Мария КУЧЕРЕНКО, Андрей КУЛИК
Встречи и комментарии в рамках G-20. Реакция на акт российской агрессии на море
После инцидента в Черном и Азовском морях, когда РФ предприняла атаку на украинские корабли вопреки своим обязательствам даже в рамках существующих двусторонних договоров (Договор между Украиной и Российской Федерацией о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, 2003 г.) и вопреки Конвенции ООН по морскому праву, под вопросом оказалась чрезмерно распиаренная и ожидаемая встреча Путина и Трампа в рамках G-20 в Аргентине. Дональд Трамп заявил о том, что намерен отменить переговоры с Путиным – “так как моряки и корабли не были возвращены Россией обратно в Украину, будет лучше для всех сторон, если ранее запланированная встреча будет отменена”.
Однако на полях Саммита большой двадцатки Путин и Трамп все же общались неформально, что, разумеется, нельзя назвать полноценной встречей, но и не похоже на намерение игнорировать российского президента “до тех пор, пока корабли и моряки не будут возвращены в Украину”. Пресс-секретарь Белого дома, Сара Сандерс, прокомментировала это следующим образом:
“Как это обычно происходит на многосторонних мероприятиях, прошлым вечером на обеде у президента Трампа и первой леди было несколько неформальных бесед с мировыми лидерами, в том числе и с президентом Путиным”.
Сам Трамп никак не комментировал ситуацию, отменив свою итоговую пресс-конференцию – формально из-за смерти Джорджа Буша-старшего.
В свою очередь Владимир Путин сделал заявление в рамках пресс-конференции по итогам Саммита:
“В двух словах я ответил на его [Трампа] вопросы, связанные с этим инцидентом в Черном море. У него своя позиция по этим вопросам и проблемам, у меня своя, мы остались при своем мнении, но, во всяком случае, я его проинформировал о нашем видении этого инцидента”.
Помимо этого, в своих словах по окончанию G-20, Путин назвал действующее руководство Украины недоговороспособной “партией войны” и сказал, что “в условиях боевых действий, в условиях провокаций, с которыми мы имеем дело сейчас в Черном море, олигархической власти легче продолжать политику, направленную на ограбление собственного народа и своего государства”.
Дональд Трамп встретился и с Ангелой Меркель, во время их переговоров одной из основных тем была ситуация вокруг Черного и Азовского морей.
Также канцлер ФРГ провела с президентом РФ рабочий завтрак, где была достигнута договоренность о задействовании Нормандского формата для разрешения “керченского кризиса”.
Комментарии Волкера относительно произошедшего в Черном и Азовском море
Прокомментировал открытую российскую агрессию на море и спецпредставитель Госдепа США по Украине Курт Волкер:
“Я думаю, что это вопрос доступа к Мариуполю для украинцев. Россия претендует на одностороннее право контролировать этот доступ, в этом проблема. Это не обязательно означает, что Россия предпримет новое наступление на суше”.
Волкер заявил, что он удивился бы, если бы россияне пошли на такой шаг. Также дипломат напомнил, что США и партнеры категорически не признают аннексию Крыма Россией, равно как не признают заявления, что эти воды – исключительно российские. “Россия должна уважать и выполнять договор 2003 года”, – подчеркнул Волкер.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИЛОВИКОВ
Стягивание российских войск к украинской границе
Согласно заявлению Петра Порошенко, который, в свою очередь, ссылается на разведданные, вокруг Украины, вдоль государственной границы, на данный момент развернута наземная группировка общей численностью более 80 тысяч военнослужащих, около 1400 артиллерийских и ракетных систем залпового огня, 900 танков, 2300 боевых бронированных машин, более 500 самолетов и 300 вертолетов.
Высказывания представителей комитета по обороне ГД о “намерении Киева обострять отношения с РФ”
Александр Шерин, замглавы комитета Госдумы РФ по обороне дал крайне показательный комментарий сайту ФАН, в котором утверждал, что именно Украина “спровоцировала российскую агрессию в море”, и что все произошедшее – не много и не мало – “часть плана Украины по размещению на своей территории баз США”. И в этой ситуации, по словам депутата, Москве не остается ничего, кроме принятия “адекватных мер” в виде признания псевдореспублик – “так же, как и был признан Крым”.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
Заявление мэра Мариуполя Бойченко о работе порта Мариуполь
Несмотря на достаточно странное мнение, высказанное в интервью “Главкому”, о том, что “нет информации от военных, что существует угроза захвата Бердянска и Мариуполя”, Вадим Бойченко констатировал, что из-за действий РФ в Азовском и Черном морях, показатели работы Мариупольского порта оставляют желать много лучшего: если ранее, до войны, это было в среднем 13 млн. тонн загрузки, то в прошлом году показатели работы составили 6 млн. тонн, а в этом году, по самым оптимистичным прогнозам удастся выйти лишь на 4 млн. тонн. В целом пропускная способность порта Мариуполь составляет 20 млн. тонн.
Ананченко – новый “председатель правительства”. Исключенная возможность “совмещения” должностей “главы” и “главы правительства” в ОРДО
30.11.2018 в ОРДО приняты “очередные изменения в конституцию” – на этот раз “официально исключающие совмещение должностей главы республики и председателя совмина” – очевидно, во избежание прецедента с Захарченко, который был и “главой” псевдореспублики и “главой совмина” одновременно. Да и сам “совмин” был “официально переименован” в “правительство ДНР”, после чего ему было предоставлено “право законодательной инициативы”.
На должность официально был назначен все тот же таинственный “и. о.” Александр Ананченко, чье фото так и не появилось на сайте “совмина” (сайт по состоянию на первую половину дня 02.12.2018 не переименован). “Комсомольская правда” интриговала читателей громкими названиями текстов вроде “Что известно об Александре Ананченко”, но материалы издания не содержали решительно ничего нового: в конце приводилась все та же биографическая справка из трех строк, делался акцент на роли “Внешторгсервиса” как в карьере Ананченко, так и в жизни “молодой демократии”.
Как мы и писали ранее, изначально назначение Ананченко – это ни что иное, как попытка наведения порядка после Ташкента и Захарченко силами некого таинственного “специалиста, работавшего в РФ”, однако, без больших изменений, которые были бы видны оппонентам действующих порядков в ОРДО вроде Романа Манекина, чьи возмущения о “старых лицах” и “сохранении системы Ташкента без каких-либо кадровых перемен” нашли свое подтверждение. Как сообщает пропагандистский ресурс боевиков ДАН, “заместителями председателя правительства стали: Игорь Мартынов, Владимир Антонов и Татьяна Переверзева. Министром государственной безопасности стал Владимир Павленко, руководителем министерства внутренних дел назначен Алексей Дикий, главой МЧС – Алексей Кострубицкий, Наталья Никонорова возглавила министерство иностранных дел, а пост главы министерства юстиции занял Юрий Сироватко”.
КОММЕНТАРИЙ:
Как мы неоднократно писали раньше, множество проблем мирного урегулирования проистекает именно из нежелания его сторон и недостаточной инициативности самой Украины называть вещи своими именами. На самом деле, нет никакого “керченского кризиса”, нет никакой отдельной “проблемы Донбасса” и “проблемы Крыма” – есть только русско-украинская война. Становиться заложниками “сухопутного мышления” (по меткому определению Глена Гранта и Глена Говарда) – значит неизбежно подставлять под удар все Приазовье, в том числе и Бердянск (Запорожская область), где пока еще не ведутся боевые действия. Экономические показатели работы порта Мариуполь красноречивее любых слов доказывают, что никаких проблем нельзя разрешить одной только “глубокой обеспокоенностью” или “безальтернативными Минскими соглашениями”, которые целиком и полностью несостоятельны как рамка урегулирования – по крайней мере, после так называемых “выборов” в ОРДЛО в этом не остается ни малейших сомнений. Прибавим к этому тот фактор, что работа порта Мариуполь – это не только цифры, но еще и жизненные перспективы населения прифронтового города. Нетрудно спрогнозировать, что в случае сохранения такой динамики (что и видится авторам обзора наиболее вероятным) Украина получит рост социальной напряженности на освобожденных территориях юго-востока страны, что тут же будет подхвачено российской пропагандой в рамках дискурса, который условно можно обозначить как “изберите новую договороспособную власть и все сразу наладится”.
Не стоит выносить за скобки и стягивание российской техники к украинским границам и на оккупированные территории, и завершения процесса оформления некого подобия “властной вертикали” на оккупированной территории Донецкой области. Все это части одного процесса повышения ставок РФ в рамках уже существующего конфликта, и нет никаких оснований полагать, что представители РФ пойдут на разрядку: анонсированная несколько недель назад встреча в формате Волкер-Сурков пока так и не состоялась, апелляции к Нормандскому формату – вещь крайне спорная в рамках продвигаемых РФ тезисов о “вреде встреч до выполнения Украиной политической части Минских соглашений репутации формата”. А учитывая позицию “западных партнеров Украины”, говорящих о необходимости “выполнять условия договора по Азову 2003 года”, который Украине давно следовало бы пересмотреть, становится очевидным: Украина или будет навязывать свою инициативу по переговорному процессу или ситуация будет только ухудшаться.
Заявление “МИДа ЛНР” о “недопустимости визитов в Украину во время военного положения”
В так называемом “МИДе ЛНР” отреагировали на введение военного положения на территории 10 областей Украины. В частности, так называемый “министр иностранных дел ЛНР” заявил, что ведение военного положения вызовет ощутимые затруднения для населения оккупированных территорий при пересечении линии разграничения:
“Мы ожидаем существенное увеличение уровня досмотров личных вещей жителей ЛНР, въезжающих на территорию Украины. В связи с эти мы просим жителей Республики, планирующих посетить территорию Украины, ответственно отнестись к вопросу своей безопасности. Прежде всего, произвести предварительную очистку гаджетов от любой информации, которая может быть расценена украинскими силовиками как несущая угрозу”.
При этом Дейнего никак не упоминает проблемы прошлой недели с пересечением единственного в области КПВВ, созданные оккупационной администрацией.
“МИД ЛНР призывает представителей Украины к конструктивному диалогу в рамках Минских договоренностей и напоминает, что введение военного положения актуализирует вопрос соблюдения государством Украина имплементированных норм международного права и обязательств, принятых в рамках подписанных в Минске документов. Мы уверены, что только таким путем мы можем найти выход из конфликта, а всех, кто жаждет эскалации конфликта, ждет неотвратимое наказание за совершенные преступления против человечности”, – завершил свою речь Дейнего.
В вышеприведенной цитате едва ли не каждое слово требует отдельного комментария и пояснения, так как представитель НВФ ОРЛО умудрился допустить все возможные ошибки из связанных с понятием “военное положение”, “Минские соглашения”, “эскалация”.
- Военное положение, а точнее, меры, сопровождающие его введение, является реакцией на эскалацию со стороны РФ. Военное положение не равняется “нагнетению напряженности” или “объявлению войны” и нигде в упомянутых Дейнего Минских соглашениях нет запрета на его введение. Военное положение – это внутренний правовой режим, задействование которого – всецело и исключительно в компетенции Украины, а не кого-либо из внешних сил;
- Военное положение скорее подводит правовое оформление конфликта (со стороны государства Украина) к нормам права. Между Украиной и РФ с февраля 2014 года идет международный вооруженный конфликт, следовательно, военное положение только способствует приведению жизни страны в соответствие с происходящим де-факто;
- Военное положение как мера неполноценно без разрыва дипломатических отношений с РФ, да и сам указ Порошенко о введении военного положения содержит огромное поле для разночтений, и, по сравнению с законом о военном положении, является предельно половинчатой и мягкой мерой. В принципе, у представителей квазигосударственных образований нет никакого права комментировать действия Украины в отношении конфликта, в котором они не обладают никакой субъектностью, а являются лишь “операторами” (причем это определение дано соратником Суркова Бородаем, а не авторами данного текста), пересказывающими волю Москвы.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИЛОВИКОВ
Фантазии “представителей народной милиции ЛНР” о пропагандистских войсках в Северодонецке
В пресс-службе так называемой “народной милиции ЛНР” сообщают, что в Северодонецке представители СБУ формируют “пропагандистские войска из студентов, чьей целью станет создание положительных публикаций о военном положении”.
“Украинские спецслужбы получили распоряжение сформировать в Северодонецке штаб, который будет заниматься подготовкой и распространением в СМИ и социальных сетях положительных публикаций о военном положении с целью снижения панического настроения среди населения. Так, известно, что в одном из институтов Северодонецка уже начался отбор студентов для этой работы”, – заявил Яков Осадчий, “начальник пресс-службы народной милиции” псевдореспублики. Как обычно, никаких доказательств своей информации в НВФ ОРЛО не приводят.
“Агент Тамила” и “измена родине”
Так называемое “МГБ ЛНР” отрапортовало о “задержании агента СБУ с позывным Тамила” – Татьяны Горбулич, которая обвиняется в “измене родине”. Боевики утверждают, что женщина была поймана с поличным во время передачи “денежных средств работнику МГБ, который должен был взамен предоставить ей информацию о личном составе структуры”.
“Обвинение” строится на основании того, что Татьяна Горбулич с 2014 проживала в Счастье, “работала поваром на различных объектах, где находились представители украинского силового блока, в том числе вооруженных сил и Службы безопасности Украины”. В 2016 году женщина якобы была завербована сотрудником СБУ, который требовал от нее “сотрудничества именно с ним, и выяснения информации о составе МГБ”.
Татьяна Горбулич “призналась” в том, что “приехала в Луганск с суммой 200 долларов, чтобы передать ее от СБУ МГБ”. В самом “официальном сообщении” говорится и о “сотруднике СБУ, имеющем не самую положительную характеристику – со взысканиями за употребление спиртных напитков на рабочем месте”, и т. д.
В целом, сообщение построено по всем канонам не столько советской пропаганды, сколько советской пропаганды в пересказе современного российского кинематографа: вместо того, чтобы в действительности бросить тень на СБУ, в “МГБ” в первую очередь много сказали об уровне собственной профподготовки – додумались оценить себя и свое ведомство всего в 200 долларов, привлечь к “делу о госизмене” женщину, чьи “показания” и “признания” очевидно добыты не в ходе мирной беседы – на видео, которым “доблестные спецслужбы ЛНР” сопроводили описание этого “дела века”, женщина явно сильно напугана.
Любые аресты на неподконтрольной территории требуют повышенного внимания международных организаций, но в особенности это касается так называемых “дел о шпионаже” или о “госизмене”, ведь не стоит забывать, что в подобном на территории псевдореспублик могут обвинить кого угодно, безо всяких доказательств.
По информации “СМИ ЛНР”, Горбулич приговорили к 12 с половиной годам тюремного заключения.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
Мобилизация и обещания роста зарплат “военнослужащим обоих АК”
По данным сводки “Информационного сопротивления”, российским оккупационным командованием в ОРДЛО проводится агитационная кампания, нацеленная на восполнение недокомплекта в обоих “АК” псевдореспублик. При этом, для популяризации службы в оккупационных войсках анонсируется повышение уровня денежного содержания военнослужащих, призванных на “воинскую службу по контракту”, с 01.01.2019 года на 30%. Также, по данным аналитиков “ИС”, в “военкоматах” для убеждения “кандидатов на службу” из местных жителей используется аргумент, что “воюют в основном россияне, а местные лишь выполняют роль поддержки”.
Несмотря на эти меры, “военкоматы” в “ЛНР” констатируют лишь единичные случаи подписания “контрактов на службу” со стороны местного населения. В ответ оккупационное командование предлагает им активизировать вербовку среди работников предприятий и шахт, большинство из которых в ОРЛО давно перешли на сокращенную рабочую неделю, и имеют большие задолженности по зарплатам.
КОММЕНТАРИЙ:
Представители оккупационной администрации ОРЛО, как и всегда, пытаются убедить других участников урегулирования, что в действительности являются хоть сколь-нибудь значимыми в этих процессах, но все данные о происходящем на оккупированных территориях свидетельствуют об обратном: помимо арестов “предателей родины”, представители так называемой “ЛНР” не способны ни на что без российского присутствия и прямого влияния – будь то “мобилизационные мероприятия” или непосредственно боевые действия.
Источник: depo.ua