додому Стратегія Мир подсаживается на Иглу

Мир подсаживается на Иглу

474

Киев, 26 декабря 2015 года (Вечерние Вести, Алена ПОТАЕВА). «Исламское государство» намерено захватить нефтяные районы в Ливии и на Синайском полуострове Египта. В то же время Bloomberg в списке пессимистических прогнозов на следующий год допускает, что стоимость нефти может вырасти до 100 долларов за баррель не без помощи ИГ. Эксперты же считают, что организации нужно все больше денег для наращивания военной мощи и проведения экспериментов в социально-экономической сфере. В любом случае «Исламское государство» пришло неслучайно и надолго, но пока его не уничтожат, мира на Ближнем Востоке не будет.

На данный момент ИГ контролирует около 80% нефтяных месторождений в Сирии, на которых зарабатывает до 40 млн долл. в месяц. По подсчетам Royal United Services Institute, «Исламское государство» экспортирует около 9 тыс. баррелей нефти в день. В целом, по словам заместителя министров финансов США по вопросам терроризма и финансовой разведки Адама Шубина, в год организация выручает до 500 млн долл. за счет торговли нефтью и до 1 млрд долл. за счет банков, которые действуют на подконтрольных территориях.

Способствовать ИГ и торговать с ним мировое сообщество считает недопустимым. Но ведь кто-то же покупает нефть у террористической организации, иначе не было бы у нее таких доходов. Не зря Россия и Турция наперебой обвиняют друг друга в торговых отношениях с «Исламским государством». А глава российской Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктор Иванов вообще заявил, что ИГ причастен к транзиту афганского героина в Европу через территорию Турции.

«Россия заявляет, что Анкара закупает нефть у ИГ. В то же время Турция доказывает, что Москва в разный период времени предоставляла поддержку организации, в том числе вооружением. Тот же ИГИЛ в начале своего существования был в достаточно тесных отношениях с американской администрацией. А асадовские офицеры торгуют с ИГ нефтью. Поэтому если копнуть глубже, получается многослойный пирог», – отметил в комментарии «ВВ» директор Центра исследования проблем гражданского общества Виталий КУЛИК.

Исполнительный директор Центра исследования международных отношений Николай КАПИТОНЕНКО констатировал, что отследить маршруты поставок нефти и ее стоимость невозможно, так как топливо реализуется на черном рынке по демпинговой цене. Он высказал предположение, что все участники конфликта на Ближнем Востоке извлекают из этого выгоду.

«Более дешевую, чем на мировом рынке, нефть купят те же турецкие предприятия, которые не обязательно контролируются государством. Так же поступят и другие участники конфликта, соседствующие с территориями, захваченными ИГ», – уточнил он в комментарии «ВВ».

Одновременно эксперт опроверг прогнозы Bloomberg относительно нефти по 100 долларов за баррель. Согласно предположениям агентства, такое станет возможным в случае, если «Исламское государство» нанесет удары по инфраструктуре нефтедобывающих государств Ближнего Востока. Члены Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) якобы не cмогут увеличить добычу, чтобы компенсировать перебои с поставками нефти, и это приведет к дефициту.

«На Ближний Восток приходится не так много мировой нефти, чтобы ситуация в регионе значительно повлияла на цены. Поэтому как бы ни было там нестабильно, это не изменит кардинально динамику цен на нефть на мировом рынке», – уточнил Николай Капитоненко.

В свою очередь Виталий Кулик подчеркнул, что «Исламское государство» заинтересовано в росте влияния на нефтеторговлю.

«Для них это шальные деньги, которые идут на вооружение, скупку оружия и обучение новых бойцов. Поэтому вполне естественно, что в ближайшее время ИГ активизирует свои усилия в Ираке, а также в Сирии», – уточнил он.

А вот в успехе захвата нефтяных регионов Египта эксперт усомнился. У Каира достаточно сил, чтобы дать отпор «ИГ», если тот надумает посягнуть на главный продукт египетского экспорта.

Львиную долю прибыли «Исламское государство» тратит на войну. Согласно информации Financial Times Politeka, значительная часть издержек ИГ приходится на содержание вооруженных сил – на это уходит не менее 600 млн долл в год. Например, на местных боевиков выделяется ежемесячно 15-20 млн долл., на иностранных наемников – около 20 млн. К слову, солдат в армии ИГ получает от 50 до 150 долл., боевик-иностранец может заработать со всеми надбавками до 1 тыс. долл., хотя средняя зарплата – 600 долл.

«В последнее время идет активная кампания по вербовке активистов и новых сторонников в странах постсоветского пространства – эмиссары ИГ работают в Узбекистане, Казахстане, Таджикистане. Есть информация о том, что активизация организации наблюдается на Северном Кавказе в РФ. Действует подполье в европейских странах. Сейчас задача «Исламского государства» – усилить боеспособность военных подразделений», – констатировал Виталий Кулик.

Он добавил, что наряду с наращиванием военной мощи ИГ проводит эксперименты в социально-экономической сфере.

«Организовываются артели, появляются коллективные хозяйства, создаются целые производства. Деньги, полученные от предприятий, вкладывают в закупку оружия или расширение новых мощностей для добычи нефти. По информации, появившейся недавно в Сети, ИГ интересуется покупкой мини-НПЗ, а может, и уже приобрело. Это говорит о том, что они переходят на производство горюче-смазочных материалов и налаживание торговли с ближайшими странами», – добавил эксперт.

По словам Николая Капитоненко, «Исламское государство» – не первопроходец на этом поприще: «Был «Талибан», была «Аль-Каида», которые торговали нефтью, наркотиками, людьми, а вырученные деньги направляли на военные действия. Потому что не воевать и не заниматься насилием такая структура не может. Она не способна стать государством в привычном для нас смысле».

В свою очередь Виталий Кулик заметил, что ИГ – это довольно привлекательная государственная модель, которую жители Ближнего Востока рассматривают как ответ исламского мира на вызовы глобализации и кризиса государства как институции.

«Эта модель особенно притягательна для ближневосточных суннитов, которые этнически и религиозно близки к ядру ИГ. Именно они составляли единую общность на территориях исторического Халифата, тогда как границы, нарисованные английскими и французскими колонизаторами в середине XX века, их разделили. Мифологизация политики в коктейле с новыми IT-технологиями создает достаточно привлекательную модель, которая является не только образцом для местных жителей, но и продуктом на продажу. И сейчас значительная часть мусульманских общин, проживающих на территории ЕС, или молча симпатизируют ИГ, или активно принимают участие в сборе пожертвований, информационной поддержке организации. Силой оружия это победить очень сложно. Соответственно, каким-то образом необходимо менять сознание людей, предложить им какую-то альтернативную модель, чего сейчас не происходит», – считает эксперт.

Он подчеркнул, что мировым сообществом ИГ не будет признано как государство, и с ним будут бороться до последнего.

«По сути, пока «Исламское государство» не уничтожат, мира на Ближнем Востоке не будет. Нас ждет большая турбулентность от Сидзяна до Марокко. Более 11 лет понадобилось для борьбы с «Аль-Каидой» и «Талибаном», сегодня последний вновь набирает популярность и подбирается к границам Таджикистана. Поэтому события в так называемой Леванте (на территории Сирии и Ирака) могут сотрясать мир лет 10 и более», – подытожил Виталий Кулик.

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я