Киев. 07 февраля 2015 года (ПолитКом, Виталик Кулик). Последняя неделя ознаменовалась активизацией международных дипломатических усилий по поводу урегулирования конфликта на Востоке Украины. Какие планы и предложения могут быть у сторон?
Для начала напомним некоторые факторы, которые влияют на позиции сторон.
- Переговоры в Минске сорваны по инициативе российской стороны.
- Попытка начать переговоры с позиции сил после череды громких побед не удалась. Создания «дебальцевского котла» по примеру Илловайска не вышло. Масштабного поражении украинской армии удалось не допустить.
- Военную поддержку Украине Запад оказывать не спешит. ФРГ и Франция прямо заявили о том, что ее не будет. Администрация США также не дает надежды, исключая лишь отдельных сенаторов.
- Франция заявила о неприемлемости членства Украины в НАТО.
- Продолжаются провокации российской авиации в европейском воздушном пространстве. 06.02.15 истребители Typhoon были вынуждены снова сопровождать российский Ил-38 на Балтикой.
В целом, мы можем сделать несколько выводов:
– Россия нагнетает градус напряженности настолько сильно, насколько может.
– Западные лидеры проявляют нерешительность. Либо, с тоже – но другими словами: стремление любой ценой избежать эскалации конфликта.
Исходя из этих факторов, официальных высказываний и инсайдерской информации, можем зафиксировать исходные предложения сторон для переговоров.
Предложения Меркель-Оланда
- Вернутся к исполнению Минских договоренностей.
- Территориальная целостность Украины не подается сомнению, за исключением Крыма.
- Россия обязуется вывести войска из Донбасса.
- Россия отводит свои войска от границы.
- Россия обязуется прекратить снабжение боевиков живой силой и вооружениями.
- Контроль над границей передается украинским пограничникам и ОБСЕ.
- Подконтрольной боевикам территории (по состоянию на сентябрь) предоставляется широкая автономия в рамках унитарной Украины. Остальных территорий данный режим никоим образом не касается.
- Запад воздерживается от расширения санкций против РФ. И постепенно сокращает существующие.
- Запад дает неформальные обещания не принимать Украинцу в ЕС и
НАТО.
10 Запад неформально гарантирует не предоставлять Украине военной помощи.
Предложение Путина
- Отход от минских соглашений как неактуальных.
- Федерализация всей Украины.
- Никаких письменных гарантий выведения войск из Донбасса, непризнание факта их наличия там (минимум). Оформления их как миротворцев (максимум).
- Пребывание российских войск в любой точки ее территории – ее право, не подлежащее обсуждению.
- Никаких письменных обязательств прекращения поддержки боевиков, непризнание факта такой поддержки.
- Контроль над границей будут осуществлять «ополченцы». Максимум – «миротворцы СНГ», т.е. российская армия в голубых касках. При участии ограниченного числа наблюдателей ОБСЕ.
- Территория ЛНР\ДНР фиксируется по состоянию на февраль (план минимум). План максимум – в административных границах областей. Этой территория с Украиной будет находится, по сути, в конфедеративных отношениях (аналог «плана Козака» для Приднестровья). Вооруженные силы и гражданская администрация признаются легальными полновластными субъектами на данной территории. Финансирование социальной сферы региона берет на себя Украина.
- Запад немедленно начинает сворачивание наиболее болезненных санкций – финансовых и экономических. На отмене популистских неработающих санкции типа «черных списков» Россия настаивать не будет.
- Запад дает письменные обязательства не принимать Украину ни в ЕС, ни в НАТО. Украина вносит соответствующие поправки в свою конституцию. Соглашение об Ассоциации с ЕС коренным образом пересматривается при прямом участии РФ. Цель – сохранение позиций российских товаров на внутренним рынке.
- Россия становится собственником 50% акции совместного предприятия по управлению украинской газотранспортной системой.
Как видим, позиции сторон довольно близки.
Согласование в такой ситуации представляется вполне возможным.
Европейская экономическая элита давит на своих политиков с целью прекращения санкций. В условиях кризиса европейскому бизнесу выгодно открытие новых рынков, а не их потеря.
К тому же европейское общественное мнение категорически не готово к широкомасштабной войне Европе. Кроме того, экономический кризис усиливает позиции левых и правых радикалов, зачастую, симпатизирующих Кремлю. После победы СИРИЦы в Греции нельзя исключить победы «Подемос» в Испании.
Поэтому утрата любой части территории Украины как цена за мир представляется приемлемой, по большому счету.
С другой стороны, Путин также может быть настроен на мир на выгодных для себя условиях. Санкции оказались гораздо более чувствительными, нежели это казалось в марте. Также становится очевидным, что эффективность тайной, гибридной войны достигла предела. Несогласованные действия множества различных формирований, контролирующих небольшие кусочки региона и враждующие друг с другом, расширить подконтрольную территорию явно не способны. Провалившееся наступление на Мариуполь и Дебальцево это показало.
Таким образом, в военном отношении Россия стоит перед нелегким выбором.
Необходимо полностью заменить руководство сепаратистов на российских чиновников, не прикрываясь больше никакими легендами о местных народных представителях. Также необходимо вводить профессиональные российские войска в масштабах полков и бригад, а нет взводов и рот. Либо согласиться с тем, что наступательная кампания прекращена. И остается только проводить локальные стычки и перестрелки.
Исходя из вышеперечисленного, достижение публичных и тайных договоренностей на основе указанных пунктов представляется весьма вероятным.