Ситуация. 17 сентября 2013 (ПолитКом). Антимонопольный комитет Украины подвел промежуточные итоги расследования картельного сговора 18 торговых сетей. По мнению специалистов ведомства, согласованные действия ритейлеров, например, в части установления стоимости дополнительных услуг и бонусов поставщикам, привели к росту цен на продукты питания в 2010-2011 годах. Сумма штрафов, которая может быть наложена на фигурантов – рекордные для украинской практики 20 млрд гривен.
Расследование о деятельности продуктовой розницы в Украине было начато Антимонопольным комитетом в мае 2012 года, – сообщает Forbes. По данным Госстата, в 2010-2011 годах индекс потребительских цен в Украине вырос на 13,5%, тогда как цены на основные продукты питания в розничных сетях Киева увеличились на 22-38%, а на некоторые продукты — на 50-70%.
Черный список: «Фоззи-Фуд», «Фора», «Фуршет» (и ряд дочерних предприятий) «Ашан Украина», «Фудмаркет», «АТБ-Маркет», «Эко», «Адвентис», «Билла-Украина», «Край-2», «Новус Украина», «Икс 5 Ритейл Групп», «Спар-Центр», «Бимаркет», «Метро Кеш энд Керри Украина и «АС Нильсен Украина». В ведомстве заподозрили, что причина — в том, что ряд крупнейших ритейлеров требовали от поставщиков отсрочки платежей (до 120 дней) и оплаты различных дополнительных услуг (реклама, бонусы и прочее), которые достигают 5-10% от стоимости поставленного товара. Претензии выставлены лишь к компаниям, которые имеют магазины в столице, вне зависимости от расположения их центрального офиса.
«По мнению АМКУ, сети не могут детально объяснить экономическую обоснованность стоимости этих услуг. К примеру, почему за маркетинговые услуги платится именно 3% или, скажем, 10% от стоимости товара», — подчеркивает партнер МЮФ Integrites Александр АЛЕКСЕЕНКО.
Наравне с розницей фигурантом расследования является исследовательская компания AC Nielsen. Вторая претензия АМКУ — 18 крупных торговых сетей создали картель, в центре которого находится AC Nielsen.
Замглавы АМКУ Рафаэль КУЗЬМИН поясняет: «Картель обменивается между собой информацией, что приводит к согласованию цен, и вследствие этого — к одновременному необоснованному повышению стоимости товаров». «Претензия к Nielsen состоит в том, что она собирает информацию с сетей, и без особой обработки рассылает эти данные по рынку. Это, по мнению Комитета, дает сетям возможность согласовывать свое поведение», — констатирует Алексеенко.
В то же время, представитель одной из сетей, фигуранта расследования, рассказал журналистам, что в АМКУ дали понять: подоплека дела – острая необходимость наполнить бюджет, и поэтому штраф должен быть уплачен.
Довольно часто компании изыскивают методы вовсе не платить начисленные АМКУ штрафы. К примеру, 90% всех штрафов, начисленных Комитетом в 2012 году, пришлось на три компании. Но в бюджет они ничего не заплатили. Но здесь возникает другая сложность. Законодательно не определено, от чего зависит размер штрафа, а потому сейчас в силу вступит способность убеждать АМКУ в своих аргументах каждой отдельно взятой компании. В Украине это означает высокие коррупционные риски.
Forbes спросил у Игоря БАЛЕНКО, владельца одной из крупнейших торговых сетей в стране – «Фуршет», которая также фигурирует в расследовании АМКУ, в чем состоят претензии к ритейлерам и правда ли, что подоплека дела – острая необходимость наполнения бюджета. По словам Баленко, «претензии в отношении компаний – это тоже что-то запредельное. Как можно называть бонусы или какие-то маркетинговые платежи «схожими действиями»? Ну да, мы продаем на одинаковых кассах и с одинаковых полок. Если подходить так, то да, это схожие действия. Но ведь при этом размер самих бонусов у нас не одинаковый, да и сама маркетинговая система – вещь не унифицированная. Как можно говорить о сговоре? Я не знаю, что за этим стоит, но в данный момент это очень странная ситуация, которая не подлежит логическому объяснению.
Никто не может столько заплатить. А если не сможет – станет банкротом. Кто тогда пострадает? Мы ведь работаем с сотнями поставщиков, вслед за нами обанкротится и ряд производителей.
Штраф еще не наложен, это промежуточные итоги расследования. Возможно, кто-то оценит всевозможные последствия для рынка и потребителей, и спохватится. Если нет – будут судебные разбирательства».