додому Поточні новини Итоги недели в ОРДЛО: от визита в Берлин до голосования за поправки...

Итоги недели в ОРДЛО: от визита в Берлин до голосования за поправки в конституцию РФ

126

Визит в Берлин. Разность\общность позиций представителей украинской делегации 

02.06.2020 состоялся визит украинской делегации в составе главы МИДа Дмитрия Кулебы, министра реинтеграции Алексея Резникова, главы Офиса президента Андрея Ермака и его заместителя Игоря Жовквы, министра обороны Андрея Тарана и советника президента Руслана Демченко в Германию.

Показательно, что едва ли не каждый из задействованных лиц позиционировал себя главой делегации: если просмотреть сообщения за 2 июня, появившиеся на сайте Офиса президента, то создастся полное впечатление, что именно Андрей Ермак руководит всеми процессами, связанными с переговорами по Донбассу. Прослушав совместный брифинг Дмитрия Кулебы с его немецким коллегой Хайко Маасом, можно сделать вывод о том, что главенствующая роль в переговорах оставалась за министром иностранных дел. Ну а обратившись к интервью Алексея Резникова по итогам переговоров, можно понять, что Алексей Резников формирует повестку урегулирования.

Все трое расставляли акценты по-разному. В совместном брифинге с Хайко Маасом Дмитрий Кулеба говорил о том, что существуют красные линии, которые Украина не перейдет ни при каких обстоятельствах. Они касаются суверенитета и территориальной целостности нашего государства. Однако, в комментарии Deutsche Welle министр иностранных дел Украины заявил о том, что украинская сторона может пойти на компромиссы, связанные с особым статусом Донбасса и Крыма, но только в том случае, если этот особый статус не даст им возможности налагать вето на какие бы то ни было общенациональные решения.

В целом, можно предположить, что имела место попытка использовать потенциал полисемии слов “особый статус”. Ведь особый статус не означает автоматически никаких дополнительных прав и полномочий – он может подразумевать и дополнительные ограничения и рамки. Но эта формулировка выглядит не слишком удачно на фоне происходящего вокруг темы урегулирования в целом: ситуация с безопасностью не меняется к лучшему, но украинская сторона посылает сигналы о своей готовности вести диалог о политической составляющей.

В рамках той тактики, которая избрана украинскими переговорщиками – предложить как можно больше новых инициатив, чтобы показать неконструктивность действий российской стороны – этот ход может иметь место. Но не стоит забывать о той угрозе, которая существует и обозначается все более явно: не исключено, что в какой-то момент РФ согласится на одну из инициатив по политическому треку, извратив украинские замыслы до неузнаваемости через фиксацию невыгодных для Украины формулировок на бумаге.

Андрей Ермак, в свою очередь, всячески акцентировал внимание на том, что тема Консультативного совета во время визита не обсуждалась. При этом им было сказано, что переформатирование украинской делегации в ТКГ было поддержано Германией. А относительно инициативы с переселенцами в Трехсторонней контактной группе было заявлено дословно следующее:

“Украинская делегация проинформировала немецких коллег о том, что на предстоящий встречах ТКГ Украина представит наших представителей территорий, которых считаем теми, с кем мы готовы сегодня обсуждать законодательные акты, как это предусмотрено Минским пакетом договоренностей”.

То есть налицо явная попытка отделить все три инициативы друг от друга, через дополнительное подчеркивание того, что Консультативный совет остался в прошлом, что новые инициативы – это уже наверняка не КС. Вот только в комментарии Ермака не прозвучало четкого ответа на вопрос была ли поддержана инициатива с переселенцами немецкой стороной, в то время как об инициативе с поднятием уровня нашего представительства в ТКГ и реакции на нее немецкой стороны глава ОП высказался недвусмысленно: поддержка Германии по этому вопросу действительно есть.

В сообщении на сайте ОП по поводу телефонного разговора Владимира Зеленского с Ангелой Меркель 05.06.2020 была использована другая формулировка – “канцлер Ангела Меркель заявила о поддержке изменений в работе Трехсторонней контактной группы, инициированных Украиной”, без уточнений.

Проводил в своих комменатриях линию отказа от Консультативного совета и Алексей Резников: по его словам, Украина так и не получила ответа на это предложение ни от ОБСЕ, ни от немецкой и французской стороны, а это значит (дословная цитата) – “забыли и идем дальше”.

Вряд ли происходящее вокруг темы Консультативного совета можно так легко забыть. И повторение тезиса об отказе от Консультативного совета выглядит как попытка утвердить мысль о том, что это единственная инициатива прямого диалога, от которой, к тому же, уже отошла украинская сторона. Но это совершенно точно не единственная угроза прямого диалога с НВФ в рамках ТКГ, которая озвучивалась за все это время от подписания проекта КС в марте этого года и до публичного отказа от этой идеи с украинской стороны. Необходимо внимательно всматриваться в саму суть новых инициатив, а не тешить себя иллюзиями, что с отбрасыванием токсичного для украинского общества названия отпадают и все существующие угрозы.

По сути, каждый из упомянутых представителей украинской команды, работающей над урегулированием, расставлял акценты по-своему. В какой-то момент эти акценты могут показаться противоречащими друг другу. Но стоит вспомнить, что промежуточная цель всех инициатив последнего времени – запутать противника. Правда, и на этот раз поставленная цель не была достигнута – у российских аналитиков околоАП, вроде того же Чеснакова, есть понимание, что это в первую очередь работа с разными аудиториями. И что совместить эти сигналы в одной, консолидированной позиции вряд ли удастся.

На деле, эта разноголосица фиксирует лишь тот факт, что целостного взгляда на переговорный процесс по-прежнему нет, а никакие маневры не в состоянии заменить наличия стратегии.

Новые обстрелы окраин зон отвода и камеры ОБСЕ в Петровском

На этой неделе снова обстреливались как сами участки отвода сил и средств, так и их окраины.

В ночь с 30.05.2020 на 31.05.2020 наблюдатели ОБСЕ зафиксировали обстрелы из стрелкового оружия в непосредственной близости от участка отвода в районе Станицы Луганской.

СММ ОБСЕ зафиксировала восстановление позиций боевиков в районе участка отвода №3 в Петровском. Позже, в отчете от 02.06.2020, миссия зафиксировала обстрелы в районе этого же участка.

Также украинские представители СЦКК зафиксировали минирование окраин участка отвода в Золотом, которое НВФ проводят, имитируя обустройство КПВВ.

Кроме того, в отчете СММ ОБСЕ от 03.06.2020 сообщалось, что была повреждена камера миссии в районе Петровского. А это значит, что наблюдатели смогут увидеть гораздо меньше провокаций боевиков.

Все эти сообщения должны наконец-то довести до действующего украинского руководства мысль о том, что до восстановления порядка на существующий участках отвода обсуждать новые не имеет смысла. Более того, любые попытки закрывать глаза на нарушения со стороны подконтрольных РФ боевиков являются контрпродуктивными.

Голосование за поправки в Конституцию РФ. Контекст ОРДЛО

Голосование за поправки в Конституцию РФ, назначенное на 1 июля, приобретает все более причудливые формы. Ресурсы боевиков “ЛДНР”, со ссылкой на ЦИК РФ, сообщили, что голосовать за поправки смогут и жители ОРДЛО, успевшие получить российское гражданство. Но для голосования им все равно необходимо будет выехать на территорию России.

Такое отношение РФ к жителям ОРДЛО, получившим российские паспорта, доказывает как нельзя более наглядно: в тех случаях, когда это нужно российской действующей власти – например, когда нужно создать видимость “всенародной поддержки Путина разделенным в ходе распада СССР русским народом” – жители ОРДЛО, получившие российские паспорта, воспринимаются Кремлем как граждане РФ. А вот когда доходит до вопросов социальных выплат – судьба представителей “разделенного народа” резко перестает волновать Москву.

Мария Кучеренко, руководитель проектов Центра исследований проблем гражданского общества

Источник: hvylya.net

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я