додому Економіка Мертвый сезон

Мертвый сезон

237

Киев. 04 августа 2015 года (МинПром, Максим ПОЛЕВОЙ). В июле спрос и цены на металлургическую продукцию в мире продолжали падать, и только к концу месяца наметилось рыночное дно. В августе ситуация может наконец стабилизироваться, но перспективы дальнейшего оживления остаются весьма туманными.

В июле на мировом металлорынке продолжился спад, к концу месяца ослабивший цены до многолетних минимумов, особенно для листа и квадратной заготовки. Так, китайские и японские экспортные котировки сократились до самых низких уровней, начиная с 2003 года, а на внутреннем рынке КНР (в юанях) – с конца 1990 годов. Например, арматура и горячекатаный рулон в июле подешевели до менее чем 2000 юаней, или 322 долл./тонн, включая 17% НДС. При таких ценах прибыльными остаются примерно 4% национальных металлопроизводителей. Ключевая причина рецессии – перепроизводство продукции из-за расширения мощностей, наметившееся уже в 2013 году на фоне замедления роста экономики. И сегодня даже ценовой обвал до уровня ниже себестоимости не может заставить металлургов Поднебесной существенно ограничивать производство, говорят эксперты. В июле метпредприятия начали объявлять об остановке домен и прокатных станов с целью восстановления рыночного равновесия, однако прежде всего речь идет о переносе на более ранний срок плановых ремонтов, которые в Китае обычно проходят в конце лета – начале осени.

Дополнительным минус-фактором стал провал китайских фондовых рынков, еще больше удешевивший все промышленные товары, включая энергоносители, металлургическое сырье и готовый прокат. В конце месяца биржи КНР снова показали резкое снижение основных индексов, мешая выравниванию ситуации на товарных рынках.

Избыточное предложение ощутимо давит и на экспортную динамику: металлурги перенаправляют усилия на внешний рынок, не давая стабилизироваться глобальным котировкам. В результате стоимость г/к рулона при поставках из Поднебесной в июле просела до менее чем 310 долл./тонн FOB, а арматуры – до 290 долл./тонн FOB. Кроме того, только 17 июля в исламских регионах закончился Рамадан, и деловая активность начала восстанавливаться лишь к концу месяца. Еще один негативный момент – восстановление дефицита инвалюты в Египте, почти пропавшего после мартовских финансовых вливаний от Саудовской Аравии, Кувейта и ОАЭ на общую сумму в 10 млрд. долл. Выделение средств на инфраструктурные проекты в стране пирамид снова замедляется, ограничивая спрос на строительный сортамент проката, констатирует представитель аналитической группы Metal Bulletin Брайн Левич. В Евросоюзе промпоказатели тоже остаются нестабильными, колеблясь вокруг 0% и не стимулируя закупки металла. В условиях избыточного предложения это приучает покупателей к единоразовым закупкам под текущие задачи в ожидании дальнейшего уменьшения цен.

Тем не менее ряд экономистов полагают, что международный металлорынок, наконец, достиг дна, в том числе стоимостного, к которому шел еще с прошлого лета, и теперь постарается закрепиться хотя бы на этом уровне в надежде на будущее оживление. Так, к концу июля меткомпаниям Китая даже удалось немного (на 20 долл./тонн) повысить экспортную стоимость квадратной заготовки. Но когда возможен полноценный разворот тренда, сказать трудно. Может не быть и осенней активизации потребления: с приходом мирового кризиса-2008 эта традиционная сезонность была нарушена, а осенний подъем бывает весьма слабым. Понятно, что все это означает максимально жесткую конкуренцию, а также рост протекционизма. Так, уже в июле новые меры против импорта металла предприняли США, Евразийский экономический союз, Пакистан и др. (см. также статью “Граница закрывается“). С другой стороны, на ситуацию может положительно повлиять спад китайского производства и экспорта: тамошние металлурги все-таки вынуждены идти на это ввиду невозможности сбыть выпускаемые объемы. А, значит, есть шанс, что давление на мировой металлорынок ослабнет.

Если говорить подробнее о сегменте листа, говорит европейский аналитик по ГМК Горкем Болака, то затоваренность рынка позволяет ожидать падения котировок г/к рулона до 300 долл./тонн FOB и ниже. В такой обстановке лист из КНР даже на Ближнем Востоке предлагается менее чем по 350 долл./тонн CFR, что заставляет снижать цены и поставщиков из Украины – в середине июля отечественный г/к рулон предлагался по 320-330 долл./тонн FOB. Аналогичные события происходили и в Европе, где данный вид продукции подешевел до 340-350 евро/тонн CFR, а украинский – предлагался по 350-360 евро/тонн CFR. Что касается товарных слябов, то на Черном море металлурги Украины стараются удержать цифры от падения ниже 280 долл./тонн FOB, но встречные предложения клиентов в Турции и Европе уже ниже этой отметки.

А в нише длинномера понижающим фактором стало ослабление цен на стальной лом в начале июля, что наряду со слабым спросом сократило стоимость отечественной заготовки относительно второй половины июня на 20-25 долл./тонн, до 320-325 долл./тонн FOB, а арматуры – на 10-20 долл./тонн, до 360-370 долл./тонн FOB. Но и по таким котировкам сделок мало, и поставщики, включая украинских, вынуждены урезать производство. Продукт из СНГ сохраняет конкурентоспособность лишь благодаря меньшим срокам доставки, хотя китайцы предлагают в Турции ту же заготовку менее чем по 310 долл./тонн CFR – на 40-50 долл./тонн дешевле, чем аналогичная из Украины с учетом доставки.

На региональную торговлю длинномером в значительной степени влияет политическая обстановка в Турции, где после парламентских выборов 7 июня так и не создано новое правительство. Турецкие стройоператоры во многом заняли выжидательную позицию, опасаясь политической волатильности и новых колебаний курса лиры. Закупки проката максимально откладываются, а если он и приобретается, то небольшими партиями с требованием все новых уступок от продавцов. Не блещет активностью и Ближний Восток – от нестабильной экономики Египта до вялых этим летом рынков Персидского залива и охваченного войной Междуречья.

Определенные надежды возлагаются на отмену санкций против Ирана, куда в 2014 году было реализовано отечественного металла всего на 3,4 млн долл. Впрочем, Исламская Республика и сама производит все больше: в прошлом году выплавка стали выросла на 5,9%, до 16,3 млн тонн, так что дело не только в санкциях. Но собственных мощностей по-прежнему недостаточно для обеспечения запросов растущей экономики (плюс 1,5% в 2014), и страна продолжает ежегодно импортировать 7-8 млн тонн различного проката. Специалисты считают, что даже в сегодняшних трудных условиях у украинских металлургов есть шансы на иранском рынке, хотя в более выгодном положении находится Россия, имеющая выход на Каспийское море и прилагающая усилия для поддержания политических контактов с Тегераном.

Усложнилась конъюнктура и на европейском рынке длинномеров, где также сказалось удешевление металлолома. Зато здесь действуют защитные меры против длинномера из Поднебесной, что создает возможности для металлургов СНГ и Турции. И тут у Украины есть определенное преимущество перед остальным СНГ в связи с режимом свободной торговли с ЕС (включая временное применение с 2014 года), напоминает Г.Болака. Отечественная арматура предлагается европейцам по 360-370 евро/тонн DAP граница. Для сравнения, местная стоит заметно дороже – 440-450 евро/тонн СРТ.

Итак, зарубежные металлорынки находятся в стагнации или рецессии, но операторы не оставляют надежд на оживление хотя бы к концу года. При этом большинство экспертов не ожидают в этот период значимых стоимостных повышений и скачков потребления. Экономическое замедление в Китае при вялом посткризисном восстановлении глобальной экономики в целом (в 2015 ожидается рост на 3,2%, в 2016 – на 3,9%) будет сдерживать активность международной металлоторговли на всю ближайшую перспективу.

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я