Анализировать текст Дмитрия Медведева в «Коммерсанте» с политической точки зрения не имеет никакого смысла. Все тезисы в ней озвученные, в том или ином виде, уже артикулированы Владимиром Путиным или Дмитрием Козаком, а также расшарены рашистскимипропагандистами. Ничего нового. Все тот же нарратив о «холуях Запада», «несамостоятельности», «антиРоссии» и пр одиозные конструкты. Что важно понимать в тексте Медведева, так стиль и оговорки. Именно они определяют место и роль спившегося второсортного «портрета» в российской иерархии.
Нет, я не отрицаю, что появление статьи заместителяпредседателя Совета безопасности РФ (этот пост формально занимает Медведев) 11 октября, за день до визита в Москву заместителя госсекретаря США Виктории Нуланд (12 и 13 октября) не случайно. Ее писали люди, которые будут вести диалог с США по Украине.
Поэтому в тексте отображенпосыл: «не будем разговаривать с Киевом, потому как украинцы не хотят признать стороной переговоров наших марионеток в «ДНР/ЛНР». В таком случае мы не признаем Зеленского, которого называем «вашим холуем». Мол, повлияйте на Киев и не идите к нам с завышенными ожиданиями по украинскому кейсу».
Это, но другими словами, ранее уже проговаривал переговорщик по Донбассу от РФ Дмитрий Козак. Подобные пассажи звучали и из уст самого Путина. Тут все понятно.
Более-менее понятен и оскорбительный тон в отношении руководства Украины. Знающие люди могут подтвердить, что украинские переговорщики, в виде Андрея Ермака,несколько раз брали на себя обязательства, которые не могли (или не хотели) реализовывать. Сначала это вызывало недоумение, потом раздражение. Теперь с ними просто не хотят общаться. Во всяком случае, контакты там сведены к минимуму.
О том, что нельзя брать на себя никаких дополнительных обязательств в рамках Минского процесса, мы говорили последних два года (тут, тут, тут и тут). Но «гении дипломатии» с Банковой считали себя прожженными переговорщиками. Однако делать эти договоренностинужно в Украине. А тут одними арестовичами не отделаешься.
Как в первом, так и во втором пункте, россияне не понимают Украину.
Внешнее управление в Украине имеет свои пределы и особенности. Оно заканчивается ровно там, где украинские субъекты политики проявляют некую неосознанную волю. Могут же посылать на Банковой послов G7 при конкурсах в САП, ГБР, проведении приватизационных тендеров и пр. или в упор не замечать критики ЕС / ООН за позицию по Донбассу. Иногда это «посылание» вполне оправданно и может вызывать уважение и даже гордость. Но в большинстве случаев, как всегда…
Внешнее управление в Украине текучее. И если в Москве думают договориться за Украину без Украины, то им можно только посочувствовать. Ибо на любую их хитрость и вероломство наших «внешних управляющих» мы ответим выводком «черных лебедей». Они у нас тут гнездятся в огромных количествах.
Теперь вернемся к стилю и оговорках Медведева.
Главное, что бросается в глаза в тексте, это тезис о «выворачивания наизнанку» идентичности и обильное пересыпание антисемитскими аллюзиями.
Медведев обвиняет Зеленского в том, что тот оторвался от «единого народа», от «своих корней», утратил связь с совковой идентичностью. Но, мол, это и понятно, потому как Зеленский сам инородец – «человек, имеющий определенные этнические корни».
Безродный космополит, одним словом. Этот конструкт так и выпирает из текста.
Примечательно, что автором его, по мнению бывшего секретаря по идеологии ЦК КПСС Александра Яковлева, является сам Иосиф Сталин.
В Советском Союзе борьба с «безродным космополитизмом» с четко выраженным налетом антисемитизма имела место в 1946 в 1952 гг. В Постановлении Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» (14 августа 1946 года) обличались «произведения, культивирующие несвойственный советским людям дух низкопоклонства перед современной буржуазной культурой Запада».
Мало кто знает, но это постановление первоначально было направлено против усиливающегося на то время Андрея Жданова. Против него интриговали Маленков и Берия.
Понимая, чем может обернуться для него такой наезд, Жданов уже на следующий день выступил на пленуме ЦК и с трибуны громил «подонков литературы». В итоге –возглавил процесс.
По стране началась новая чистка. При этом, в какой-то ее итерации, сама борьба приобрела явно антисемитский характер. Хотя досталось всем «уклонам» – в первую очередь «буржуазным националистам», достаточно почитать спецсообщение МГБ УССР «О реагировании интеллигенции г. Киев в связи с изобличением антипатриотической деятельности группы критиков-космополитов» (от 3.03.1949), где рассказывается, как украинские писатели на пленуме Союза осуждали (или наоборот) космополитов.
Однако, нас интересует сам поворот к теме «безродных космополитов». Для Жданова в 1946-48 гг. она принесла небывалый взлет влияния и доверие Вождя всех народов. За пару лет Жданов создал мощный клан, которому завидовал Берия. Кроме того, Жданов породнился с самим Сталиным (в 1948 г. сын Жданова Юрий сошелся с дочерью вождя Светланой).
Но успех продолжался недолго – до июня 1948 года. В 1947 году Жданов, как куратор внешнеполитического направления в ЦК ВКП(б), возглавил Коминформ(наследник распущенного в 1943 году Коминтерна). А в 1948 году случился раскол. Югославия отказалась выполнять волю Кремля и пошла путем неприсоединения. Ответственность за провал возложили на Жданова. Его отстранили и отправили на лечение, где он в том же году и умер.
Кампания против космополитов продолжалась вплоть до смерти Сталина. Даже дело вредителей-врачей имело своими корнями личную историю Жданова.
К чему такое долгое историческое отступление?
Дело в том, что долгое время Дмитрий Медведев был никому не нужен. С ним ничего серьезного не обсуждали, не советовались, он ни на что не влиял.
И вот сейчас возник момент, когда Медведев может понадобится в качестве «болванчика» для кампании против украинских «безродных космополитов».
С одной стороны, никому не нужный бывший «портрет» пытается вернуться в обойму и казаться нужным Самому. Повторить «подвиг» Жданова. Его люди давно потеряли позиции во власти и сейчас говорить о группировке Медведева не имеет смысла. Все, что у него было в 2008 году, потеряно. Все, что ему оставалось, так это уходить в запойные дали, подальше от репрессивной действительности.
Когда в тексте Медведева пишут о том, что “..отказался от своей идентичности. ..Начал истово служить наиболее оголтелым силам… Можно только представить, сколь омерзительно ему было совершить подобное нравственное «сальто-мортале»… Конечно, такое положение вызывает ежедневный «когнитивный диссонанс» в его душе и поступках… Ему явно противно потакать этим настроениям, вся история его жизни, жизни его семьи восстает против подобной мерзости.
Нормальный, порядочный человек просто не смог бы это делать. Но, увы, надо. Иначе размажут мозги по стенам. Он очень боится и не любит этих людей, но вынужден проповедовать их идеологемы, защищать отвратительные ему взгляды. Вывернутый наизнанку человек… “, – то перед глазами появляется в первую очередь сам «автор». Это автопортрет Медведева…
С другой – не исключено, что это Путин просто решил вынуть Димона из шкафа, не очень интересуясь его мнением, откачать под капельницей и сделать из него чучело русского «погромного антисемита».
Выглядит это, что в первом раскладе, что во втором – нелепо и мерзко.