Выступление на международной конференции “Региональный и глобальный кризис безопасности в контексте российской агрессии против Украины” (30.04.2022, Черногория)
Я не могу дать рецептов от неповторения ошибок прошлого – универсальных рецептов в принципе не существует, ни один конфликт не повторяет другой, но можно проанализировать те слабые места, которые есть сегодня в регионе и в отношении мира к событиям, имевшим здесь место.
Как мы вполне отчетливо видим, мир не сделал надлежащих выводов о трагедиях Югославских войн. Ведь, казалось, как могли иметь место новые геноциды в самом сердце Европы после Сребреницы? После всего того, что мир видел на Балканах? Но они имели место – Буча, Ирпень, Гостомель, Бородянка – все эти названия теперь станут именами нарицательными для обозначения преступлений против человечности.
Именно поэтому представителям Западных Балкан важно не молчать и высказывать свою позицию о том, что происходит в Европе и в мире. Вы как мало кто на свете понимаете, чего стоит промедление мира в реакции на боевые действия. Вы как мало кто в мире понимаете, чего стоит промедление в установлении бесполетных зон над местами боевых действий. Вы как мало кто в мире понимаете, как трудно докричаться до этого мира о своих потерях и своих жертвах, о страданиях своего мирного населения.
Потому сегодня задача всех Западнобалканских государств четко формулировать свою позицию – время полутонов прошло. И если все мы не будем говорить открыто, что не приемлем издевательств над мирным населением и актов геноцида – это повторится. И повторится везде, где есть хоть малейший очаг нестабильности.
В этом плане было очень позитивным участие государств Западных Балкан в коалиции Рамштайна. Черногория, Хорватия, Северная Македония, Словения продемонстрировали, что они готовы говорить однозначно и заявлять о своей субъектности вслух.
Важно также осознать, что нельзя уступить немного своего суверенитета, договорившись о дешевом газе или помощи в выборах и ничего не заплатить взамен. Цена таких договоренностей будет экстремально высока. Это стоило бы понимать Сербии и ее лидерам еще вчера. Сегодня времени на размышленя уже нет.
Сегодня придется бороться с последствиями принятых ранее решений. И я не уверена, что в Белграде в полной мере сознают масштаб тех вызовов, которые преподносит им Россия.
В Белграде уже столкнулись с осознанием того факта, что Россия втянула их в свою геополитическую игру не в интересах Белграда – буквально несколько дней назад сербские СМИ взорвались заголовками вроде «Путин из-за своей войны забыл Сербию и вопрос Косова, говоря о том, что его действия по отношению к Донецку и Луганску ничем не отличаются». Сразу оговорюсь, что считаю любые сравнения Косова с какой бы то ни было составляющей нашей войны с Россией, как и сравнение Югославских войн с российско-украинской войной категорически некорректны. И это – только начало российского давления на Сербию в интересах России.
От Сербии так или иначе будут требовать признания аннексии Крыма законной, что ставит крест на ее позиции по Косову. Эта ситуация, в которой сегодня находится Сербия, должна стать уроком для всех западнобалканских государств: суверенитетом нельзя торговать. В этой сделке придется платить принципами, а потом и кровью.
Важно также отметить, что эта ситуация возникла во многом из-за попустительства Сербии работе мощнейшей агентурной сети на своей территории. Вербовка наемников, принимавших участие в российско-украинской войне на стороне России, неадекватные и очень неспешные наказания за наемничество и вербовку дали России зеленый свет и полное ощущение, что Сербия – территория, на которой российские спецслужбы могут работать безо всякой оглядки на местную власть.
Такой подход к собственной безопасности представляет угрозу не для самой страны, которая относится к угрозам извне настолько халатно, но и для соседних государств. Именно такой подход едва не стоил Черногории трагедии – я имею в виду попытку государственного переворота 2016 года. Да, тогда Черногория получила часть доказательств от правоохранительных органов Сербии, но возникает закономерный вопрос: все это могло бы и не случиться, если бы к русским и пророссийским агентурным сетям относились внимательнее.
В целом, наемничество является угрозой не только безопасности того региона, куда направляются наемники, но и региона, откуда они отправляются. Ведь эти люди, приобретающие боевой опыт, так или иначе будут возвращаться. И если не ужесточать меры наказания за наемничество (когда речь идет именно о наемничестве, а не оплачиваемой и юридически правильно оформленной работе в сфере безопасности), то эти люди будут представлять угрозу для стран своего пребывания.
Сегодня перед Западными Балканами стоит множество вызовов. Можно не сомневаться, что все те противоречия, которые есть на данный момент в регионе, будут использоваться для дестабилизации внешними силами. Сегодня в мире есть страна, которой необходима дестабилизация в Европе любой ценой. И эта страна – Россия. Она, устами своих послов, уже открыто проговаривала свои намерения. Она, запуская свои БПЛА, уже подтверждала эти намерения действиями. Ее агенты продолжают работать в регионе, поддерживая те существующие в регионе противоречия. И они не остановятся перед тем, чтобы бросить спичку и поджечь регион.
Сегодня безопасность – самая желанная и дорогостоящая вещь, которая есть в мире. И сегодня к ней есть только один путь: евроатлантическая интеграция без отказа от субъектности, отказ от попыток использовать эвфемизмы – война должна называться войной, геноцид – геноцидом, агрессия должна называться агрессией, недружественные действия – недружественными действиями.