К сожалению, за весь период времени после победы Евромайдана новой демократической властью не было принято ни одного важного системного документа, направленного на расширение существующих прав и свобод человека. Думаю, не следует напоминать, что во время Революции мы защищали свое достоинство, а вместе с ним – свои права и свободы. И поэтому заслужили расширение своих свобод, а не ограничение.
Задекларирована только лишь подготовка «Национальной стратегии по правам человека», которую должны были разработать до конца декабря, но не успели. В результате срок ее подготовки был продлен президентом Украины Петром Порошенко, из-за чего мы до сих пор не получили проекта этого документа.
Те же законы стали содержать нормы, нарушающие права человека. Так, к примеру, в июле 2014 года появился закон о заочном осуждении, который, хоть и отвечает европейским стандартам, на практике лишает подозреваемых в совершении преступлений лиц права на доступ к правосудию и на справедливый суд. Как по мне, лучше, чтобы подозреваемый участвовал в судебном заседании, а не узнавал о своем осуждении постфактум. Более приемлемым вариантом могла бы быть заочная конфискация имущества, полученного незаконным путем, у лиц, которые скрываются от органов расследования.
К слову, англо-американская правовая система не предусматривает заочного осуждения, поскольку в США и Великобритании в уголовном процессе важную роль играет суд присяжных, который должен на основании доводов и свидетельств не только государственного обвинения, но и самого подсудимого выносить свой вердикт: виновен или нет.
В стране принимаются законы,которые существенно нарушают и ограничивают наши конституционные праваУже в январе 2015 года вместе с законом о Национальном антикоррупционном бюро также были внесены изменения в УПК относительно негласного мониторинга банковских счетов, а также заключения соглашений со следствием независимо от степени тяжести совершенного преступления, что является преградой для доступа подозреваемых лиц к правосудию.
Сейчас же в очереди на приятие стоят законопроекты, инициируемые правительством, президентом и парламентариями. Например, есть инициативы запретить применение залога к подозреваемым в совершении коррупционных преступлений. Или отменить презумпцию невиновности в делах, касающихся административных правонарушений. Или разрешить органам внутренних дел содержать 40 ведомственных баз данных и открыть им доступ ко всем госреестрам, содержащим персональную информацию о всех гражданах Украины. Или внедрить уголовную ответственность за организацию проплаченных митингов.
Все это преподносится под соусом проведения реформ или борьбы с коррупцией и терроризмом. Но на деле влечет за собою реальное ограничение сферы прав и свобод человека. Ведь последнее предложение народного депутата от партии «Народный фронт» Антона Геращенко наказывать за организацию проплаченных митингов говорит о том, что власть не заинтересована в защите права украинцев на мирные собрания. Если б это было не так, то мы бы уже давно получили соответствующий демократический закон о свободе мирных собраний, защищающий наши права на проведение мирных акций протеста. С чем у нас из-за произвола судебной, исполнительной власти и силовиков имеются серьезные проблемы.
К сожалению, об этом почему-то даже не хотят вспоминать. Создается впечатление, что власть не заинтересована в улучшении ситуации с защитой прав человека.
Скажу честно: если б такое себе позволяли власть имущие во времена президентства Януковича, то общественные организации в Украине уже давно устроили бы неимоверный шум. Сейчас же почему-то от гражданского общества нет адекватной реакции. В результате мы получаем законы, которые существенно нарушают и ограничивают наши конституционные права.