Мария КУЧЕРЕНКО, Андрей КУЛИК
АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
“Концепция внешней политики ДНР”
На оккупированных территориях Донецкой области решили утвердить “концепцию внешней политики ДНР”. Об этом свидетельствуют сообщения в “республиканских СМИ”, содержащие ссылку на соответствующие “указы” Пушилина.
Принятая “концепция” подтверждает, что на данном этапе кураторы ОРДО не готовы к “реанимации проекта Новороссия”: в тексте “указа о концепции внешней политики” говорится, что “ДНР” будет стремиться к “достижения мира с Украиной и ЛНР”. То есть ни о каком потенциальном объединении псевдореспублик речь не идет. В последующих пунктах этой “внешнеполитической доктрины” отношения между псевдореспубликами характеризуются как “военно-стратегические”. Этот пункт вызвал отдельное неодобрение у различных российских колумнистов, делающих вид, будто они не понимают, что никакой собственной воли у “лидеров” ОРДЛО нет, а таково решение кураторов на данный момент.
Не упоминается и “интеграция в Россию” – утверждается лишь необходимость сотрудничества, “перехода на стандарты ОДКБ с целью дальнейшего присоединения”, и даже…вступление в ООН “для международного признания”.
Новшеством стали зафиксированные в тексте “документа” намерения о вступлении в Шанхайскую организацию сотрудничества, Евразийский экономический союз. Т.е. в “документе” нашел свое воплощение эдакий “поздний дугинизм”, элементы которого продемонстрировал и Сурков в своей последней статье о “глубинном народе”.
Отдельно акцентируется внимание на сотрудничестве с Южной Осетией и другими серыми зонами вроде Абхазии, ПМР, Карабаха.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИЛОВИКОВ
“Ополченочка”. Переход Светланы Дрюк на украинскую сторону
03.03.2019 на “1+1” вышел сюжет военного журналиста Андрея Цаплиенко о переходе на сторону Украины представительницы НВФ ОРДО Светланы Дрюк. В анонсе сюжета на своей странице на фейсбуке, журналист заявил, что “женщина, ставшая прототипом главной героини пропагандистского фильма “Ополченочка”, перешла на сторону Украины. По странному стечению обстоятельств, сразу после того, как кто-то подорвал целых восемь танков оккупантов”. Также Цаплиенко акцентировал внимание на том, что Дрюк пришла не с пустыми руками, а с документацией боевиков.
Но так ли все это на самом деле? Вопросы возникают уже начиная с фраз вроде “пособница боевиков-прототип главной героини “Ополченочки” перешла на сторону Украины”. Так называемый фильм “Ополченочка”, по свидетельствам авторов идеи из псевдореспублик, должен был быть об ОРЛО (за основу бралась история Татьяны Дремовой и ее ликвидированного мужа-боевика Павла Дремова), а не ОРДО, а Дрюк состояла в рядах силовых структур так называемой “ДНР”. Кроме того, по словам так называемого “продюсера ленты века” Романа Разума (чья настоящая фамилия – Слинько), сценарий о “женском танковом экипаже” был задуман еще в 2014 году, а Светлана Дрюк, по ее же собственному признанию, начинала свой путь в незаконных формированиях как парамедик, потом стала “заместителем командира взвода”, а потом – “начальником штаба дивизиона”.
Это “карьерное восхождение” происходило в так называемом батальоне “Чебурашка”, и только потом был так называемый “11 полк”, где Светлана Дрюк и стала танкисткой.
Именно эта первая нестыковка вызвала дальнейшие вопросы о личности Светланы Дрюк. Информацию о ее “подвигах” легко проверить – в сети огромное множество видеоматериалов и интервью для пророссийских ресурсов со Светланой Дрюк. В сюжете на “1+1” она комментирует это дословно следующим образом: “тогда все воевали, тогда время было такое, да, я убивала”. Упоминались в сюжете и ее дети, которых поэтапно выводили с оккупированных территорий, чтобы спасти от расправы со стороны боевиков.
Но нигде в сюжете о “прототипе главной героини главного фильма всея ЛДНР”, вышедшем на 1+1, не говорится, что ее сын тоже состоял в так называемом “ополчении” и в 2014 году “работал на миномете”, как утверждала сама Дрюк в одном из интервью 2015 года. Непонятно, почему авторы сюжета решили скрыть эту подробность, которая так или иначе оказалась бы достоянием общественности.
И именно эта составляющая данной истории оказалась наиболее конфликтогенной: попытки умолчать неудобные детали биографии Дрюк и открытый вопрос о коллаборации как таковой. Спустя пять лет после начала войны у Украины нет стратегии относительно тех, кто воевал в рядах НВФ. Внутри украинского общества нет консенсуса о самом подходе к вопросам реинтеграции таких людей в украинское общество: некоторые группы продвигают “массовое прощение” – т. е. прощение тех, кто сотрудничал с боевиками, “но не убивал”, безо всякого суда. Но о какой адекватной доказательной базе может идти речь в таких случаях, если доступ на оккупированные территории для внешних наблюдателей был предельно затруднен все эти годы?
Гиркин, продающий медали. Разочарование боевика в “русской весне”?
09.03.2019 на странице в соцсетях симпатизирующего Гиркину представителя движения “Новороссия” Михаила Полынкова появилось сообщение о том, что экс-“министр обороны ДНР” намерен продать медаль “За воссоединение Крыма с Россией”, которую оценил в миллион рублей. Медаль значится под номером четыре, кому принадлежат первые три – не уточняется. Выдана Гиркину “Благотворительным фондом святителя Василия Великого” Константина Малофеева. Подписчики Гиркина в соцсети “В контакте” заподозрили подвох, и переспросили Стрелкова-Гиркина, не фейк ли это, и можно ли верить данному сообщению, на что в комментариях Гиркин ответил следующее:
“Сергей, да, это моя медаль, негосударственная. Вручена мне Малофеевым еще весной 2014 года – до начала Донбасской кампании. Продаю, поскольку имеют место материальные проблемы, которые я не могу “залатать” имеющимися наличными средствами. Особого пиитета к данной награде никогда не имел ,так как она: а) не государственная, б) не боевая, в) с изображением лица, которого я, в общем – за исключением совсем краткого периода в 2014-м – никогда не уважал, а с 2015-го – откровенно презираю..”
ГУМАНИТАРНАЯ СИТУАЦИЯ
Очередная попытка перемирия
По итогам переговоров в ТКГ, было принято решение об очередной, уже 19 по счету, попытке установить режим прекращения огня с полуночи 08.03.2019. Как заявил представитель Украины в ТКГ Евгений Марчук, российская сторона активно сопротивлялась этому предложению:
“На заседании мы не получили гарантии от российской стороны, руководства России и лично Путина или каких-то его представителей… Не было гарантий российской стороны на высшем уровне, не было представителя России Грызлова на заседании”, – сказал Марчук.
Вполне ожидаемо, никакого перемирия и прекращения огня не было достигнуто на практике: боевики сорвали перемирие, обстреляв позиции ООС из минометов 120 мм и 82 мм, о чем говорится в сводке ООС от 09.03.2019.
КОММЕНТАРИЙ:
Как и всегда, боевики и их кураторы неспособны сформулировать свои мысли внятно: формулировка про “мир ДНР и ЛНР с одной стороны и Украиной с другой стороны” дает очень широкое поле для интерпретаций. В целом, “концепция внешней политики” была подвергнута критике российских обозревателей именно за разделение “молодых демократий” и “отказ от интеграции в РФ”. Но эта критика скорее доказывает, что ее авторы не понимают или не хотят понимать, что ни о какой “русской весне” речь на деле не идет – речь идет только о переделе сфер влияния между кураторами и освоении средств.
Случай Светланы Дрюк оставил по себе больше вопросов, чем ответов, но поднял очень важную тему, которая остается недообсужденной в украинском обществе – тему коллаборации. На сегодняшний день в Украине отсутствует стратегия по взаимодействию с коллаборантами, предлагаются разные ее варианты – от “прощения” до амнистии для не совершавших особо тяжких преступлений. По мнению авторов обзора, в этом плане примером может служить программа СБУ “Тебя ждут дома”. Это инициатива, которая предполагает возможность добровольно поделиться с украинскими спецслужбами информацией о вчерашних сослуживцах в псевдореспубликах в обмен на уменьшение меры наказания. Это не всепрощение, но возможность сохранить свое право хоть на какое-то будущее, потому что очевидно, что в псевдореспубликах всех этих “деятелей русской весны” ждет незавидная участь.
Очередная “доктрина Герасимова”
В России была презентована новая “доктрина Герасимова”. Под “доктриной Герасимова” обычно понимают доклад 2013 года начальника Генштаба РФ Валерия Герасимова, презентованный в Академии военных наук, который позже был опубликован и растиражирован уже под таким названием.
Как пишет обозреватель “Новой газеты” Павел Фельгенгауэр, на ту пору Герасимов в большей степени опирался на пример массовых протестов, восстаний и внутренних конфликтов с внешним участием на Ближнем Востоке в 2010-2012 годах, известных как “арабская весна”. Уже после 2014 года его доклад стали интерпретировать как описание российских методов “гибридной войны”, хотя сам термин “гибридная война” в докладе не фигурировал: речь шла об “асимметричных действиях”, об использовании как военных, так и невоенных информационных методов дестабилизации противника, “бесконтактных дальнобойных высокоточных ударах вместе с действиями спецназа и внутренней оппозиции”.
Спустя шесть лет, 02.03.2019, Герасимов презентовал в той же Академии новый доклад, но уже в полной мере задействующий терминологию времен холодной войны: в нем вполне серьезно фигурируют такие термины “пятая колонна”, США и их союзники обозначаются как “агрессоры и вероятные противники”. Но главное в “доктрине Герасимова 2.0” – термин “троянский конь”, под которым понимается любая оппозиция, по умолчанию объявляющаяся врагами, “вступившими в сговор с противником”. По новой версии, речь больше не идет о гибридной войне, а о масштабной, для которой необходимы инструменты ядерного и неядерного сдерживания – ведь противники, по мнению Герасимова, настроены воевать всерьез. Им упоминаются единицы “чудо-оружия” (“Авангард”, “Сармат”, “Пересвет”, “Кинжал”, “Посейдон”, “Буревестник” и “Циркон”), выпуск которого необходим из-за прекращения Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Однако гонку вооружений Герасимов исключает: по его словам, все это будет сделано “в рамках существующего оборонного бюджета”.
Смена руководства “ГТРК ЛНР”
В так называемой “ЛНР” произошла замена в руководстве главного пропагандистского канала боевиков – “ГТРК ЛНР”. На смену Сергею Колесникову пришел крымчанин Андрей Никлиенов.
Об этом сообщает Схід.info со ссылкой на соцсети сотрудников “ГТРК ЛНР”. Ссылаясь на соцсети, подтверждает перестановку и “Реальная газета”.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИЛОВИКОВ
Вербовка осужденных “спецслужбами ЛНР”. Данные СБУ
06.03.2019 в пресс-центре СБУ сообщили о вербовке заключенных, находившихся на временно неподконтрольных Украине территориях, со стороны представителей так называемой “МГБ ЛНР”.
Во время проверки среди заключенных, которые в феврале этого года прибыли на контролируемую Украине территорию, были обнаружены пять человек, завербованных так называемыми “спецслужбами” ОРЛО.
По данным СБУ, действуя по уже известной схеме, угрозами и постоянным давлением, участники незаконных вооруженных формирований заставили осужденных подписать обязательство о негласном сотрудничестве.
“По замыслу террористов, после выхода на свободу “агенты” должны были собирать и передавать представителям НВФ информацию о местах дислокации и маршрутах перемещения сил и средств украинских военных. В случае отказа боевики угрожали осужденным физическим насилием, заключением в карцер, лишением свиданий с родными и лишением возможности их передачи на подконтрольную украинской власти территорию”, – говорится в сообщении Службы безопасности Украины.
Заключенные предоставили украинским спецслужбам подробные показания об обстоятельствах их вербовки и о полученных от участников НВФ задач.
В СБУ отметили, что такие случаи не являются чем-то исключительным. “Служба безопасности тщательно проверяет всех лиц, прибывающих в украинские пенитенциарные учреждения из исправительных учреждений псевдореспублик”, – добавили в пресс-центре.
Представители украинской контрразведки напомнили, что согласно ст. 111 УК Украины государственная измена карается лишением свободы сроком до 15 лет. В то же время, граждане, которые не совершили никаких действий для исполнения преступного задания и добровольно сообщили об этом в органы государственной власти, освобождаются от уголовной ответственности.
ГУМАНИТАРНАЯ СИТУАЦИЯ
Кобцева о предпочтительном для ОРЛО формате переговоров
В Луганской псевдореспублике в преддверии встречи гуманитарной подгруппы в Минске 13.03.2019 снова принялись продвигать идею “прямых переговоров с Киевом”. Так называемая “руководитель рабочей группы по обмену пленными ЛНР” Ольга Кобцева заявила о том, что в псевдореспубликах всячески выступают за мирное урегулирование, обмены, решение всех гуманитарных вопросов, но только путем “прямых переговоров с Киевом”. Причем в качестве переговорщика главную деятельницу “гуманитарной сферы” ОРЛО устраивает только и исключительно Виктор Медведчук.
Также Кобцева высказалась о том, что якобы Украина срывает Минские соглашения в их гуманитарной составляющей, и препятствует обмену “всех на всех”, “деля заложников на категории”. Но на самом деле именно таким образом поступают в ОРДЛО, говоря о пленных как о преступниках, и именно такой подход продвигает РФ – заявляя, что пленные украинские моряки являются преступниками, и обмен будет обсуждаться только после приговора суда.
КОММЕНТАРИЙ:
Новая версия “доктрины Герасимова” – это жесткий откат на несколько десятилетий назад по сравнению с предыдущей. Можно сколько угодно иронизировать над терминологией времен холодной войны, но озвучивание подобных планов доказывает, что жизнь как внутри РФ, так и на оккупированных ею территориях станет гораздо тяжелее, особенно для тех, кто по каким-либо причинам не согласен с “действиями партии и правительства”. Любые попытки протеста будут объявляться коллаборацией с врагом и, очевидно, наказываться соответствующим образом.
Гуманитарная составляющая существования псевдореспублик по-прежнему не в приоритете у РФ. Речь идет не только об устоявшейся практике срывать любые переговоры о гуманитарных мерах под предлогом того, что марионеток РФ (которые являются на каких бы то ни было переговорах откровенно лишними) не устраивает состав переговорных групп с украинской стороны, но и о давлении на заключенных, находившихся в исправительных учреждениях в ОРДЛО.