Министр энергетики Герман Галущенко во время своих брифингов утверждает, что в 2022 году на государственных шахтах добыли 188 тыс. тонн угля, что на 25,3% больше, чем за аналогичный период в 2021 году. Министр клятвенно гарантирует, что угля для теплогенераций хватает, угрозы срыва отопительного сезона нет, а веерные отключения электроэнергии нам привиделись. Но, по данным системного оператора НЭК “Укрэнерго“, по состоянию на 17:00 20 января 2022 года, 10 из 23 энергоблоков ТЭС государственной компании “Центрэнерго” не работают из-за нехватки угля. Так кто врет? Где уголь? И почему Галущенко еще на своей должности?
ЛОВКОСТЬ РУК И “ХОРОШАЯ” СТАТИСТИКА
18 января н.г. министр энергетики Герман Галущенко во время своего брифинга, вероятно, отвечая на наши постоянные надоедливые вопросы, заявил, что “энергосистема Украины работает стабильно и обеспечивает надежное электроснабжение потребителям, несмотря на стабильно высокое энергопотребление”. Глава Минэнерго утверждал, что «энергосистема располагает достаточным резервом мощностей: на ГЭС/ГАЭС и ТЭС – более 2500 МВт. Запас резервной мощности атомной генерации – около 900 МВт»
В то же время, по его словам, есть достаточный запас энергоносителей для дальнейшего устойчивого прохождения осенне-зимнего периода. «Второй месяц подряд происходит стабильное накопление угля на складах. Запасы угля на ТЭС и ТЭЦ по состоянию на 17 января 2022 превысили запасы на 17 января прошлого года на 26%», — отметил министр.
21 января Минэнерго опубликовало сообщение о том, что в 2022 году на государственных шахтах добыли 188 тыс. тонн угля, что на 25,3% больше, чем за аналогичный период в 2021 году (159,9 тыс. т.) и на 47,3% больше, чем в 2020 г. (125,2 тыс. т.).
19 января на заседании правительства премьер-министр Денис Шмыгаль уверял граждан Украины, что “свыше половины отопительного сезона позади. Энергосистема работает стабильно, несмотря на пессимистические, а иногда – панические заявления отдельных политиков. Запасы угля продолжают расти, и уже превысили прошлогодние запасы на это время. Есть достаточные запасы мощности и на атомных, и на тепловых, и на гидроэлектростанциях… Это касается и угля, и газа”.
Однако, с такими успокоительными мантрами топ-чиновников не согласны сами энергетики.
По данным НЭК “Укрэнерго”, по состоянию на 17:00 20 января 2022 года, 10 из 23 энергоблоков ТЭС государственной компании “Центрэнерго” не работают из-за нехватки угля. В работе находится 7,5 энергоблоков. Остальные 6 блоков – на ремонте.
Больше всего энергоблоков за неимением угля простаивает на Змиевской ТЭС. На станции не работает 6 из 10 блоков. На Трипольской ТЭС из-за отсутствия угля простаивает 2 блока и 1 контур, на Углегорской – 1 энергоблок.
По состоянию на 20 января, на государственных ТЭС “Центрэнерго” находится 130 тыс. тонн угля. Ни одна из трех ТЭС не выполняет минимальный норматив накопления угля.
Директор «Нафтогаз Тепло» Федор Шевченко вообще предлагает теплогенерациям переходить с угля на биологические отходы, сжигание камыша и опилок. Окончательное решение о переходе будет после результатов исследования по модернизации ТЭЦ на возобновляемые источники энергетики. Если это невозможно, то ТЭЦ останется на использовании газа.
Но и с запасами газа ситуация не лучше. По данным оператора хранилищ АО “Укртрансгаз”, с начала отопительного сезона, со 2 октября 2021 года до 9 января 2022-го, снизились запасы природного газа в подземных хранилищах (ПХГ) на 30,7% (на 5 млрд 749,8 млн куб. м) – до 12 млрд 950,3 млн куб. м.
В 2021 году закачка газа в ПХГ Украины составила 3,589 млрд куб. м (в 2020 году – 13,621 млрд куб. м), отбор – 13,621 млрд куб. м (в 2020 году – 7,945 млрд куб. м).
Как пишет телеграмм-канал TOP ENERGY, на стол премьеру и министру энергетики легло письмо, в котором говорится о возможном «кризисе уровня чрезвычайной ситуации на рынке газа». Речь идет о том, что облгазыпродолжают бесплатно отбирать газ на ВТВ из системы. Оператор ГТС не может остановить отбор, поскольку это приведет к отключениям населения, ТКЭ, социальной инфраструктуры и промышленности. Отсутствие оплаты за отборы газа и затягивание с вопросом возложения спецобязательств грозит Оператору ГТС банкротством, что может обнулить его сертификацию, а вместе с ней и весь транзит.
Значит, газом дефицит угля не перекроют…
Внимание, вопрос: ГДЕ УГОЛЬ, КОТОРОГО ДОЛЖНО, ПО СЛОВАМ ГАЛУЩЕНКО, ХВАТИТЬ ДЛЯ УКРАИНСКИХ ТЭЦ?
КУДА ДЕЛСЯ УГОЛЬ?
В своих отчетах Минэнерго всячески пытается показать прирост угля в стране. При этом, иногда госчиновники приписывают себе заслуги частных компаний.
Львиная доля увеличения запасов угля произошла за счет роста запасов топлива на ТЭС “ДТЭК Энерго”, который составил 81% или 223 тыс. тонн. За сентябрь-декабрь 2021 года ДТЭК импортировал 880 тыс. тонн угля. Государственная “Центрэнерго” за это время получила 4 судна с углем.
Как сообщают медиа, сейчас же мировые цены на уголь стремительно выросли из-за того, что трейдеры в Азии пытаются урвать зимние поставки. Трейдеры опасаются задержек поставок угля из Индонезии и продолжающегося глобального энергетического кризиса. Австралийский уголь для февральской погрузки в пятницу продавался по цене $300 за тонну. По словам трейдеров, это один из самых дорогих грузов за всю историю сделок, и он может подтолкнуть индекс спотовых цен выше рекордного уровня октября прошлого года. Иными словами, уголь становится по цене золота и скоро может стать неподъемным для Украины.
Так куда же делся украинский уголь, рост добычи которого так пиарил Герман Галущенко? В 2021 году украинский углепром добыл 3,9 млн. т. угля (потребность страны оценивается в 10 млн. т.). Из них 2,1 млн т. ушло на потребности теплогенераций. 1,8 млн. т., согласно отчетности Минэнерго, получили “другие потребители”… По факту, речь идет о частных олигархических компаниях, которые через разнообразные “схемы” покупают уголь для своих предприятий.
Я не утверждаю, что нужно не давать уголь в промышленность, а все сжигать в ТЭЦах. Но хотелось бы знать, если у нас всё так хорошо с энергетикой, как говорит министр Галушенко и премьер-министр Шмыгаль, то зачем было принимать постановление НКРЭКП о доплатах тепловым генерациям при работе на газе за счёт Укрэнерго – читай нас с вами, как налогоплательщиков. Сколько заработало государство на продаже угля “другим потребителям” и сколько мы, как налогоплательщики, заплатили за корабли с иностранным углем для теплогенерации? Где “маржа”? Кто на этом заработал?
ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО
Украина планирует завершить синхронизацию с энергетической системой Европы в 2023 году. 20 января еврокомиссарша по энергетике Кадри Симсон заявилаГерману Галущенко, что в Брюсселе есть “абсолютная поддержка” синхронизации Украины с энергосистемой Европы. “Укрэнерго” в декабре получило сертификацию от Европейской сети операторов систем передачи электроэнергии (ENTSO-E).
Напомню, что мы инвестировали более 600 млн евро в модернизацию своей энергосистемы в рамках подготовки к синхронизации.
В этом году, зимой, запланирована работа энергосистемы в изолированном режиме. Ожидается, что энергосистема Украины будет работать 3 дня в изолированном режиме, плюс один день входа в изоляцию и один день выхода.
На практике мы отключаемся от энергосистемы с Беларусью и Россией. Существуем в изолированном режиме, после чего должны снова подключится к РБ и РФ, а после летнего изолированного теста, в 2023 году полностью переподключиться к европейской энергосистеме. Но тут есть одно “НО”!
Оно состоит в том, что наша энергетика должна иметь запас угля и газа. Он нужен не только на 3-5 дней, а и в случаеотказа России и Беларуси нас переподключать к своей энергосистеме. Особенно, если у нас на складах не будет запаса угля.
Поэтому у меня возникают закономерные вопросы: почему при росте добычи угля простаивает половина энергоблоков теплогенерации? У нас будет уголь на складах ТЕЦ во время прохождения режима “изоляции” энергосистемы Украины? Мы сможем продержаться “в долгую”, если русские откажут в переподключении? Кто будет нести персональную ответственность за коллапс энергосистемы? Как будет успокаивать людей президент Владимир Зеленский, если ляжет энергетика и отключатся теплостанции?
Источник: Хвиля