В Москве прекрасно понимают, что Трехсторонняя контактная группа в ее нынешнем виде неудобна для вынесения истинной роли РФ в войне на востоке Украины за скобки
1) Внеочередное и очередное заседания ТКГ. Угрозы и манипуляции боевиков На этой неделе состоялось сразу два онлайн-заседания ТКГ – внеочередное и плановое. Внеочередная видеовстреча ТКГ была созвана украинской стороной в ответ на синхронные обвинения глав оккупационных администраций ОРЛО и ОРДО в “обстрелах украинской стороной объектов инфраструктуры”, и введение главарями группировок “режима боевой готовности”.
По итогам заседания 22.05.2020 спецпредставитель ОБСЕ Хайди Грау опубликовала заявление, в котором говорилось, что “все участники представили свои предложения по дополнительным мерам для укрепления режима прекращения огня и согласились продолжить работу над ними в кратчайшие сроки”. Однако у полпреда РФ в данном переговорном формате Бориса Грызлова – как и всегда – свой взгляд на события. Он заявил, что “в числе итогов встречи – четко зафиксированная ответственность киевской стороны за произошедшее. Но конкретных решений по результатам принято не было”.
Боевики, в свою очередь, снова пытались придать себе субъектности, через апелляции к старому российскому проекту дополнительных мер по прекращению огня, который предполагает прямые контакты по-прежнему не существующей в СЦКК стороны “ЛДНР” с украинским высшим военным командованием. Родион Мирошник, титулующий себя “представителем ЛНР в политподгруппе ТКГ”, активно комментировал заседание через свой телеграм-канал, и заявил, что украинская делегация “покинула внеочередное заседание досрочно”, не желая обсуждать проекты РФ и боевиков.
Куда интереснее разворачивались события вокруг очередной встречи ТКГ и ее подгрупп, проходившей 26.05.-27.05.2020. Как мы и предполагали на прошлой неделе, боевики остались приглашенной стороной, и присутствовали во время работы тематических подгрупп. По успевшей сложиться традиции, представители НВФ публиковали график заседаний, и буквально засыпали телеграм своими сиюминутными рефлексиями относительно происходящего, что в итоге и сыграло с ними злую шутку непосредственно перед началом работы ТКГ 27.05.2020. Все тот же Родион Мирошник поспешил трактовать задержку начала работы ТКГ как “очередную попытку выдавить республики из процесса”.
“Украинские сайты пишут, что Киев вместе с ОБСЕ ждет начала переговоров. Кого ждет? Доступ ЛНР и ДНР пока заблокирован модератором”, – написал Мирошник в своем телеграм-канале.
Действительно, ряд украинских ресурсов, со ссылкой на источник в ОБСЕ сообщал, что именно российская сторона затягивает процесс. Но такая нервная реакция боевиков – с упоминаниями представителями оккупационных администраций предыдущего заседания, когда Алексей Резников продемонстрировал российские паспорта присутствующих на заседаниях Трехсторонней контактной группы боевиков – свидетельствует только об одном: России нужен прямой диалог между официальным Киевом и представителями НВФ, и как можно быстрее.
А перед боевиками, очевидно, поставлена задача агитировать за подобный диалог как можно чаще и громче. В Москве прекрасно понимают, что Трехсторонняя контактная группа в ее нынешнем виде неудобна для вынесения истинной роли РФ в войне на востоке Украины за скобки. И потому ей нужна фиксация любых проектов, направленных на прямой диалог между Украиной и НВФ. Причем не имеет значения, как подобные инициативы будут называться – Консультативным советом или инициативами прямого диалога в каждой подгруппе ТКГ в отдельности.
О серьезности российских намерений говорит задействование риторической “тяжелой артиллерии” – заявления пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова и полпреда РФ в ТКГ Бориса Грызлова. Оба они подчеркивали: им понятна “жесткая позиция республик относительно режима полной боевой готовности”, а сам этот режим может быть снят лишь в том случае, если Киев согласится на “внедрение дополнительных мер и шагов по деэскалации”. Такие заявления должны быть трактованы исключительно как создаваемый РФ повод для дальнейших обвинений украинской стороны в том, что на самом деле совершает Россия и ее марионетки: нарушение режима прекращения огня и провокации на линии разграничения.
Крайне любопытно выглядел брифинг так называемого “министра иностранных дел ЛНР” Владислава Дейнего от 28.05.2020, во время которого “министр” заявил, что Андрей Ермак якобы согласился на те самые “дополнительные меры по прекращению огня” в виде возможности установления прямого контакта между украинским военным командованием и боевиками, а теперь украинские переговорщики саботируют эту договоренность. По его словам, еще в феврале “Ермак попросил номера телефона представителей народной милиции республик, и ему были предоставлены такие контакты, а от Резникова мы получили номер господина Бондаря, заместителя командующего штаба ООС, однако дозвониться нам не удалось”.
Это заявление выглядит крайне примитивной манипуляцией, в которой представитель боевиков успел несколько раз запутаться сам: изначально пытаясь противопоставлять Резникова Ермаку и отсылать Резникова к якобы имевшим место действиям Ермака как к истине в последней инстанции, Дейнего сбивался с фамилии на фамилию, что выдает – на деле авторам текста, который зачитывал с листа Дейнего, понятно, что нет никакой отдельной позиции Резникова и отдельной позиции Ермака, а есть неблагоприятная для РФ и подконтрольных ей боевиков повестка в виде повышенного внимания ко всем процессам в ТКГ со стороны украинского общества.
Пока очевидно: и Украина, и РФ будут задействовать различные маневры, чтобы изменить ситуацию в ТКГ в свою пользу. Задачей украинской переговорной команды избрано показать неконструктивное поведение РФ и ее марионеток, и потребовать пересмотра существующих договоренностей. Целью РФ остаются прямые переговоры между украинской властью и НВФ и письменная фиксация таких переговорных форматов. Вот только из инициатив последнего времени и риторики сторон становится ясно и то, что риски запутаться и ошибиться растут.
Стоит также отметить, что тема переселенцев в ТКГ затрагивалась Родионом Мирошником и журналистами ТАСС, которые использовали эту концепцию как повод для приглашения к комментированию повестки ТКГ Виктора Медведчука. Медведчук не упустил возможности рассказать российскому СМИ о том, что именно Киев ведет переговоры неправильно, и “не делает ничего для реализации политического измерения Минских соглашений”. В комментарии на сайте ОП по итогам работы Трехсторонней контактной группы никаких упоминаний переселенцев в ТКГ не было. 2) Непростая судьба пророссийских наемников, воевавших против Украины. Обещания Бородая vs суровая русская действительность Выдворенного из РФ гражданина Казахстана Евгения Щербака суд по уголовным делам г. Костаная приговорил к четырем с половиной годам лишения свободы за участие в войне на востоке Украины на стороне РФ.
Именно о нем не так давно говорил глава “Союза добровольцев Донбасса” Александр Бородай, критикуя нынешний порядок вещей в АП, и апеллируя к тому, что при Суркове такого никак не могло бы произойти. В своем тогдашнем гневном спиче Бородай упоминал и депутата Госдумы Сергея Шаргунова, чьи обращения не могли помочь иностранным наемникам избежать выдачи из РФ. Также Бородай говорил о деле сербского наемника Горана Чирича, выдачу которого Сербии в СДД твердо вознамерились остановить. Но слова Бородая, как и всегда, разошлись с делом: по данным “Медиазоны”, адвоката Евгению Щербаку, выданного Казахстану, оплачивали вовсе не представители СДД, а тот самый Сергей Шаргунов, которого глава “Союза добровольцев Донбасса” так громко критиковал.
А что до сербского наемника Горана Чирича – 12.05.2020 Ростовский областной суд подтвердил, что основания для экстрадиции боевика в Сербию абсолютно законны, и отказался учитывать доводы Чирича о том, что его дело якобы имеет политический характер. Согласно запросу сербской стороны, Чирич обвиняется в том, что с февраля по июнь 2015 года на территории Республики Сербия совершил “пособничество в злоупотреблении должностным положением директором предприятия “Антомар-РС-Ойл”. Не принял суд во внимание и его “подвиги” на Донбассе: у боевика нет российского гражданства, а так называемое “гражданство ДНР” не стало доводом в пользу того, чтобы защищать “сербского добровольца” от сербского же законодательства. Бородай и его “Союз…” сохраняют по этому поводу многозначительное молчание.
Ведь имя Чирича уже сделало свое дело в момент, когда Бородаю необходимо было упомянуть Суркова и его былые заслуги, рассказав, что при нем такая ситуация с иностранными наемниками была бы принципиально невозможна. Сам сайт СДД сейчас куда больше похож на площадку для продолжающегося выяснения непростых отношений Бородая с Игорем Гиркиным. 28.05.2020 в “Московском комсомольце” вышла статья о том, что за Чирича, “умирающего в Ростовском СИЗО”, бьется только его донецкая жена. Эта история крайне показательна, как и множество других эпизодов, связанных с иностранными наемниками, воевавшими на стороне РФ против Украины.
В первую очередь тем, что в основном эти люди бегут от ответственности, которая грозит им за их преступления, совершенные на родине. Дело вовсе не в желании “помочь народу Донбасса” – все это заботливо приписывает им российская официальная пропаганда.Немаловажно и то, что для РФ нет никаких “республик” – а есть ОРДЛО. Отдельные районы Донецкой и Луганской областей Украины. Именно эта формулировка используется в Минских соглашениях, к букве которых Россия то и дело апеллирует. Да и сами эти “добровольцы” – как граждане РФ, так и иностранные наемники – оказываются не нужны России вне оккупированных территорий востока Украины.
По сути, они необходимы РФ лишь дважды – когда приезжают в ОРДЛО, и дают возможность снимать сюжеты о “всемирной поддержке русского правого дела” и “простых и честных добровольцах, которые здесь не за деньги, а за идею”, и когда погибают – что позволяет пропагандистским медиа рассказывать о “зверствах украинских карателей, которые не щадят никого”.
Источник: hvylya.net