додому Економіка Картельный заговор торговых сетей или ручное управление фискальной политикой

Картельный заговор торговых сетей или ручное управление фискальной политикой

132

73Ситуация. 17 сентября 2013 (ПолитКом). Антимонопольный комитет Украины подвел промежуточные итоги расследования картельного сговора 18 торговых сетей. По мнению специалистов ведомства, согласованные действия ритейлеров, например, в части установления стоимости дополнительных услуг и бонусов поставщикам, привели к росту цен на продукты питания в 2010-2011 годах. Сумма штрафов, которая может быть наложена на фигурантов – рекордные для украинской практики 20 млрд гривен.

Расследование о деятельности продуктовой розницы в Украине было начато Антимонопольным комитетом в мае 2012 года, – сообщает Forbes. По данным Госстата, в 2010-2011 годах индекс потребительских цен в Украине вырос на 13,5%, тогда как цены на основные продукты питания в розничных сетях Киева увеличились на 22-38%, а на некоторые продукты — на 50-70%.

Черный список: «Фоззи-Фуд», «Фора», «Фуршет» (и ряд дочерних предприятий) «Ашан Украина», «Фудмаркет», «АТБ-Маркет», «Эко», «Адвентис», «Билла-Украина», «Край-2», «Новус Украина», «Икс 5 Ритейл Групп», «Спар-Центр», «Бимаркет», «Метро Кеш энд Керри Украина и «АС Нильсен Украина». В ведомстве заподозрили, что причина — в том, что ряд крупнейших ритейлеров требовали от поставщиков отсрочки платежей (до 120 дней) и оплаты различных дополнительных услуг (реклама, бонусы и прочее), которые достигают 5-10% от стоимости поставленного товара. Претензии выставлены лишь к компаниям, которые имеют магазины в столице, вне зависимости от расположения их центрального офиса.

«По мнению АМКУ, сети не могут детально объяснить экономическую обоснованность стоимости этих услуг. К примеру, почему за маркетинговые услуги платится именно 3% или, скажем, 10% от стоимости товара», — подчеркивает партнер МЮФ Integrites Александр АЛЕКСЕЕНКО.

Наравне с розницей фигурантом расследования является исследовательская компания AC Nielsen. Вторая претензия АМКУ — 18 крупных торговых сетей создали картель, в центре которого находится AC Nielsen.

Замглавы АМКУ Рафаэль КУЗЬМИН поясняет: «Картель обменивается между собой информацией, что приводит к согласованию цен, и вследствие этого — к одновременному необоснованному повышению стоимости товаров». «Претензия к Nielsen состоит в том, что она собирает информацию с сетей, и без особой обработки рассылает эти данные по рынку. Это, по мнению Комитета, дает сетям возможность согласовывать свое поведение», — констатирует Алексеенко.

В то же время, представитель одной из сетей, фигуранта расследования, рассказал журналистам, что в АМКУ дали понять: подоплека дела – острая необходимость наполнить бюджет, и поэтому штраф должен быть уплачен.

Довольно часто компании изыскивают методы вовсе не платить начисленные АМКУ штрафы. К примеру, 90% всех штрафов, начисленных Комитетом в 2012 году, пришлось на три компании. Но в бюджет они ничего не заплатили. Но здесь возникает другая сложность. Законодательно не определено, от чего зависит размер штрафа, а потому сейчас в силу вступит способность убеждать АМКУ в своих аргументах каждой отдельно взятой компании. В Украине это означает высокие коррупционные риски.

Forbes спросил у Игоря БАЛЕНКО, владельца одной из крупнейших торговых сетей в стране – «Фуршет», которая также фигурирует в расследовании АМКУ, в чем состоят претензии к ритейлерам и правда ли, что подоплека дела – острая необходимость наполнения бюджета. По словам Баленко, «претензии в отношении компаний – это тоже что-то запредельное. Как можно называть бонусы или какие-то маркетинговые платежи «схожими действиями»? Ну да, мы продаем на одинаковых кассах и с одинаковых полок. Если подходить так, то да, это схожие действия. Но ведь при этом размер самих бонусов у нас не одинаковый, да и сама маркетинговая система – вещь не унифицированная. Как можно говорить о сговоре? Я не знаю, что за этим стоит, но в данный момент это очень странная ситуация, которая не подлежит логическому объяснению.

Никто не может столько заплатить. А если не сможет – станет банкротом. Кто тогда пострадает? Мы ведь работаем с сотнями поставщиков, вслед за нами обанкротится и ряд производителей.

Штраф еще не наложен, это промежуточные итоги расследования. Возможно, кто-то оценит всевозможные последствия для рынка и потребителей, и спохватится. Если нет – будут судебные разбирательства».

 

 

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я