додому ПОЛІТИКА Квартиросъёмщики против акул недвижимости

Квартиросъёмщики против акул недвижимости

264

Референдум, которого добились жители Берлина, с предложением национализировать самые крупные компании недвижимости проводился одновременно с выборами в Бундестаг. Более миллиона человек проголосовали за экспроприацию жилья, скупленного инвестиционным фондом BlackRock и другими биржевыми гигантами. Остаётся ждать, прислушается ли новое правительство ко мнению берлинцев. Министр жилищного строительства Берлина Себастьян Шеель объясняет, что происходит в этом секторе экономики.

Вот уже несколько лет, как Берлин стал местом гражданской мобилизации в ответ на резкий рост цен на аренду жилья. В 2019 году при поддержке прогрессивного правительства Берлина (партии СДПГ, «Зелёные» и Die Linke («Левые»)) удалось добиться принятия закона об ограничении арендной платы. У истоков этого закона был Себастьян Шеель, впоследствии ставший министром жилищного правительства Берлина.

Конституционный суд Германии отменил этот закон в начале года. Несмотря на это активисты Bürgerinitiative («Гражданская инициатива») не стали опускать руки. В результате они добились проведения референдума народной инициативы (Volksentscheid) для «экспроприации Deutsche Wohnen (немецкое жильё) и других корпораций». Референдум пройдёт 26 сентября – одновременно с выборами в Бундестаг. Левая партия Die Linke принимала активное участие в этой инициативе. На вопросы журналистов «Юманите» отвечает Себастьян Шеель.       

Почему были введены меры по ограничению арендной платы в Берлине?

В течение ряда лет мы столкнулись с резким ростом цен на аренду жилья. Дело в том, что жильё большей частью отдали на откуп рынку. Цены так выросли, что позволить себе аренду жилья в самом городе стало невозможно. Все крупные агломерации стали жертвами рваческих инстинктов владельцев недвижимости. Это происходит не только в Европе, — в Париже или Лондоне, — но и во всём мире. Например, в Нью-Йорке. В каждом из этих мест граждане и квартиросъёмщики начали отстаивать свои права и интересы. Меры по ограничению арендной платы, принятые берлинским левым правительством (партии СДПГ, «Зелёные» и Die Linke) в конце 2019 года, как раз и соответствовали этому движению.    

Эти решения были очень положительно восприняты жителями Берлина. Квартиросъёмщики реально почувствовали разницу. Они убедились, что государство может сдерживать рынок. Ввели правила с серьёзными санкциями для тех корпораций, которые нарушали принятый закон, продолжая брать слишком высокую плату за аренду жилья.  

Если говорить конкретно, насколько снизилась арендная плата для жителей Берлина?

Естественно, это зависит от размера жилплощади и предшествующей стоимости аренды. Максимальное снижение доходило до 1 000 евро. В ряде случаев арендная плата уменьшилась в два раза. Тотчас же последовало возмущение собственников. Но выбора не было. Государство должно было вмешаться и выступить в качестве посредника, способного защитить большинство людей от жадности корпораций. Ведь те постоянно стремятся к увеличению прибыли для своих акционеров. Когда оплата аренды жилья приводит к пустому холодильнику, то проблемы начинаются у всего общества. 

Но этот эксперимент продолжался очень недолго…

Да, начавшись в конце 2019 года, он был резко прерван в феврале 2020 года Конституционным судом. Он постановил, что земли Германии (Land), не имели права принимать решения об ограничении арендной платы. Это постановление последовало в ответ на иск, поданный правыми (CDU – (Христианско-демократический союз Германии) и либералами (FDP – Свободная демократическая партия). В этом их поддержали и ультраправые (AFD – «Альтернатива для Германии»).     

Поддерживают ли вас жители Берлина?

Как только стало известно о решении Верховного суда, на акции протеста вышли около 35 000 человек. Они выразили возмущение отменой ограничения. Это вызвало сильное удивление. Люди могли бы послать правительство Берлина к чёрту, за то, что оно совершило управленческую ошибку. Об этом недвусмысленно говорили правые и часть СМИ. Произошло ровно наоборот. Они вышли на улицу, чтобы сказать: «Мы ни за что не сдадимся».  Мы хотим ограничения арендной платы здесь и сейчас.  

После этого партия Die Linke решила требовать ограничения арендной платы на федеральном уровне?

Обоснованность ограничения арендной платы не рассматривалась Конституционным судом. Он настаивает на незаконность принятия такого закона на местном уровне в Берлине. Поэтому теперь мы требуем, чтобы Бундестаг ввёл ограничение арендной платы на федеральном уровне. Ио же принял постановление, предоставляющее возможность решать такие вопросы на местном уровне.   

В свою очередь, граждане Берлина выступили с инициативой проведения референдума по поводу экспроприации крупных компаний недвижимости.

С 2018 года активисты Bürgerinitiative предлагают провести референдум  по поводу экспроприации  крупных компаний недвижимости. В связи с постановлением Верховного суда они решили ускорить сбор подписей, чтобы наконец добиться проведения референдума 26 сентября этого года. Die Linke является единственной партии, которая в полной мере принимала участие в этой инициативе.

С самого начала нужно хорошо себе представлять взаимосвязь между этим движением и нашим вкладом в политическом плане. Если бы не было такой гражданской инициативы, то не было бы и ограничения арендной платы. Именно эта гражданская инициатива сделала возможными любые смелые политические шаги. Вопрос о национализации этих гигантских компаний недвижимости (Konzerne) совершенно законен. Нужно полностью переориентировать их управление в направлении общественного блага, чтобы оправдать ожидания жителей Берлина.   

Были ли вы сами удивлены успехом этой гражданской инициативы?

Я верил в него. Дело в том, что эти граждане полны решимости и очень хорошо организованы. Национализация – это правильное решение. Сегодня у нас слишком мало жилья в общественном фонде.

Какое место в общественных дебатах занимает этот референдум. Ведь он проходит одновременно с выборами в Бундестаг и в Палату депутатов Берлина?

В Берлине этот вопрос в общественных дебатах занимает главное место. В других землях Германии ему уделяется меньше внимания. Тем не менее, мы видим, что он также актуален в крупных агломерациях, где резко растёт арендная плата. Например, в Мюнхене, Лейпциге, Франкфурте-на-Майне и т. д.  

Есть ли у вас оптимистичные ожидания по результатам референдума?

Дебаты проходят очень трудно, и мнения крайне поляризованы. Согласно данным изучения общественного мнения, тех, кто высказывается в пользу национализации, немного больше, чем её противников: 47 % – за; 43 % – против. Остальные ещё не определились с выбором. Но если ответ будет положительным, то окончательное решение будет приниматься уже будущим берлинским правительством. Возможно, оно пойдёт навстречу пожеланиям жителей Берлина.  

Может ли нынешнее левое правительство сохранить свои позиции?

Да, но нельзя ничего исключать. Здесь в Берлине у нас есть четыре партии, которые доминируют на политической сцене: SPD (СДПГ), CDU (ХДС), «Зелёные» и Die Linke. Они набирают 15–25% голосов. Поэтому альянс из трёх партий кажется неизбежным. Если первое место займёт СДПГ, то возникает вопрос – останется ли она в нынешней прогрессивной коалиции с «Зелёными» и Die Linke или объединится с либералами или/и ХДС? К сожалению, вопрос пока остаётся открытым.

Но какими бы ни были соотношения сил и окончательное решение, я уверен в одном. Больше нельзя предоставлять неограниченные полномочия свободному рынку и делать ставку на либерализацию экономики в понимании неолибералов. Жильё – это не товар.   

Автор: Бруно Одан


Источник: L`Humanite

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я