Максим Нечипоренко
Годы экономического роста в Укране породили фиктивный «средний класс». Действительно, как иногда приятно представить себя оторванным от основной «быдломассы» и почувствовать себя настоящим «обеспеченным человеком». Человеком потребляющим. Можно купить себе холодильник, стиральную машину, или телек… в кредит. Но хотелось чего-то другого, чего-то действительно стоящего, ведь делать вид что ты «средний класс» было модно.
Поскольку масса «среднеклассовых» бездомных не зарабатывала на выплату процентов по покупке жилья в кредит, то оставалось одно – автомобиль. И это был самый популярный товар, на который до недавнего времени люди оформляли кредит. Приобретенный в кредит автомобиль, как правило, является залоговым имуществом под кредитные риски в банке, а само финучреждение после отказа платить по займу имеет право реализовывать залог в свою пользу.
Кризис поставил под вопрос доходы многих, ранее живших в достатке людей. Они оказались неспособны продолжать жизнь «в кредит». Таким образом. «среднеклассовая мечта» тяжким бременем легла на плечи заемщиков, превратилась в «среднеклассовый ужас». Продать машину и покрыть долг перед банком, это часто единственный выход. По прогнозам экспертов, такая судьба ожидает около 160 тыс. залоговых авто, которые уйдут из рук обладателя в собственность банка в счет погашения кредита.
Как же происходит сам процесс реализации залогового авто незадачливого представителя “среднего класса”? Банк по-разному может реализовывать доставшиеся в «наследство» от заемщиков автомобили, ведь это деньги, а банк без денег сами понимаете, не банк. «Продаем на аукционах, обращаемся за помощью к сотрудникам банка, ищем всевозможные пути», – говорит Леонид Зябрев, сотрудник пресс-службы «Райффайзен Банк Аваль». Бывает и так, что клиент уходит «в бега». Не стоит обольщаться здесь на помощь банку приходит Государственная исполнительная служба, которая занимается конфискацией автомобилей.
Конфискованные автомобили в последствии продаются на аукционах, но этим занимается не сама исполнительная служба. Необходимость реализации автомобилей путем аукционов создало благоприятные условия для появления компаний, которые предлагают себя в качестве посредников на новом, только формирующемся рынке услуг. Старт кампании состоялся в конце февраля путем организации автомобильного аукциона на территории Экспоцентра Украины. Весьма приятной новостью для потенциальных покупателей, желающих в дни кризиса приобщиться к “среднему классу”, является цена авто. Например, трехлетнюю «Волгу» 3110 продали за $1600 (по курсу 7,7 грн. за доллар), стартовая цена «Dacia Logan|» 2007 года выпуска была $3 тыс., но в итоге она ушла за $5 тыс. Самым дорогим лотом оказался трехлетний «Mercedes» Е-320 – стартовая цена составила $42 тыс., а купили его за $42 300. Если вы пользователь сети Интернет, то вам предложат механизм реализации залоговых автомобилей через он-лайн аукционы. Право торговаться можно получить путем отправки СМС стоимостью 25 грн., после этого желающий может торговаться за понравившееся авто на сайте компании.
Помимо посредников банк может и сам реализовывать залоговое имущество. Практически все банки, специализирующиеся на создании в прошлом мира в розовых тонах и потребительского рая, открывают страницу на своем сайте, где выставляют на продажу залоговое имущество, в том числе и автомобили. Однако только некоторые из банков чувствуют себя уверенно и могут себе позволить обойтись без посредников. Крупнейший украинский банк «ПриватБанк» подошел к решению проблемы давно. На службе у банка много инструментов по возвращению имущества: своя коллекторская компания, служба безопасности «Ангелы», да мало ли что там еще есть…
… После того, как клиент договорился с банком и имущество уже точно идет на продажу, нужно было сформировать площадку, где его можно было бы продать. Когда кризис еще плотно не вошел в жизнь каждого человека, администрация банка уже столкнулась с необходимостью выставлять залоговое имущество на продажу. «И до кризиса были проблемные кредиты – банк вынужден был находить пути реализации имущества. Экономический кризис просто усугубил эту ситуацию», – говорит Олег Серьга, начальник пресс-службы ПриватБанка. Площадкой реализации стал сайт банка, на котором появился раздел продажи возвращенных авто.
В ПриватБанке отмечают и определенные сложности в организации процесса продаж. А здесь просто целая индустрия. При организации подобного процесса, в первую очередь нужна команда хорошо подготовленных юристов. Ведь конфискация сопряжена с издержками, а этот момент нужно четко продумывать», – уверен Олег Серьга. Цена автомобиля определяется независимым оценщиком, который учитывает ряд факторов, таких как пробег, внешние повреждения. Банк на себя берет обязательство по сохранению автомобиля. Покупка происходит следующим образом. Потенциальный покупатель заходит на сайт, выбирает автомобиль и звонит в банк. С ним связывается брокер, который уточняет заявку, при желании может подобрать другой автомобиль. Ваше желание будут долго удовлетворять – сейчас в банке на продажу выставлено около 500 автомобилей.
Однако не стоит думать, что реализация залогового авто автоматически дает право заемщику распрощаться с банком. «Иногда сумма, вырученная от продажи, не покрывает весь долг, но заемщику то нужно выплатить всю сумму долга, тогда в ход идет другое имущество заемщика», – говорит Олег Серьга.
Вот таким образом проистекает кругооборот товаров в экономике. Так капитализм генерирует мечту о всеобщем процветании. И периодически разбивает хрустальные замки мечты “среднего класса”. Капитализм в ближайшие годы не рухнет и из нынешней ситуации нужно сделать выводы. Жить нужно по средствам, сколько бы вам не навязывали другой стиль существования. Деньги одалживаем чужие и на время, а отдаем свои и навсегда.