додому Економіка «Подземный» кидок. Как повысить плату и ухудшить сервис.

«Подземный» кидок. Как повысить плату и ухудшить сервис.

154

Максим Нечипоренко

В последний месяц, спускаясь в столичное метро, многие из нас могли ощутить некоторое странное, сначала не совсем понятное чувство. Будто мир подземных дворцов стал  тусклым, краски ушли. Но стоит чуть приглядеться и вам становится понятно, что освещение станций работает в режиме «через лампочку», то есть приблизительно так, как это было в смутные 90-ые годы. Но это не единственное изменение в деятельности метрополитена: интервал между прибывшими поездами увеличился, сам метрополитен чуть раньше начал закрываться на ночь, возле контрольно-пропускных пунктов появились лица «спортивной национальности», больше стало камер видеонаблюдения. Что же послужило причиной таких изменений в работе метро, если почти пол года назад плата за проезд была увеличена в 3,5 раза?

Причина заключается в том, что Киевский городской совет решил уменьшить финансирование строительства и проектирования метрополитена в текущем году в 2,04 раза. Это на 920,037 млн. грн. меньше чем в 2008 годом. Как результат коммунальное предприятие “Киевский метрополитен” также решило сократить свои расходы в 2009 году. “Обеспечить жесткий режим экономии и сокращения расходов предприятия по всем направлениям деятельности и элементам затрат”, – сказано в приказе предприятия от 6 марта. В целом, “Киевский метрополитен” хочет сократить свои расходы в 2009 году за счет экономии на электроэнергии до 5-15%, на водо-, теплоснабжении, топливе и газе – до 20%, на запчастях – до 50%, на оплате труда – до 25%.

Итак, как же в частности повлияет на работу метрополитена уменьшение финансирования? Согласно приказу, вводится режим экономии на использование энергоносителей за счет снижения их потребления до 20%. Для сокращения расходов на электроэнергию предприятие решило пересмотреть существующие графики работы энергоемкого оборудования, в том числе движения поездов, работы эскалаторов, тоннельной вентиляции, воздушных тепловых завес на объектах метро, режима освещения станций, вагонов, балюстрад эскалаторов. Предприятие также ограничило применение электрических обогревателей на своих объектах. Чтобы сократить расходы на теплоэнергию, предприятие решило осуществлять отопление в минимально допустимом температурном режиме, а летом выборочно отключать горячую воду на объектах. Согласитесь, для работы на предприятии, которое расположено на глубине нескольких сот метров, и является стратегическим объектом, подобные «новшества» могут быть не самыми приемлемыми. Безопасность людей может оказаться под угрозой.

Но сокращение расходов касается не только машин, но и людей. Тщетно Объединенная профсоюзная организация и Свободный профсоюз работников коммунального предприятия “Киевский метрополитен” призывали КГГА обеспечить в полном объеме финансирование предприятия из городского бюджета. “Дефицит бюджета КГГА не должен быть проблемой трудового коллектива метрополитена. Стабильная работа должна хорошо оплачиваться!”, – резонно сказано в резолюции профсоюзов предприятия. Но кто же будет серьезно разговаривать с лохами, которые как овцы на закланье еще полгода назад шли под стены Кабмина с протестом против отмены повышения цены проезда. Тогда работники метро в очередной раз повелись на обещание руководства предприятия и города: мол, давайте повысим проезд, так и зарплата вырастет, и финансирование метро увеличится, новые станции будем, чуть ли не каждый месяц сдавать в эксплуатацию, в общем, заживем как сыры в масле.

Рабочих метро жестко надули. Профсоюзы отмечают, что руководство предприятия обещало повышение заработной платы сотрудникам после повышения тарифов на проезд в метро с 1 ноября 2008 года. Однако, по утверждению профсоюзов, повышения зарплаты не произошло, а руководство хочет сократить расходы “Киевского метрополитена” в связи с финансово-экономическим кризисом, в том числе за счет сокращения фонда оплаты труда на 25%.

Но это еще не все, согласно «Приказу» также предусматривается оптимизация (сокращение) штата предприятия за счет сокращения должностей при увольнении сотрудников. При этом установление доплат и надбавок за временно отсутствующего сотрудника, за совмещение должностей, за увеличение объема работ, за выполнение особо важных работ, выплату одноразовых премий и поощрений, предоставление компенсаций за неиспользованные отпуска предприятие будет осуществлять исключительно по решению его начальника. Сокращаются также и другие операционные расходы, связанные с человеческим трудом. Сокращаются лимиты использования мобильной и стационарной связью до 50%, расходы на переподготовку кадров – до 50%, пересмотреть комплектацию форменной одежды, прекратить выплату материальной помощи на витаминизацию, закупку офисной мебели и бытовой техники. Вот так руководство метрополитена расплачивается с работниками предприятия, после того как последние помогли набить брюхо чиновничества в 3,5 раза.

Но оставим обманутых работников. Интересно звучит оправдательная формулировка руководства метро в отношении сокращения расходов. “Киевский метрополитен” объясняет свое решение о сокращении расходов в 2009 году желанием обеспечить бесперебойные перевозки. Предприятие отмечает, что приказ о сокращении расходов издан с целью сбалансирования его доходов и расходов в условиях кризиса и ограниченных возможностей городского бюджета, а также с целью своевременной выплаты заработной платы сотрудникам. Вместе с тем начальник “Киевского метрополитена” Петр Мирошников подчеркнул, что предприятие не намерено экономить на своих сотрудниках и безопасности перевозок.

Как видим, руководство выдало «на-гора» очередную отписку с элементами откровенной лжи. Если увольнений еще и нет, то заработная плата уже урезанна (за чет не выплат надбавок и премий), но ведь и это не является гарантией от увольнений. Но с другой стороны, представьте себя на месте разжиревшего, на народных деньгах чинуши. Действительно, зачем ему тратить силы и энергию на отстаивание интересов предприятия, его работников и пассажиров, ведь тогда «управленцы» метрополитеном могут быть сняты с должности, то есть, отстранено от бюджетной кормушки. Тем более, что коллектив под контролем и пикнуть не сможет, а пассажиры как ездили, так и будут ездить – в большем городе пешком передвигаться сложно, а народных волнений практически не было.

Однако, как оказалось, нехватка денежных средств не распространяется на все виды деятельности метро. Руководство предприятия ужесточило контроль, как над работниками метрополитена, так и над самими пассажирами. Здесь, как и в целом по стране начинает в свои владения входить его величество произвол. В феврале “Киевский метрополитен” установил видеонаблюдение возле касс и турникетов для усиления контроля над работой сотрудников метро. Действительно, «раб» должен работать, а не «филонить», тем более на фоне общей безработицы неугодного работника можно запросто вышвырнуть на улицу, а на его место призвать еще одного из армии безработных.

Было также решено ужесточить и контроль над проходом пассажиров через контрольные пункты пропуска (турникеты). С этой целью предприятие уже установило систему индексации проходов льготников. Принцип ее работы заключается в том, что во время поднесения пассажиром бесконтактной карточки к ридеру (считывающему устройству) на нем загорается лампочка, цвет которой соответствует определенной категории льготников – красная, желтая и зеленая (например, красная лампочка соответствует студенческому проездному).

Сотрудникам службы военизированной охраны метрополитена разрешено применять насилие в том случае если они сочтут нужным. Например, в случае несоответствия показаний ридера и возраста пассажира, его могут попросить предъявить документ, дающий право льготного проезда. Охрана уполномочена проверять наличие у льготника соответствующих документов в любом случае, даже без показаний ридера. В целом за период январь-февраль у пассажиров метро изъяты 1021 документ, в том числе 395 студенческих проездных, 178 пенсионных удостоверений, 113 удостоверений ветеранов труда. Насколько такие действия правомочны – проверить практически не возможно.

К слову, чиновники предприятия “Киевский метрополитен” оценивают «техническое переоснащение» в 1,116 млрд. гривен до 2012 года. Не сложно посчитать, что это около 300 млн. грн. ежегодно, включая текущий. А это уже третья часть суммы, на которую был сокращен бюджет самого метрополитена. То есть, вместо усиления контроля, можно было вкинуть эти деньги в развитие предприятия, но чиновники соли это не нужным.

Данный пример показывает, насколько рабочие в Украине являются разобщенными и не организованными. Даже более того, получив кость с барского стола в виде мизерной прибавки к заработной плате, некоторые готовы поддерживать работодателя в действиях против остальных людей. Но такое поведение неукоснительно ведет к обратному эффекту: эксплуатация на предприятии возрастает, оплата труда уменьшается, общее благосостояние человека труда падает. И это не мудрено – интересы работодателей и наемной ими администрации в корне отличаются от интересов работников наемного труда. Ни один чиновник при рыночной системе не работает в интересах работника наемного труда. Это нужно было бы уже запомнить.

Пример работников метрополитена должен стать для всех нас показательным. Работники любого предприятия должны сделать выводы. И ни в коем случае не верить устным обещаниям работодателей, особенно если результатом должно стать ухудшение положения работников других отраслей или предприятий. Только действительно независимые профсоюзы способны обеспечить нормальные условия труда и дать реальные гарантии качества предоставляемых для пассажиров услуг.

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я