Новый дизайн молдавской власти спутал карты Кремлю
Виталий Кулик – политолог, директор киевского Центра исследований проблем гражданского общества, специально для “НГ”.
Избрание парламентом 16 марта 2012 года беспартийного кандидата правящего альянса «За европейскую интеграцию» Николае Тимофти президентом Республики Молдова положило конец затянувшемуся на два с половиной года политическому кризису и хаосу в стране. Партия коммунистов, безуспешно пытавшаяся сорвать эти выборы и добиться роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов, объявила нелегитимным также и нового главу государства, заявив о намерении продолжить борьбу за отставку альянса и возвращение во власть. Однако ситуация ПКРМ уже не контролируется.
Новый дизайн власти в Молдове
Большинство экспертов согласны с тем, что Тимофти не является центром принятия политических решений или игроком молдавского политикума. Он внешне равноудален от всех трех партий – членов альянса. Однако со временем Тимофти может нарастить влияние и перетянуть центр формирования политики в президентуру. Но это произойдет не в ближайшее время. Пока контроль над ситуацией полностью находится в руках премьер-министра Влада Филата. В правительстве же будет формироваться и реализовываться внутриполитический, социально-экономический курс и внешняя политика Молдовы.
Следует, правда, учесть, что Молдова очень маленькая страна, где все известные люди находятся на виду и так или иначе связаны друг с другом. Традиции кумовства (нанашизма), которые обрели в Молдове национальный колорит, – это особая тема для разговора. Автор не ставил себе цель выяснить, какие именно родственные узы вдруг подняли Николае Тимофти на высшую должность в Молдове, однако, по нашей информации, он достаточно хорошо знаком всем тем лидерам правящего альянса (и стоящим за ними бизнес-группам), которые, собственно, и внесли его кандидатуру на рассмотрение парламента.
Румынский фактор
В то же время следует отметить ряд характерных особенностей политики молдавских властей. Во-первых, усиление румынского фактора. 3 марта 2012 года в городе Яссы (Румыния) состоялось общее заседание правительств Республики Молдова и Румынии, по результатам которого было подписано восемь общих документов, а именно: План действий относительно имплементации Общей декларации относительно стратегического партнерства между РМ и Румынией в сфере европейской интеграции РМ, подписанной премьер-министром РМ Владом Филатом и премьер-министром Румынии Михаем Резваном Унгуряну; Соглашение о сотрудничестве между Министерством регионального развития и туризма Румынии и Министерством строительства и регионального развития РМ; Соглашение относительно юридического статуса румынских военных погребений, расположенных на территории РМ и др.
Относительно конкретных шагов, которые предусмотрены Планом действий, нужно выделить: предоставление Румынией практического содействия РМ в переговорах с ЕС по вопросам подписания и имплементации Соглашения относительно ассоциации, Соглашения о зоне свободной и всеохватывающей торговли, а также либерализации визового режима для молдавских граждан; обмен опытом между внешнеполитическими и другими причастными ведомствами двух стран в сфере гармонизации законодательства РМ согласно требованиям ЕС (в Кишиневе поговаривают о фактическом создании института советников румынского МИДа в МИДе РМ); налаживание более тесного сотрудничества в правоохранительной сфере с целью использования опыта Румынии в обеспечении свободного передвижения молдавских граждан на территории ЕС; организация twinning-программ для молдавских госслужащих, проведение тренингов по сотрудничеству с Европейской комиссией относительно имплементации Соглашения по ассоциации, проведение стажировок молдавских госслужащих в румынских учреждениях; интенсификация сотрудничества в рамках инициативы «Восточное партнерство» и др.
Следует отметить, что имплементацию указанного Плана действий будет осуществлять Смешанная комиссия по европейской интеграции, которая будет создана путем реорганизации действующей Смешанной комиссии по вопросам экономического сотрудничества и евроинтеграции между Румынией и РМ. Финансирование будущих проектов будет осуществлено за счет выделенного для РМ еще в 2010 году Румынией транша финансовой помощи в 100 млн. евро, а также за счет фондов ЕС.
Приднестровский фактор
После победы на президентских выборах в Приднестровье независимого кандидата Евгения Шевчука (во многом вопреки позиции Кремля) ситуация в регионе обострилась. Шевчук провел масштабную замену руководства ПМР. На основные должности в Приднестровье были назначены лица из числа ближайшего окружения Шевчука, которые обеспечивали его победу на президентских выборах в декабре 2011 года.
Другой характерной особенностью процесса формирования новых органов власти в Приднестровье стало проведение реструктуризации правительства, вследствие чего были упразднены некоторые министерства и созданы государственные комитеты и службы. В частности, Министерство госбезопасности (МГБ) преобразовано в Комитет госбезопасности (КГБ).
Особенно заслуживает внимания так называемый жесткий курс Шевчука в отношении команды бывшего президента Игоря Смирнова и экс-руководителя МГБ Владимира Антюфеева. Шевчук дал указание начать массированную проверку использования бюджетных средств в бывшей администрации президента, Центробанка ПМР, МГБ, МВД и других ведомств. На должность представителя президента ПМР в Москве назначен Михаил Бергман (бывший комендант российской 14-й армии во времена Александра Лебедя), известный своими резкими заявлениями в отношении Смирнова и Антюфеева.
Заслуживает внимания и послание, которое Шевчук огласил 20 марта с.г. Это первое президентское послание в истории ПМР. В нем Шевчук обозначил основные направления развития Приднестровья на ближайшую перспективу.
В своем послании к органам государственной власти и управления Евгений Шевчук подчеркнул, что приднестровская экономика в настоящее время находится в глубоком кризисе. В качестве мер, которые необходимо предпринять для ее оздоровления, Шевчук назвал пересмотр приватизационного законодательства. В связи с этим он указал на необходимость разработки порядка возвращения в госсобственность некоторых приватизированных объектов, по которым не до конца были выполнены инвестиционные обязательства (этот тезис вызывает наибольшее опасение у представителей влиятельной компании «Шериф» и у российских компаний, инвестирующих в экономику ПМР).
Интересна также попытка Шевчука провести ротацию спикера Верховного совета ПМР. Пропрезидентские депутаты парламента попытались вынести вопрос об отстранении спикера Анатолия Каминского с должности. Пока у Шевчука нет достаточной депутатской поддержки, однако прослеживается тенденция к переходу части бывших «обновленцев» (партию «Обновление» возглавляет Анатолий Каминский) в партию «Возрождение» Шевчука.
Очевидно, что антикоррупционная активность разрушает мосты для возможных переговоров Шевчука с другими центрами принятия решений в Приднестровье. Сегодня часть элиты ПМР рассматривает Шевчука в качестве недоговороспособной фигуры. Учитывая специфику региона (ручное управление исполнительной вертикалью власти президентом, отсутствие упроченной системы сдерживаний и противовесов между основными ветвями власти и т.п.), поддержка стабильности социально-экономической ситуации в Приднестровье прежде всего будет зависеть от способности руководства успешно взаимодействовать с внешними партнерами, прежде всего с Российской Федерацией и Украиной.
В Киеве обеспокоены радикализмом новой администрации в Тирасполе. Киев действительно предпринял ряд шагов для активизации двустороннего и многостороннего диалогов. По инициативе украинской стороны 18 января с.г. в Одессе прошла встреча главы молдавского правительства с новоизбранным лидером Приднестровья. Инициированный Киевом диалог был продолжен в Дублине в формате «5 + 2» в феврале этого года. Однако последние события способны внести ощутимые коррективы. Во многом это связано с изменением российской политики в регионе.
Избрание президентом РМ Николае Тимофти и политика Евгения Шевчука в Приднестровье явно не вписываются в планы Москвы. Все предпринимаемые Кремлем на протяжении последних двух лет попытки «сколотить» пророссийскую коалицию в Молдавии оказывались тщетными. Очередным просчетом российской внешней политики в этой стране стали надежды на то, что крайне скромные успехи Кишинева на пути евроинтеграции, грызня внутри правящей коалиции, а самое главное – невозможность избрать президента страны спровоцируют уже третьи по счету досрочные парламентские выборы и создадут условия для возвращения во власть коммунистов. Теперь же избрание кандидата от правящего альянса «За европейскую интеграцию» на пост президента Молдовы означает сохранение существующей композиции в парламенте как минимум на четыре года. При этом молдавская оппозиция в лице коммунистов рискует уже в ближайшее время не досчитаться части своих депутатов, соблазненных идеей послужить сегодняшней власти, пускай и не безвозмездно.
Этими обстоятельствами и обуславливается назначение представителем президента России по Приднестровью Дмитрия Рогозина. Москва, видимо, выбрала вполне прогнозируемую стратагему: если невозможно контролировать ситуацию в Молдове – поддержим Приднестровье. Правда, стоит учитывать, что Приднестровье во главе с Евгением Шевчуком – уже не то, что было при его предшественнике Игоре Смирнове. Сможет ли Москва учесть эти новые нюансы, а Кишинев – по достоинству их оценить, остается вопросом. В любом случае всем участникам переговорного процесса в рамках «5 + 2» придется иметь дело не с кадровыми дипломатами-переговорщиками, а с публичным политиком.
Подробнее: https://www.ng.ru/courier/2012-04-02/9_moldavia.html