Позиция украинских переговорщиков относительно совместных инспекций изменилась
Коррекция постановления о выборах и другие требования России в Н4
Встреча внешнеполитических советников Н4 11.09.2020 подтвердила российское намерение продавливать изменения в постановление ВРУ о проведении местных выборов.
Пресс-подход Дмитрия Козака по итогу мероприятия был выдержан в попросту неподобающей тональности. По сути, Козак открыто повторил требование РФ по пересмотру постановления о проведении выборов только на свободной территории Украины, добавив, что ни о каком саммите на уровне глав стран нормандской четверки речь на данный момент не идет.
Украинские переговорщики сохраняли молчание еще несколько часов после выхода Козака, но поздно вечером того же дня на сайте ОП появляется текст об итогах встречи, в котором не упоминалась перспектива пересмотра постановления ВРУ. Однако один из членов украинской делегации на встрече внешнеполитических советников нормандской четверки Андрей Костин подтвердил: тема обсуждалась, а проект изменений в постановление ВРУ в п. 4 полностью соответствует Комплексу мер.
Упомянутый проект постановления о внесении изменений в постановление о проведении местных выборов был внесен народным депутатом Александром Качурой.
Согласно этому проекту, п. 4 выглядит так: “выборы депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов, не назначенные в соответствии с пунктом 2 этого постановления, будут назначены в определенные законами порядке и сроки при условии: полноценного завершения на соответствующих территориях процедур по разоружению, демилитаризации и реинтеграции в соответствии со стандартами Организации Объединенных Наций и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе” вместо изначального варианта с упоминанием вооруженной агрессии РФ против Украины и необходимостью вывода российских войск.
Но дело вовсе не в том, есть “зрада” в самом тексте измененного постановления или нет (к чему уже принялся апеллировать Качура). Проблема заключается в том, что украинская сторона в принципе вовлекается в диалог с РФ на тему собственного законодательства и решений парламента. При этом, для РФ принципиально было апеллировать к Минским соглашениям в контексте постановления парламента.
Но Минские соглашения не являются юридически обязывающими, не являются международным договором и никогда не ратифицировались ВРУ. Потому все пожелания РФ такого рода должны были останавливаться еще на уровне главы делегации, как это делалось предшественником Кравчука Леонидом Кучмой.
Итоги ТКГ. Отказ Украины от “совместных инспекций” с боевиками
Заседание ТКГ 15-16.09.2020 традиционно было описано РФ и Украиной так, будто делегации побывали на разных встречах.
Как и всегда, освещение переговоров по подгруппам РФ отдала подконтрольным ей боевикам. По версии представителей НВФ, “Украина дезавуировала согласованные меры усиления режима прекращения огня”. Под этим они подразумевали отказ украинской стороны от cовместных инспекций с боевиками.
По версии телеграм-канала “МИД ДНР”, НВФ, подконтрольные России, внесли новые предложения по согласованию дополнительных мер по режиму прекращения огня. Позже присутствующий на заседании от НВФ ОРЛО Родион Мирошник попытался развить эту мысль, заявив, что глава украинской делегации в ТКГ Леонид Кравчук не обнаружил в тексте согласованной договоренности словосочетания “совместная инспекция”.
Также РФ и подконтрольные ей боевики акцентировали внимание на том, что требование пересмотра постановления ВРУ о проведении местных выборов сохраняется. Показательны возмущения России, выраженные с помощью НВФ, по поводу того, что украинская делегация открыто говорит, что не может влиять на решения парламента.
Действительно, постоянно оккупируя чужую территорию и нарушая закон, может быть трудно поверить, что обычно парламент не только является местом для дискуссий, но и не руководствуется в своей деятельности пожеланиями каких бы то ни было НВФ.
Примечательно и то, что боевики сетовали на отказ спецпредставителя ОБСЕ Хайди Грау “распространить их заявление” по поводу несогласия Украины с условиями разблокирования переговоров.
А вот собственно глава российской делегации Борис Грызлов вспомнил по итогам заседания о другом российском старом требовании – протоколировании хода переговоров с последующей публикацией.
Отказ Украины от совместной инспекции с боевиками также был назван Грызловым попыткой дезавуировать достигнутое 22.07.2020 соглашение.
В свою очередь, глава украинской делегации Леонид Кравчук по итогам переговоров заявил, что “участники заседания констатировали соблюдение режима прекращения огня, введенного с 27 июля текущего года, несмотря на отдельные провокационные обстрелы со стороны незаконных вооруженных формирований”. Также украинские переговорщики напомнили РФ о ее обязательствах по допуску представителей МККК к удерживаемым лицам на оккупированные территории.
В ОБСЕ же 17.09.2020 опубликовали сообщение Хайди Грау для прессы, где говорилось, что режим прекращения огня в целом действует, но “необходимо провести тщательное изучение разных аспектов функционирования” договоренностей, регламентирующих его.
Также было упомянуто, что гуманитарная подгруппа при участии представителей МККК обсудила тему доступа представителей организации к удерживаемым лицам и перспективу их освобождения. Помимо этого, в гуманитарной подгруппе обсуждался ход подготовки к одновременному открытию КПВВ в Золотом и Счастье.
В экономической подгруппе речь шла о возврате вагонов “Украинской железной дороге”, затрагивались вопросы водоснабжения и экологические проблемы, вызванные затоплением шахт на оккупированных территориях.
А вот формулировку сообщения для прессы о работе политической подгруппы стоит привести полностью, без искажений:
“Дискуссия политической рабочей группы преимущественно была посвящена постановлению Верховной Рады Украины № 795-IX, что снова не позволило обсудить вопросы повестки дня, направленные на имплементацию Минских соглашений”.
Из всего вышесказанного становится очевидным, что позиция украинских переговорщиков относительно совместных инспекций изменилась, на что сразу отреагировала РФ и подконтрольные ей боевики. Украинским переговорщикам стоит наконец-то перестать форсировать события, и соглашаться на инициативы, которые содержат в себе возможность для дальнейшей легализации НВФ. Именно такой инициативой и была договоренность о дополнительных мерах по прекращению огня с ее формулировкой “СЦКК в действующем составе”.
И никакие попытки оправдаться и рассказывать о том, что “боевиков там не было бы, это был бы российский генерал” (даже о так называемом “главе СЦКК ДНР” Руслане Якубове, в миру – Руслане Вахитове) не будут иметь в данном случае никакого значения: на деле все командование боевиков напрямую подчиняется российскому Генштабу, но договоренности будут оформлены так, чтобы речь шла о России в качестве посредника, а о боевиках как о стороне.
КПВВ у Счастья. Строительные работы в ОРЛО
Идея открытия КПВВ одновременно в Золотом и в Счастье обсуждалась не только во время ТКГ, но и в последнее время активно освещается оккупационными “СМИ”. Так, боевики отчитываются о “стройке века” в Счастье, и заявляют, что “украинская сторона, в свою очередь, никаких строительных работ не проводит”.
На ресурсах НВФ приводится предполагаемая дата одновременного открытия КПВВ – 10.11.2020.
Но в целом открытие КПВВ в Счастье будет означать дополнительные угрозы для Луганской ТЭС, поэтому решение об одновременном открытии КПВВ должно быть привязано не к конкретным датам, а к соблюдению РФ и подконтрольными ей боевиками условий безопасности.
Источник: hvylya.net