додому Економіка Банки и евроинтеграция: станут ли кредиты дешевле?

Банки и евроинтеграция: станут ли кредиты дешевле?

157

2Киев. 11 ноября 2013 (“Вести”). По информации газеты “Вести”, евроинтеграция будет способствовать снижению ставок по кредитам в украинских банках. Так эксперты “Вестей” прогнозируют, что ассоциация откроет перспективу прихода в Украину европейских банков. Если европейские банки откроют у нас филиалы, то их вкладчики могут претендовать на европейские гарантии по своим депозитам. То есть не украинские 200 тыс. грн из нашего Фонда гарантирования вкладов, а порядка 100 тыс. евро из аналогичных европейских структур (в каждой стране Старого Света они свои). Депозиты будут, естественно, в евро, однако они точно не принесут баснословных доходов — ставки будут колебаться в рамках 1–3% годовых (сейчас украинские банки привлекают евро по 5–8%). В целом это должно привести к падению ставок по депозитам и в украинских банках. Тем более, если филиалы евробанков будут выдавать дешевые кредиты, то и наши вынуждены будут снижать свои ставки, чтобы не остаться за бортом кредитования. А значит они не смогут привлекать средства под нынешние 16–20% годовых по гривневым вкладам.

Еще один интересный факт для наших вкладчиков: в течение ближайших нескольких лет Нацбанку, согласно Соглашению об ассоциации, придется одно за другим отменять существующие ограничения на перечисления средств в страны ЕС. «Сейчас это называется «выводом капитала» и требует получения специальных разрешений Нацбанка (индивидуальных лицензий) в каждом отдельном случае», — объяснил нам член правления Проминвестбанка Владислав Кравец. А как только Украина войдет в единое финансовое пространство Евросоюза, то украинцы, которые до сих пор не реализовали свое желание обзавестись счетом в банке ЕС, смогут это сделать без лишних проволочек. Правда, все по тем же низким европроцентам.

Самый важный пункт Соглашения с ЕС для финансового рынка — разрешение европейским банкам открывать филиалы в нашей стране. Доселе к нам банки из Европы (так же, как и из других государств) могли заходить только через создание дочерних структур. Что весьма затратно — нужно было выделять средства на формирование капиталов, содержать большой штат и, по сути, работать, как обычный украинский банк. С филиалами будет все гораздо проще — украинец будет иметь дело де-факто непосредственно с европейским банком, у которого появится возможность заводить ресурсы без лишних препятствий. По логике вещей это должно привести к значительному снижению стоимости кредитов. Правда, эксперты полагают, что они опустятся не до европейских 4–6%, а будут несколько дороже — 7–10% в евро (все-таки риски страны высокие). Но и это для нашего рынка будет настоящим прорывом.

«На фоне гривневого кредитования под 20–25% годовых выдача займов под 8–10% будет выглядеть очень конкурентоспособно», — считает экономист блока «Финансовые рынки» «Креди Агриколь Банка» Александр Печерицын. Увеличится также и количество предоставленных европейскими банками нашим банкам и предприятиям синдицированных кредитов и кредитных линий (то есть снизить ставки по кредитам смогут и отечественные банки). Правда, есть ряд моментов, которые могут отсрочить наступления эры дешевого кредита.

Во-первых, у нас до сих пор действует запрет на кредитование в валюте для населения. Без отмены этого запрета Нацбанка кредиты по низким ставкам из евробанков не придут. В то же время можно предположить, что со временем эту проблему решат. «НБУ, скорее всего, смирится с выдачей филиалами европейских банков кредитов в евро внутри страны. Ведь почему он запретил валютное кредитование? Потому что после скачка курса с 5 грн/$ до 8 грн/$ пошли тотальные невозвраты и начались проблемы у украинских банков. А если мы говорим о филиалах европейских банков, то пострадавшая сторона — это структура не в Украине, а в ЕС. И защищать ее интересы НБУ не станет», — рассказал нам первый зампред одного из банков.

Во-вторых, гривна у нас пока привязана к доллару. Поэтому в течение года курс нашей нацвалюты по отношению к евро может сильно скакать, что не добавит популярности еврокредитам. «Курс евро к гривне — один из наименее предсказуемых. В течение года он колеблется от 10% до 15%, так что украинцы будут задумываться, насколько они готовы брать на себя риск таких вот колебаний даже при самых привлекательных ставках. Ведь все продолжат получать зарплаты в гривне», — сказал «Вестям» главный экономист отдела по операциям на межбанковском рынке казначейства «Банка Национальный кредит» Владимир Фенюк. Неофициально некоторые финансисты допускают, что через 3–5 лет наши власти могут всерьез задуматься о привязке курса гривни к евро (и «отвязке» его от доллара). Но пока в это верят немногие.

В-третьих, пока не решены проблемы со взысканием долгов с заемщиков, западные банки, работающие в Украине, не могут прийти в себя от тотальных неплатежей по кредитам и безрезультатных попыток взыскать с неплательщиков залоги. «Количество судебных дел между банками и клиентами заметно выросло. Заемщики, используя пробелы в законодательстве, обращаются в суды с исками о признании недействительными кредитных договоров, договоров залога и добиваются права вообще не возвращать деньги», — сказал заместитель председателя правления, директор правового департамента ПАО «Укринбанк» Марат Щадко. Кроме того, из-за тяжелой экономической ситуации число платежеспособных заемщиков вообще сильно сократилось. «Крупные проекты, требующие привлечения долгосрочного ресурса извне, большинство банков отложило до лучших времен», — говорит начальник отдела рейтингов финансовой сферы рейтингового агентства IBI-Rating Анна Апостолова. Поэтому едва ли не все банки с западным капиталом сегодня стоят на продаже и готовы в любой момент уйти с нашего рынка.

Только после решения вышеперечисленных проблем можно рассчитывать на приход филиалов европейских банков с дешевыми кредитами. На это уйдет, по прогнозам банкиров, от года до пяти лет.

Приход на наш рынок филиалов европейских банков с низкими процентами по кредитам и еврогарантиями по вкладам грозит нанести тяжелейший удар по украинским банкам, которые не имеют доступа к дешевым ресурсам. Под контроль евробанкиров может перейти как кредитование предприятий, так и населения. «Есть вероятность, что иностранные банки захватят командные высоты на банковско-финансовом рынке страны. Для примера: в некоторых странах Восточной Европы доля иностранного капитала сегодня достигает 70–80%. Однако Украину может оберегать то, что она еще не вошла ни в ЕС, ни в еврозону», — сказал «Вестям» эксперт ПАО «Укрсоцбанк» Тантели Ратувухери.

Мало порадует подписание Соглашения об ассоциации украинских страховщиков. В нем есть пункт об обязанности СК предоставлять полную информацию о своей деятельности клиентам и общественности, а главное — они должны будут правильно выстроить систему рисков (компаниям не позволят работать по принципу пирамиды — осуществлять выплаты старым клиентам за счет привлечения денег у новых). «Как только будут внедрены европейские стандарты, повысится надежность и платежеспособность страховых компаний», — сказал нам и. о. директора ОДО «СО «Доминанта» Алексей Румянцев. Но выдержат новые нормативы далеко не все, и кому-то придется свернуть свою деятельность. Тем более что к нам, так же, как и на банковском рынке, после подписания Соглашения смогут прийти филиалы крупнейших европейских страховых компаний (не сразу, а с пятилетней отсрочкой), которые предложат клиентам более выгодные условия и более высокую надежность, чем наши страховщики.

Подписание соглашения с ЕС позволит защитить права украинских частных инвесторов, вкладывающих средства в инвестиционные компании. Нашей стране придется создать специальный фонд, из которого в случае банкротства инвесткомпаний будут выплачиваться компенсации, — нечто похожее на Фонд гарантирования вкладов для банковских клиентов. «Мы уже разработали концепцию законопроекта, который предусматривает создание Фонда гарантирования инвестиций: из него будут осуществляться компенсационные выплаты инвесторам, если те потеряли инвестиции, переданные торговцу ценными бумагами (по договорам об управлении ценными бумагами) или вложенные в ценные бумаги институтов совместного инвестирования», — сообщил «Вестям» директор департамента анализа, стратегии и развития законодательства Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Максим Либанов. Единственное, что сейчас неизвестно, так это, сколько именно составит размер пресловутой компенсации. Да и фондовый рынок у нас скорее мертв, чем жив.

В то же время, Национальный банк Украины заявляет, что средневзвешенная ставка кредитования составляет 14,3%. Банки стали зарабатывать еще больше, 89% финучреждений задекларировали рост прибыли. Кредитование экономики выросло — на целых 8% за текущий год. И монетарная политика мягкая и кредитные ставки понизят.

Источник удешевления кредитов — удешевления депозитов. Загвоздка в том, что снижение ставок по депозитам может привести к тому, что люди не будут нести сбережения в банки. Это снизит ликвидность системы, и, как следствие, повысит ставки по кредитам.

Сейчас банки охотнее кредитуют торговлю. Однако Андрей Шевченко, гендиректор Кредит-Рейтинг отмечает, что в торговле сейчас растет процент кредитов, которые будут дефолтными в течение года. В реальной экономике этот показатель все же снижается.

Эксперты также сообщают, что 8% роста кредитования юрлиц — цифра номинальная, а реальная, в лучшем случае, — 4-5%, поскольку закредитован крупный бизнес. В малом бизнесе выше риски, кредитуют его гораздо меньше. И основная причина заметного прироста — деятельность банков, связанных с финансово-промышленными группами.

“Ключевым вопросом в снижение процентных ставок не является монетарная политика. Единственный ресурс снижения — сокращение премии за риск. Снижение ставок находится в руках правительства. В Украине работает под 200 банков и между ними существует здоровая конкуренция. Если бы банки могли кредитовать дешевле, то они бы это делали”, — говорит начальник аналитического отдела “Альфа-Банка” Алексей Блинов.

Представитель ПУМБ также отметил, что средневзвешенная ставка, которую считает НБУ, не отражает реалий, поскольку учитывает и мультивалютные кредиты, ставка по которым 11-12%. Есть ли предпосылки выдавать долгосрочные займы в гривне под 14%? В краткосрочной перспективе маловероятно.

Пути сокращения премии за риски и, соответственно, удешевления кредитной ставки, банкиры видят в создании Бюро кредитных история для юрлиц, рефинансировании кредитов Нацбанком и дальнейшей дедоларизации экономики. Должны совершаться совместные действия НБУ и банков, которые заинтересованы в выдаче кредитов. Когда можно ждать ощутимого удешевления кредитной ставки? Прогнозировать этого до конца года не стоит, возможно, в следующем году.

 

 

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я