Денис ПРУЦ,
Особенность российского капитализма таково, что государство играет ведущую роль в экономических процессах. Как показывает мировая практика, государства, где существовала подобная система, во время кризисов качественно транформируется. Меняется сама суть производственных отношений, характер экономической модели, отмирают целые отрасли народного хозяйства. Нечто подобное предстоит и России. Вопрос лишь в том – во что превратиться наш северо-восточный сосед после кризисного чистилища?
Окончательно кризис «накрыл» Россию осенью 2008 г.. Со середины года рынок потерял около 600 пунктов только из-за ухудшения инвестиционного климата в России после войны в Грузии. После конфликта российская фондовая биржа пережила одно из самых мощных падений котировок за последнее десятилетие, в течение только одного дня курс акций упал почти на 6 процентов.
Многие иностранные эксперты утверждают, что основой для жесткого сценария развития кризиса в РФ послужил отток инвесторов вызванный этим конфликтом и корпоративными спорами с ТНК-ВР, «Мечел» и др. (к тому же, чистый отток капитала из России в октябре составил 50 млрд против 24,6 млрд долларов в сентябре 2008 г.). В октябре 2008 г., международные рейтинговые агентства Fitch и Moody’s сообщили об изменении прогнозов по 13-и российским банкам и компаниям финансового сектора со «стабильного» на «негативный».
Другим важным фактором было падение цен на нефть и другие энергоносители. 6 октября 2008 года произошло очередное, рекордное за всю историю российского рынка акций, падение индекса РТС (за день на 19,1 % — до 866,39 пункта; в Лондоне, где торги не останавливались, российские «голубые фишки» подешевели на 30—50 %). Паденее цен на нефть пока преостановленно, но как говорит российский политолог Борис Кагарлицкий, существует вероятность, что баррель нефти уже через несколько месяцев упадет до 20 долл.
19 января 2009 г. Владимир Путин поручил Минфину пересчитать федеральный бюджет 2009 года, исходя из новых макроэкономических параметров, представленных Минэкономики: среднегодовая цена на нефть (Urals) в $41 за баррель, сокращение ВВП на 0,3%, инфляция — на уровне 13%, рубль девальвирован до 35 руб за $. Дефицит федерального бюджета в 2009 года составит 5% ВВП.
Проблема, по мнению члена комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксаны Дмитриевой (фракция “Справедливая Россия”), осложняется тем, что правительство слишком долго боролось с банковским кризисом, отказываясь признать угрозу рецессии, и вследствие этого запоздало с антикризисными мерами в экономике. Российский Кабмин «проспал» начало кризиса и теперь антикризисная политика вынужденно сопряжена со снижением уровня жизни и жесткими неолиберальными мерами (более 100 банков ликвидируется, часть «мягко» национализируется и т.д.).
23 октября 2008 года Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях поправки в федеральный бюджет на 2008—2010 годы, которые увеличивают финансирования по отдельным антикризисным направлениям. Также были приняты законы, расширяющие полномочия Банка России, позволяющие ему идти на «спецмеры» по скупке кризисных банков и оперировать не только государственными ценными бумагами, но и осуществлять куплю-продажу корпоративных ценных бумаг. Ранее, 10 октября Владимир Путин заявил, что в роли оператора размещения госсредств (включая средства Фонда национального благосостояния России) в российские акции и облигации выступит Банк развития (Внешэкономбанк), в котором он является председателем Наблюдательного совета. Сейчас рекапитализация российских банков составила 6 трлн руб.
Правительство РФ использует для защиты экономики в основном протекционистские меры, это касается автопромышленного конкурса, если необходимое сырье для производсва есть в России и его добыча стоит дороже заграничных аналогов на 15-20 % – автоматически тендер выигрывают россияне.
Другим важным звеном и, пожалуй, главным стало использование стабилизационного фонда. С 1 февраля 2009 г. он разделяется на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, который формируется за счет поступления из федеральных бюджетов и за счет разницы в цене повышения прибыли от екпорта енергоносителей в основном нефти.
Эксперты выражают мнение, что Россию в 2009 году ждет стагфляция (сочетание спада при сохранении высокой инфляции) и рост безработицы. Если применить методологию Международной организации труда, общая безработица в России сейчас примерно 5 млн человек. Руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер прогнозирует удвоение общей безработицы к концу года – до 10 млн человек.
Бюджет РФ на 2009 год оказался дефицитным в то время как большие ресурсы Фонда национального благосостояния фактически «брошены» на поддержание рубля. Поступлений в ФНБ в 2009 не предвидится из-за ценового обвала на рынке нефти. Правительство спасает конкретные предприятия за счет стабфондов, но это не спасает страну от эпидемии банкротств. В стране продолжит сокращаться производство, включая добычу нефти. Крайне тяжело придется торговле и сфере услуг. Быстрее всего кризис скажется на малом бизнесе.
По словам руководителя Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василия Колташова, в 2009 году продолжится отток работников-россиян в районы официальной регистрации. Уменьшится число иностранных мигрантов. Возвращение прежде успешной молодежи в родные места изменит и их. На фоне повсеместного роста безработицы обстановка в обществе будет накаляться. Официальная политика потеряет значение, а общество станет более самостоятельным и менее наивным.
Согласитесь. Это уже другая Россия, пока еще нам не знакомая