки и образования выдумало новую шутку – законопроект, отменяющий выплату стипендий студентам ВУЗов и ПТУ. Хочется надеяться, что его постигнет та же участь, что и предыдущую государственную инициативу. Вечно голодные и бедные студенты пойдут на многое, лишь бы оставить за собой право ежемесячно получать 500 гривен.
Возможно, со временем студенческая борьба только разгорится – несправедливости в системе образования с избытком, да попыток ее приумножить тоже. Молодежь легка на подъем.