Владимир МУЛЯРЧУК, Центр исследований проблем гражданского общества
Владимир Гройсман – наиболее молодой глава Кабинета министров в истории современной Украины. Был назначен на пост премьер-министра 14 апреля 2016 года. За соответствующее решение проголосовало 257 народных депутатов. Постановление поддержали 206 депутатов фракций «БПП» и «Народный Фронт», а также группы «Видродження» и «Воля народу» – 23 и 16 голосов соответственно. За назначение Гройсмана главой правительства тогда не проголосовал не один депутат из «Оппозиционного блока», «Батькивщины» и «Самопомощи». Из «Радикальной партии» «за» проголосовал лишь один депутат.
В тот же день лидер Радикальной партии Олег Ляшко заявлял, что «премьер-министр Гройсман избран в результате заговора с олигархами». Сам Владимир Борисович, выступая в Раде перед своим назначением, раскритиковал украинских политиков и чиновников, которые «за 24 года не дали людям жить по-человечески» и не обеспечили успех страны. Он пообещал показать, «что такое управление государством» и подчеркнул, что верит «в то, что сегодня очень важно восстановить доверие украинских граждан к власти» и призвал каждого быть максимально ответственным.
Сразу после своего назначения Гройсман провел телефонные переговоры с вице-президентом США Джо Байденом и верховным представителем ЕС по внешней политике и политике безопасности Федерикой Могерини. Во время переговоров он пообещал ускорить темп проведения реформ и повышения качества системных преобразований в государстве.
В первые месяцы премьерства Гройсмана многие украинские политические аналитики называли одним из ближайших соратников президента Петра Порошенко, считали его несамостоятельным политиком и даже сомневались в том, может ли он сказать «нет» президенту. Но уже тогда политолог Владимир Фесенко назвал такие суждения безосновательными. Фесенко отметил, что «Гройсман – сложнее, и, я бы так сказал, хитрее, чем многим кажется. Он не будет обычной марионеткой в руках Порошенко. Это будет достаточно самостоятельная фигура». Подобное мнение высказал и директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик. По его мнению, Гройсман способен на собственную игру и очень скоро это покажет.
Как и Пётр Порошенко, В. Гройсман пришел в большую политику из Винницы, где восемь лет был городским главой (он был самым молодым мэром в Украине). На парламентских выборах 2014 года прошел в Верховную Раду по списку «Блока Петра Порошенко», но даже будучи спикером парламента не вступал в партию БПП.
Во время работы на посту вице-премьера Гройсман работал над подготовкой масштабной децентрализации системы власти, которая была одним из приоритетов президента Порошенко.
С лидером «Батькивщины» Юлией Тимошенко у Гройсмана достаточно сложные отношения. В феврале 2017 года Юлия Владимировна призвала немедленно зарегистрировать проект постановления об отставке премьер-министра Владимира Гройсмана. После этого в своем Twitter – аккаунте Гройсман ответил, что Юлия Тимошенко очень хочет «дорваться к власти». Он считает, что у Тимошенко есть самоцель, которая заключается в желании управлять страной. Тогда как нынешнее правительство, по его словам, ставит перед собою совсем другую задачу – сделать Украину сильной. Кроме этого Гройсман заявил, что именно лидер «Батькивщины» является «мамой» коррупции, популизма и неэффективности.
1 июня 2017 года во время визита в Мариуполь, отвечая на вопросы журналистов, Гройсман назвал Тимошенко «прошлым украинской политики». «Юля Тимошенко для меня не является оппонентом, потому что она – прошлое украинской политики», – сказал глава правительства и напомнил, что именно Тимошенко подписала соглашение с российским «Газпромом», в котором было прописано условие «бери или плати», «фактически она нас посадила на иглу России и еще кандалами нас приковала к трубе «Газпрома». Это был ее сговор с Российской Федерацией». Гройсман добавил, что решение Стокгольмского арбитража, которое отменило это «ужасное для Украины» условие, раскрывает «фальшь и неприязнь к нашей стране» со стороны Тимошенко.
В ответ Юлия Владимировна заявила, что «такими высказываниями Гройсман напоминает упаковочную пленку с пупырышками… «Дети, когда хотят поиграть, давят эти пупырышки, они лопаются громко. Вот для меня это образ Гройсмана. Это такая пупырышка, на которую можно нажать, она взрывается и на этом все. К сожалению, у нас нет самостоятельного премьер-министра. У нас есть тень президента, премьер-министр Гройсман, который выполняет все его прихоти».
Однако, на самом деле, отношения между премьером Гройсманом и президентом Порошенко вовсе не такие простые, какими порой кажутся некоторым оппозиционерам.
В конце 2017 года украинские политические журналисты и политологи начали говорить о сближении Владимира Гройсмана с лидером «Народного Фронта» Арсением Яценюком и об определенных разногласиях Владимира Борисовича с Петром Алексеевичем. В конце августа прошлого года Гройсмана и Яценюка заметили во время вечерней прогулки на Крещатике.
Еще в апреле 2017 года Гройсман говорил, что общается с президентом Порошенко ежедневно, «обмениваясь мнениями по разным вопросам». Уже тогда социологические исследования показывали, что президентский рейтинг нынешнего премьер-министра составляет около 4%, однако Владимир Борисович убеждал, что в 2019 году он будет участвовать в президентских выборах «как все граждане Украины, приду и проголосую за кандидата в президенты» и других намерений у него нет.
Но уже в мае 2017 года Сергей Лещенко сообщил, что в последнее время Гройсман, якобы отворачивается от президента Порошенко, «отказался возглавить партию БПП и явно ведет отдельную игру». Кроме того, по словам политика, Гройсман не предупредил Порошенко о повышении минимальной зарплаты до 3 200 гривен, чем вызвал бурю негатива на Банковой. Согласно информации Лещенко «президенту по горячим следам заявления премьера пришлось записывать телеобращение к нации, чтобы не дать ему самостоятельно наслаждаться лучами славы. Доходит до смешного, когда в Администрации Президента узнают о планах премьера провести круглый стол с бизнесменами, там за день назначают встречу в аналогичном формате под руководством Порошенко».
Таким образом, президент Порошенко и премьер Гройсман действуют наперегонки.
19 июля 2017 года Глава Администрации президента Игорь Райнин заявил, что между президентом и премьером нет конфликта, но есть дискуссии по отдельным вопросам.
3 октября 2017 года украинский парламент поддержал правительственный законопроект о пенсионной реформе, согласно которому с октября были подняты пенсии для 9 миллионов пенсионеров на сумму от 200 до 1000 гривен. Во время своего выступления в Раде Гройсман объяснил, что минимальная пенсия теперь будет составлять 1 452 гривны. В тоже время, согласно реформе с 2018 года украинцы могут получать пенсию, если официальный рабочий стаж составит не менее 25 лет, с 2019 – не менее 30, а с 2020 года – не менее 35 лет. Законопроект № 6614 о пенсионной реформе поддержали 288 депутатов. Не поддержали законопроект «Оппозиционный блок» и «Батькивщина», которая не дала ни одного голоса.
19 октября Верховной Радой был принят правительственный законопроект «О государственных финансовых гарантиях оказания медицинских услуг и лекарственных средств», который запустил проведение медицинской реформы в Украине. Данный законопроект был принят голосами депутатов «БПП», «НФ», «Самопомощи», «Воли народа» и «Радикальной партии». Не голосовали за ликвидацию бесплатной медицины лишь «Оппозиционный блок», «Батькивщина» и группа «Видродження».
Достаточно неожиданно «за» реформу отдал свой голос Олег Ляшко, который ранее заявлял, что медреформа уничтожит больницы по всей Украине. Сам руководитель Кабмина тогда спрогнозировал, что «фундаментально через несколько лет мы сможем увидеть первые успехи» и отметил, что с утверждением новой системы финансирования медицины деньги будут направляться на конкретную услугу, а не на «стены больниц и не пустые койко-места». Он подчеркнул, что «по всей стране несовершенная система, 97% людей платят за медицину и получают достаточно низкое качество, а врачи вынуждены находить посторонний заработок. Это неприемлемая ситуация, и закон, который мы приняли, дает возможность изменить систему финансирования. Теперь финансировать мы будем не стены больниц и не пустые койко-места. Мы будем финансировать конкретную медицинскую услугу».
11 ноября Владимир Борисович был одним из главных гостей на съезде партии «Народный Фронт». Тогда в начале съезда бывший и нынешний глава правительства обменялись взаимными похвалами. Гройсман во время своего выступления подчеркнул, что в 2014 году были необходимы решительные действия, которые сделал «настоящий лидер Арсений Яценюк». В свою очередь, Владимир Борисович похвастался принятием пенсионной и медицинской реформы, и добавил, что «впереди много работы» и рассказал о планах по строительству дорог и «модернизации Украины». «Мы боремся не за власть… Наша цель, чтобы украинцев стало больше. Вместе мы победим», – подчеркнул руководитель правительства, завершая свое выступление.
Интересное недоразумение произошло между Порошенко и Гройсманом в январе этого года, на которое обратили внимание ряд журналистов и аналитиков. После переговоров с главой МВФ Кристин Лагард в Давосе президент Порошенко оптимистично заявил, что новый транш Украина может получить уже к началу апреля и отметил, что правительство ради этого готово урегулировать цену на газ. Впрочем, повышение стоимости газа должно было произойти еще в октябре 2017 года. Но Кабмин во главе с В. Гройсманом отказался идти на такие непопулярные меры, аргументируя это тем, что очередной рост тарифов может привести к дальнейшему повышению уровня бедности среди украинцев.
Накануне встречи между Порошенко и Лагард в СМИ появлялась информация о готовящемся подорожании газа для населения с 1 апреля 2018 года. Но в Министерстве энергетики и угольной промышленности Украины опровергали такие планы.
По мнению некоторых аналитиков, Порошенко согласился на повышение цены на газ, чтобы этим перебить вопрос создания антикоррупционного суда и затянуть этот процесс. В то же время, некоторые эксперты считают, что президент готов на повышение цены не ради получения транша, а для удара по рейтингу Гройсмана, о желании которого быть самостоятельным политиком давно известно.
Средства массовой информации писали, что премьер-министр был категорически против подорожания газа и после заявления президента даже поспешил написать в социальных сетях, что «никто не собирается поднимать тарифы на газ для населения» и это «абсолютная глупость». Это не удивительно, ведь на этой теме очень любят спекулировать оппозиционные политические силы, особенно «Батькивщина» и «Оппозиционный блок». Однако, как подчеркнул глава НКРЭКУ Дмитрий Вовк «у Порошенко есть собственный инструмент». На Банковой говорят, что по этому вопросу еще проводятся консультации.
Экономист Сергей Фурса успокаивает, что очередное подорожание вряд ли будет таким ощутимым по сравнению с предыдущими. Эксперт убежден, что «цены на газ нужно повысить, чтобы они соответствовали рыночным. Тогда, кто может за это платить, они – платят, а те кто не может – получают субсидии. Ведь когда газ дешевый субсидируют всех. В будущем выгодно, чтобы цены на газ для населения были на уровне цен для промышленности… Для Гройсмана действительно выгодно, чтобы цены на газ не повышались, так как он играет в популизм. Мы привыкли, что у нас газ для населения дешевый, а как цена на рынке выше. Вот и получается, что мы все равно платим большую цену». 28 февраля глава правительства сообщил, что в ближайшие несколько лет государство перейдет на полное самостоятельное обеспечение газом, а также уменьшится цена на газ. «Мы начнем системное уменьшение цен на газ. Мы увеличили добычу газа и будем это делать в 2018-2020 годах», – сказал Гройсман.
9 февраля, выступая в парламенте, Гройсман призвал парламент утвердить конституционную реформу в части децентрализации и в части полномочий парламента и президента. «Мы должны наконец завершить реформу децентрализации. Для этого нам нужно провести конституционные изменения, закрепить местное самоуправление на всех уровнях, начиная с громады, завершая областями. Нам необходимо наконец принять решение – мы в конце концов парламентско-президентская страна или президентско-парламентская. Мы должны определить, и это очень важно, сферы компетенции и ответственности всех уровней власти. Четко указать, кто и за что отвечает. Тогда мы получим совсем другое качество государственного управления» – заявил глава правительства. Кроме того, премьер-министр призвал Верховную Раду на текущей сессии создать Антикоррупционный суд и завершить избирательную реформу.
Напомним, что Конституционную реформу, касающуюся полномочий президента и парламента, в прошлом году предлагал Арсений Яценюк. Однако, осенью президент Петр Порошенко заявил, что не видит возможности провести кардинальную конституционную реформу с перераспределением полномочий между президентом, парламентом и правительством.
Следует также отметить, что внесение таких изменений в Конституцию поддерживает и Генеральный прокурор Юрий Луценко. В февральском интервью журналистам «ТСН» отвечая на вопрос, согласится ли Порошенко на условия политических партнеров изменить Конституцию? Юрий Витальевич ответил, что «Порошенко умеет договариваться, и как я вижу, в последнее время делает это очень настойчиво».
Владимир Гройсман молодой и амбициозный политик. 20 января ему исполнилось 40 лет и, конечно же, он не хочет, чтобы его политическая карьера закончилась постом премьер-министра. Нет никаких гарантий, что Порошенко будет переизбран на второй срок, а Гройсман останется на посту главы правительства после выборов. Поэтому, Владимир Борисович хочет показать, что является самостоятельным политиком, а не марионеткой президента. Глава правительства заинтересован в том, чтобы украинские избиратели воспринимали его как самостоятельного политического игрока, чего в свою очередь, не очень хочет Пётр Алексеевич, который когда поддержал кандидатуру В. Гройсмана на пост премьер-министра, считал его своим человеком.
27 февраля на обсуждении отчета правительства за 2017 год с региональными СМИ Владимир Гройсман подтвердил, что планирует участвовать в следующих парламентских выборах, которые должны пройти в 2019 году. Он подчеркнул, что до парламентских выборов надо ввести новую избирательную систему с открытыми партийными списками. По его мнению, парламент принял в первом чтении «неплохой закон, который может быть доработан ко второму чтению». Премьер добавил, что нужны дальнейшие изменения в экономике и создание «нормальной системы жизни в стране», а это возможно при поддержке парламента.
На следующий день издание «РБК-Украина» сообщило, что 26 февраля якобы была достигнута рамочная договоренность об объединении между «БПП» и «НФ». По словам нескольких источников во властных группах договоренность предусматривает разделение общего проекта в следующих пропорциях – 50% у Порошенко, 30% у Народного фронта, 20% у Гройсмана. Более того, по квотному принципу якобы должен быть поделен политсовет будущей партии, и даже руководство региональных ячеек.
Стоит отметить, что в жизнеспособность этой конструкции не верят ни в одной властной группе. Но в окружении президента Порошенко говорят, что «окончательного решения все еще нет», а ситуация полярно меняется «едва не ежедневно».
В тот же день, во время общего выступления с главой Верховной Рады Андреем Парубием Владимир Борисович уточнил: «пока о формате этого участия мне трудно сказать. Но я точно знаю, что я буду идти абсолютно честно, открыто с единомышленниками, и бороться за ценности». При этом Гройсман заявил, что вряд ли следует ожидать досрочные президентские или парламентские выборы. Поэтому Верховная Рада и вся Украина должна готовиться к тем выборам, которые запланированы в 2019 году – 31 марта президентские выборы и 27 октября Парламентские выборы.