Мария КУЧЕРЕНКО, Андрей КУЛИК
Встреча в нормандском формате: позиции сторон и перспективы
На этой неделе в СМИ появились сообщения о том, что определена дата встречи в нормандском формате. Со ссылкой на Елисейский дворец и Офис президента Украины сообщается, что саммит глав стран нормандской четверки запланирован на 09.12.2019.
Этому предшествовали достаточно громкие заявления как с украинской, так и с российской стороны.
Министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко в интервью украинской службе ВВС рассказал о ситуации с выполнением условий для проведения нормандской встречи со стороны Украины, о том, что газовые вопросы не могут обсуждаться в нормандском формате и о невозможности прямых переговоров с боевиками. В то время как российская сторона в ТКГ в лице Бориса Грызлова в очередной раз потребовала именно прямых переговоров с представителями НВФ – в вопросах особого статуса Донбасса. Кроме того, была сорвана видеоконференция гуманитарной подгруппы ТКГ. РФ повторила свой маневр с выдвижением условий для проведения саммита нормандской четверки, только на этот раз на уровне гумподгруппы: через представителей боевиков проговорились условия для проведения конференции, которые, якобы, не выполнила Украина.
” У нас должна была состояться встреча 12 числа, но, к сожалению, по техническим причинам гуманитарная подгруппа не заседала. Договоренности были следующие: если будет обеими сторонами предоставлена информация, которая будет почвой для обсуждения, то все стороны не возражают против видеоконференции. Но, к сожалению, украинской стороной в очередной раз информация не была предоставлена”, – заявила так называемая “омбудсмен ДНР” Дарья Морозова.
14.11.2019 отвечая на вопросы журналистов по итогам саммита БРИКС, президент РФ Владимир Путин внес еще несколько дополнений: по его мнению, отвод в Станице Луганской, Золотом и Петровском – правильная мера, но присутствие в зоне отвода украинских силовиков недопустимо, необходим отвод по всей линии разграничения, продление действия существующего закона об особом статусе, а никаких встреч с Зеленским до встречи в нормандском формате не будет.
То есть, украинский президент может получить то, к чему так долго и упорно стремился – встречу в нормандском формате. Но условия этой встречи, продиктованные РФ, создают для Украины крайне неблагоприятную ситуацию: российская сторона снова вывернула все принципиально важные составляющие и смыслы Минска-2 наизнанку.
Очевидно, что под отводом вдоль всей линии разграничения Путин не имеет в виду прописанный в Минске-2 отвод тяжелой артиллерии – ведь тогда российские силы лишаются возможности подымать градус на фронте, обстреливая позиции украинских военных из запрещенных калибров. Кроме того, РФ и подконтрольные ей боевики не собираются уходить из Дебальцева, которое должно находиться под украинской юрисдикцией согласно Комплекса мер. Россия будет настаивать на отводе сил и средств в одностороннем порядке, причем не на условиях Минска-2 (отвод тяжелой техники), а на условиях Рамочного решения ТКГ от 20.09.2016 – с созданием демилитаризованных зон, только на этот раз по всей протяженности линии разграничения.
Согласование украинского законодательства с представителями НВФ – это не что иное, как более жесткое переосмысление старого российского требования “прямых переговоров”: в РФ не теряют надежд окончательно вынести свою собственную роль в конфликте за скобки и зафиксировать такое положение вещей в документах, которые будут иметь больший вес с юридической точки зрения, чем Минск-2.
Иными словами, произошло то, о чем мы неоднократно писали в предыдущих обзорах: встреча в нормандском формате, вокруг которой в Украине сформировался целый культ, в случае ее проведения станет либо просто безрезультатной, либо крайне невыгодной для нашей стороны.
Отвод войск в трех согласованных точках. Реакция местных жителей и властей
В Украинском кризисном медиа-центре прошла пресс-конференция, призванная подвести итоги отвода сил и средств в Станице Луганской, Золотом и Петровском. На этом мероприятии слово было предоставлено тем, кого практически не упоминали непосредственно во время отвода – местным активистам, выступающим против разведения войск на обозначенных участках. Наталья Журбенко рассказала о ситуации в Станице Луганской, акцентировав внимание на том, что часть населенного пункта, попавшая в серую зону, действительно не защищена никакими силами: по словам активистки, там нет ни полиции, ни НГУ, как это было обещано действующей властью. Эту информацию подтвердил и глава Станично-Луганской РДА Юрий Золкин: в интервью изданию “Український тиждень” он упоминает серую зону, в которую попало 74 дома, и где, по словам военных, “даже муха пролететь не может”. Однако там совершенно беспрепятственно сумел пройти журналист Константин Реуцкий, и, дойдя до железнодорожного моста, сделал репортаж, и вернулся обратно.
На пресс-конференции присутствовала и Марина Данилкина, активистка из Золотого-4. Она прокомментировала позицию, озвученную в фильме президента Зеленского “За крок до миру”:
“Приезжают все чины, и спрашивают: вы хотите мира? Естественно, мы хотим мир, мы за мир, но какой ценой? Отвод ЗСУ не даст нам мира. Людям обещают мир, но не говорят, что мы будем серая зона. (…) И еще: сейчас у нас в селе “режим желтый”. Ограничено буквально все. Проезд до моего дома – 250 м, меня гонят два с половиной или три километра через КПВВ, а это очень, очень опасно. Там открытая зона, там позиции, по которым уже были прилеты. (…) Вчера(13.11.2019) в Золотом был бой – 40 минут”.
Таким образом, в очередной раз становится ясно, что отвод сил и средств не был поддержан местными жителями настолько единогласно, как это стремились показать через разного рода пропагандистские продукты. Как очевидно, что с безопасностью проживающих в новообразованных серых зонах решены далеко не все вопросы.
Источник: depo.ua