Виталий КУЛИК, директор Центра исследований проблем гражданского общества
16 октября на внеочередном заседании правительства премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил о своей отставке. Таким образом он запустил процесс досрочных выборов в парламент, которые должны состояться 9-10 декабря 2018 года. Однако, сам Пашинян особо ничем не рискует. Скорее всего, к концу этого года, он снова будет избран главой правительства, а его политическая сила получит контрольный пакет голосов в Национальном Собрании.
Победы и #зрады Пашиняна
Никол Пашинян пришел к власти на волне революционного протеста против правящей Республиканской партии и Сержа Саргсяна. Люди устали от проворовавшегося режима, который манипуляциями с Конституцией пытался удержаться при власти.
Несмотря на то, что Пашинян не входил в ТОП-20 армянских политиков, достаточно быстро он приобрел популярность и смог заручиться поддержкой креативного класса, ране аполитичной публики, общественности.
Но в отличии от Майдана в Украине, армянская революция происходила без крови и жесткого противостояния. Москва и Вашингтон настаивали на сохранении конституционной преемственности власти. В итоге компромисса удалось сформировать правительство национального единства в которое вошли представители не только оппозиции, но ранее правящей коалиции (партии «Процветающая Армения» и «Дашнакцутюн»).
Получив должность премьера Никол Пашинян до следующих парламетских выборов должен был показать результаты или столкнуться с кризисом завышенных ожиданий.
В условиях сопротивления со стороны остатков прошлой власти, саботажа на местах Пашинян и его команда рисковали потерять завоеванные позиции уже к концу года.
Поэтому новое правительство предприняло ряд вполне популистских действий: инициировало закон об амнистии для тех людей, которые годами не платили штрафы за нарушение правил дорожного движения (это около 150 тысяч нарушителей и сумма в $28 млн); списало банковские задолженности людям, которые взяли кредиты на развитие сельского хозяйства (100 тыс граждан фермеров); снизило тарифы на газ и электроэнергию для малообеспеченных семей. Люди и так не собирались платить эти долги.
Для всенародной любви этого оказалось достаточно.
Вторым шагом стала борьба с коррупцией по-украински. Ловим, задерживаем под телекамеру – потом “коррумпированные” суды, используя лазейки в законодательстве, выпускают.
В июне был задержан бывший начальник охраны экс-президента Армении Сержа Саргсяна – Вачагана Казаряна. Он обналичил 123 тысячи долларов и 436 миллионов армянских драмов (примерно 900 тысяч долларов) и пытался скрыться из Армении. Казаряна подозревают в присвоении 9 миллионов долларов из бюджета. Но уже через два месяца его выпустили под залог — 2 миллиона долларов.
Наиболее резонансное дело – задержание второго президента Армении Роберта Кочеряна (1998 – 2008 гг). Его обвиняют в свержении конституционного строя. 1 марта 2008 года по приказу Кочеряна полиция подавила протест, погибло десять демонстрантов. Однако, как и Казаряна, экс-президент был освобожден после решения апелляционного суда.
Было также возбуждено уголовное дело против братьев уже свергнутого премьера Сержа Саргсяна – Сашика и Левона. Последнего даже объявили в розыск, что не мешало ему выполнять функции посла по особым поручениям МИД Армении.
Относительным успехом можно считать арест и обыск у отставного генерала Манвела Григоряна. Его обвиняют в незаконном приобретении и хранении оружия и боеприпасов, а также в хищении имущества в особо крупном размере. В принадлежащих Григоряну домах и помещениях Служба национальной безопасности обнаружила продукты питания и другие товары с маркировкой «паек солдата», а также коробки с лекарствами, гигиеническими принадлежностями и военной формой, отправленными на передовую в Карабах в период четырехдневной апрельской войны 2016 года, в некоторых коробках остались даже письма школьников солдатам.
Жадность и погубила генерала. Его арестовали 19 июля, но даже апелляционный суд не смог отпустить его под залог и продлил задержание. Скорее всего Григорян будет единственным экс-чиновником, который сядет за коррупцию в первой волне чистки Пашиняна.
Однако, громкие телевизионные посадки и обыски позволили новому правительству быстро сменить всех губернаторов и мэров крупных городов. Победой Пашиняна стала отставка мэра Еревана Тарона Маргаряна.
Это позволило провести досрочные выборы Совета старейшин в Ереване (где живет около трети жителей самой Армении). Как и ожидалось, блок Пашиняна “Мой шаг” получил на этих выборах 81% поддержки, а мэром стал близкий к нему человек – комик и шоумен Айк Марутян.
Теперь Пашиняна уже ничего не сдерживало от того, чтобы окончательно получить всю полноту власти. Премьер начал кампанию за досрочные выборы парламента.
По конституции Армении, в течение 14 дней после отставки премьер-министра парламент страны должен избрать нового главу кабинета. Если этого не произойдет с двух попыток, законодательный орган распускается, и назначаются внеочередные выборы. Формула многообещающая.
Как “республиканцы” себя переиграли
Электоральный успех блока “Мой шаг” в Ереване и возобновление революционной риторики у Пашиняна (“необходимо завершить революцию и обновить парламент”), не мог не пугать Республиканскую партию и ее союзников. У них шаг за шагом “отжимали” все лакомые кусочки пирога.
По расчетам “республиканцев” маятник общественных настроений и симпатий к Пашиняну к маю 2019 года должен был качнуться в сторону разочарования. Они уже запустили процесс информационного троллинга правительства и власти “майданутых”. На этом поприще уже работают блогеры Нарек Малян и Артур Даниелян, которые создали в Facebook популярную страницу “Адеквад”.
Но парламентское большинство допустило стратегическую ошибку.
Депутаты от трех из четырех партий в парламенте (“Республиканская партия”, “Дашнакцутюн” и “Процветающая Армения”) на переговорах 2 октября выступили против досрочных выборов. Руководители их фракций предложили назначить выборы на май 2019 года и заявили о готовности не выдвигать своего кандидата на пост главы правительства в том случае, если голосование пройдет в эти сроки.
Был принят законопроект, который позволяет парламенту Армении продолжить работу при отставке премьер-министра. Поправки были приняты на фоне акции протеста сторонников Пашинян.
Премьер тут же уволил с должностей шестерых министров от партий “Процветающая Армения” и “Дашнакцутюн”. В отставку “ушли” министра по чрезвычайным ситуациям Грачья Ростомяна, министра энергетических инфраструктур и природных ресурсов Артура Григоряна, министра спорта и по вопросам молодежи Левона Ваградяна, министра транспорта, связи и информационных технологий Ашота Акопяна, министра экономического развития и инвестиций Арцвика Минасяна и министра сельского хозяйства Артура Хачатряна. Свое решение Пашинян объяснил тем, что в стране сформировалась новая политическая ситуация, а принятый парламентом законопроект премьер назвал попыткой контрреволюции и посягательством на власть Армении и народа.
9 октября стало известно, что по меньшей мере 55 депутатов Национального собрания Армении, в том числе и 16 депутатов-республиканцев поддержали намерение премьер-министра Никола Пашиняна провести в декабре досрочные парламентские выборы. Они также считают, что после отставки Пашиняна с поста премьер-министра и до внеочередных выборов нового премьера избирать не следует.
12 октября стало известно о том, что своих кандидатов на пост главы правительства не будет выдвигать “Процветающая Армения” и у РП нет единства по этому вопросу.
По словам политического обозревателя Степана Сафаряна, «Никол Пашинян уверенно говорит об отставке. Уверенность появилась после заявления 18 депутатов, в том числе республиканцев, в котором они высказались за проведение внеочередных выборов в декабре. Уверенности также добавило соглашение, подписанное с лидером партии «Процветающая Армения» Гагиком Царукяном. Эти два события, в частности, свели к минимуму риск нового политического противостояния».
Научный сотрудник Института Кавказа Грант Микаелян уверен, что высокий рейтинг Пашиняна и электоральный успех “Моего шага” в Ереване заставили руководство “Процветающей Армении” пойти на соглашение с премьером. Теперь выборов в декабре не избежать. Никол Пашинян победил.
Что скажут Москва и Вашингтон?
Внешнеполитический тыл революционного премьера как не странно защищает действующий президент Армении Армен Саркисян, который был избран голосами республиканского большинства в Народном собрании.
Однако, во время революционных протестов именно Саркисян выступил посредником между бывшей и нынешней властью.
Президент дал добро и на отставку министров-предателей 2 октября и поддержал внеочередные выборы в декабре.
Более того, именно Саркисян сейчас делает тур по США, ЕС и России для того, чтобы разъяснить суть политики Пашиняна. Основной мессидж: Ереване не собирается нарушать статус-кво на Южном Кавказе.
Вашингтону сейчас не до новой проблемы на Кавказе. Поэтому из Белого Дома говорят о необходимости сохранения гражданского мира и стабильности в Армении. Госдеп всячески подчеркивает важность конституционной процедуры и соблюдения старых договоренностей.
Что касается Москвы, то ее позиция отлично описана российским экспертом по Кавказу Сергеем Маркедоновым: “если Пашинян при всей оригинальности своих внутриполитических методик не поставит под сомнение фундаментальные основы двусторонних армяно-российских отношений (членство Армении в ОДКБ и Таможенном союзе), его новое премьерство будет принято как своего рода политический креатив, не мешающий стратегической кооперации”.