Слава Україні!
Слава захисникам України та усієї сучасної цивілізації!
Солидарность и сочувствие всем израильским друзьям и всем людям в Израиле.
• Сегодня в выпуске одна новость. В сущности, даже не новость, а комментарий к американо-китайской встрече на высшем уровне.
* В среду в Сан-Франциско в кулуарах торгово-экономического саммита стран азиатско-тихоокеанского региона состоялась продолжавшаяся в течение четырех часов встреча президента Джо Байдена и председателя КНР, генсека компартии Китая Си Цзиньпина.
Как и следовало ожидать, на этой встрече не было достигнуто никаких договоренностей, способных каким-либо образом радикально изменить мир к лучшему. Не очень понятно, что давало основания многим людям ожидать от этой встречи чего-то сверхъестественного. Было очевидно, что ничего подобного произойти в Сан-Франциско не могло.
Джо Байден и Си Цзиньпин договорились по одному вопросу, договоренность по которому была ожидаема: возобновится прямая связь между Пентагоном и министерством обороны КНР, Объединенным комитетом начальников штабов США и китайским генеральным штабом. Эта связь была прервана китайской стороной в 2022 году в знак протеста против визита тогдашнего спикера Палаты Представителей Нэнси Пелоси на Тайвань. Теперь возможность прямой связи будет восстановлена. Это на самом деле важно для возможности оперативной связи с целью избежать случайного начала третьей мировой войны из-за неверной оценки намерений другой стороны.
Были также достигнуты две менее конкретных договоренности. Одна из них состоит в том, что Си Цзиньпин обещал предпринять меры, чтобы пресечь поток из КНР в Южную Америку химических ингредиентов, используемых для массового производства в странах Южной Америки опиоидного обезболивающего наркотического препарата фентанил. Этот препарат производится в разных странах Южной Америки в огромных масштабах, преимущественно специально для нелегальной переправки его в США, где жертвами его передозировки становятся тысячи людей. Поэтому для США это представляет собой реальную серьезную проблему.
Джо Байден и Си Цзиньпин также договорились о том, чтобы поддерживать постоянную связь друг с другом и в случае необходимости обсудить какую-либо срочную проблему, могли связаться друг с другом без специальной бюрократической волокиты.
Очевидно, что в течение четырехчасовой встречи и совместной прогулки по парку лидеры США и Китая обсуждали все насущные мировые проблемы – Тайвань, агрессию России против Украины, нападение ХАМАСа на Израиль и деструктивную роль Ирана на Ближнем Востоке, ракетно-ядерную программу Северной Кореи и оказание ею военной помощи России. Очевидно, что много времени было уделено обсуждению торгово-экономических отношений между США и Китаем, в которых существует много проблем.
Но очевидно и то, что никаких договоренностей, кроме перечисленных, достигнуто не было. И их невозможно было ожидать.
Уже приходилось говорить, что эта встреча напоминает встречи Хрущева с президентами Эйзенхауэром и Кеннеди, Брежнева с президентами Никсоном, Фордом и Картером времен холодной войны. Разговаривать всегда лучше, чем воевать. Даже если единственное, о чем реально можно договориться, – это о том, чтобы не атаковать друг друга, чтобы не начать третью мировую войну. В нынешнее время это даже более животрепещущий вопрос, чем в начале 70-х годов прошлого века. Но как ссср времен Брежнева после встреч генсека с американскими президентами не менял ни свою экспансионистскую внешнюю политику, ни внутреннюю политику, оставаясь диктатурой, так бессмысленно ожидать и каких-либо изменений в политике КНР во главе с Си Цзиньпином. Как заявил Си, «мир большой, в нем хватит места и для США, и для Китая». И это только подчеркивает то, что КНР будет продолжать стремиться к тому, чтобы иметь большую сферу влияния, к тому, чтобы места для КНР в мире было больше, а для США и демократической цивилизации меньше.
Но и США не изменят свою политику. Во всяком случае, если в Белом Доме не окажется снова Трамп. И поэтому роль этого саммита, как и саммитов Брежнева с американскими президентами, состоит в том, чтобы, выражаясь достаточно меткой китайской терминологией, – найти «механизм контролированного противостояния», при котором стороны продолжают отстаивать свои интересы, но не вступают в вооруженный конфликт друг с другом.
Конечно, Байден говорил Си Цзиньпину о российской агрессии против Украины. Но почему многие в Украине считали, что Си Цзиньпин в результате скажет, да, путин плохо себя ведет, я его поставлю в угол, не очень понятно. Для Си путин союзник (если вам проще считать путина вассалом си, то инструмент, причем важный инструмент) в противостоянии с Западом, в том, чтобы ослаблять Запад политически, в том, чтобы доказывать, что автократия сильнее демократии. И поэтому ничего в китайской политике по отношению к России и Украине измениться не может.
Конечно, Байден говорил Си Цзиньпину о том, что США против провозглашения Тайванем независимости, что политика «одного Китая», проводимая всеми американскими администрациями, неизменна, но при этом статус-кво в Тайванском проливе может быть изменен исключительно дипломатическим путем по взаимному согласию сторон. И пока такого согласия нет, статус-кво должен оставаться таким, каким существует с 1949 года. Но ведь от этого Си Цзиньпин не перестанет повторять, что Тайвань должен быть воссоединен с КНР.
Конечно, Байден говорил Си Цзиньпину и об экономической поддержке, которую Китай оказывает России, и о поддержке Китаем Северной Кореи, конечно, он мог просить товарища Си повлиять на товарища Кима. Но товарищ Си при этом с очевидностью остался на своих позициях, как по этим вопросам, так и по многим другим.
В чем же был смысл встречи? Вот именно в том, чтобы разговаривать, а не размахивать кулаками на расстоянии. В первую очередь в том, чтобы был механизм для обсуждения противоречий, тот самый «механизм контролированного противостояния». Разговаривать лучше, чем воевать, и любые разговоры вменяемых людей, даже если эти люди стоят на принципиально противоположных позициях, способствуют тому, чтобы противоположности не переросли в катастрофу.
Все остались на своих позициях. Что было лишний раз подчеркнуто Джо Байденом, когда, отвечая на вопрос одной из журналисток, уже после пресс-конференции вслед за встречей с Си, он подтвердил, как говорил и раньше, что считает Си Цзиньпина диктатором, и то, что Си – именно диктатор, подтверждается коммунистической системой КНР.
Поэтому не следует ждать каких-то прорывов от таких встреч. Но встречи эти важны. Особенно в нынешнем мире, в котором уже пылает слишком много пожаров. Важны, чтобы в огонь этих пожаров кто-то не подлил еще бензина.
Спасибо всем, кто прочитал. Берегите себя и своих близких. Берегите друг друга, помогайте друг другу. Здоровья всем.
Зло будет остановлено. И Добро победит. Иначе быть не может.
Українські Друзі, обіймаю та люблю вас усіх. Бережіть один одного, дуже вас прошу.
Україна є і буде завжди.
А зло буде переможене та покаране. І це неодмінно.
Автор: Igor AIZENBERG
Джерело тут