додому ПОЛІТИКА Анджей Дуда – новый президент Польши. Что это значит для Украины?

Анджей Дуда – новый президент Польши. Что это значит для Украины?

1039
Анджей Дуда

Киев, 08 августа 2015 года (ПолитКом, Людмила ДОЛГОНОВСКАЯ). 06 августа новоизбранный президент Польши Анджей Дуда официально вступил в должность главы государства. В интервью польскому информагенству РАР он заявил о необходимости поиска нового формата переговоров по урегулированию военного конфликта на Востоке Украины. Эксперты предполагают активизацию восточного вектора внешней политики Польши.

Краткий обзор возможной реализации Варшавой так называемой Ягеллонской, или Восточной политики представил на своей страничке в Фейсбук ученый-правовед Александр МЕРЕЖКО. Он, в частности, отметил заявление Анджея Дуды о стремлении к «созданию Балто-Черноморского союза, направленного, по существу, против Российской империи». «По большому счету, эта внешнеполитическая доктрина Дуды является продолжением так называемой Ягеллонской, или Восточной политики покойного президента Польши Леха Качинского», – написал в своем посте Александр Мережко. Ссылаясь на книгу польского аналитика Лешека Петшака «Почему Лех Качинский должен был погибнуть?», автор утверждает, что по всей вероятности подлинной причиной гибели Качинского стало последовательное осуществление Ягеллонской политики, с чем имперский Кремль никак не мог смириться.

В самом широком смысле Ягеллонская политика предполагает политическую и экономическую интеграцию стран Центральной и Восточной Европы. Вместе с тем, Лех Качинский стремился к созданию антиимперской коалиции не только стран «Новой Европы», т.е. бывших соцстран Восточной Европы, но также Украины, Беларуси, Молдовы, Азербайджана и Армении. Качинский полагал, что укрепление независимости и субъектности этих стран будет способствовать укреплению безопасности и независимости самой Польши. Одним из элементов Восточной политики Качинского было создание такой системы снабжения газом и нефтью, которая позволила бы предотвратить шантаж со стороны России и использование ею газа и нефти в качестве оружия в экономической войне против соседей. Именно в этих целях в Польше началось строительство газопорта и нефтепорта, а также началась реализация проекта «Сармация» на линии Одесса-Броды. Другими элементами Восточной политики Качинского были: поддержка интеграции Украины в ЕС и содействие в решении проблемы Карабаха.

«С учетом этого внешняя политика Анджея Дуды, по всей видимости, станет продолжением и развитием Восточной политики Качинского. По сравнению с политикой Коморовского, склонного к компромиссам с российской империей за счет Украины, политика Дуды будет гораздо более принципиальной и активной», – отметил Александр Мережко.

Политолог и публицист Михаил КРАСЮК считает, что Анджей Дуда произнес очень вдохновляющую и обнадеживающую речь.  «Действительно, многих поляков обижало, что Польши нет ни в одном из переговорных форматов по украинскому вопросу, – подчеркнул эксперт в комментарии ПолитКом, – и это несмотря на всю ту поддержку, которую она нам оказала». Одной из причин проигрыша экс-президента Коморовского Михаил Красюк называет слабую внешнюю политику. Поэтому Дуда, чтобы мобилизовать избирателей своей партии перед выборами в Сейм, обязан, по мнению аналитика, учитывать этот факт. «Выборы в Сейм сейчас являются главным фактором польской политики. Партия «Закон и Справедливость», к которой принадлежит Дуда, имеет амбиции победить на этих выборах. Поэтому Президент будет говорить и делать все, что хотят слышать и видеть от него избиратели», – отметил Михаил Красюк.

То же самое, как считает эксперт, касается и Балто-Черноморского союза. «Эту идею начинал реализовывать еще Пилсудский. Поляки очень хотят быть региональными лидерами, поэтому планы Дуды вполне понятны. Украине эти планы также выгодны. В отличие от России Польша умеет играть в геополитику честно. С другой стороны, украинский вопрос уже набил полякам оскомину. Поэтому действия Дуды будут основываться прежде всего на интересах самой Польши. Украине стоит искать взаимный интерес, а не просто просить помощи и поддержки. Главное, чтобы все эти планы не остались только планами. Еще со времен президентства Леха Качинского партия «Закон и Справедливость» известна своей приверженностью громким декларациям и пиару. Кроме того, Польша – не Россия. Деятельность Президента Польши ограничивают множество факторов, как внутренних, так и внешних», – подчеркнул Михаил Красюк.

Директор Центра общественных исследований «Украинский меридиан» Дмитрий ЛЕВУСЬ в комментарии ПолитКом высказал сомнения в возможных кардинальных изменениях внешней политики Польши. Политолог отметил, что анализ событий последних лет свидетельствует о том, что, на самом деле, существует общая генеральная линия во внешней политике «новой Европы», есть общие принципы, которых придерживаются лидеры европейских стран. И Анджей Дуда, по мнению эксперта, не станет исключением. Аналитик также обращает внимание на отдельные попытки усмотреть в заявлениях новоизбранного польского президента намеки на возможный пересмотр границ с Украиной. «На самом деле эти фразы вырывают из контекста. Заявления Дуды, скорее, свидетельствуют о стремлении Польши поддержать Украину в ее борьбе против Российской Федерации. Новый глава Польского государства недвусмысленно заявил о поддержке принципов существования европейских стран в сложившихся после Второй мировой войны границах», – подчеркнул Дмитрий Левусь.

Вопрос о возможном расширении переговорного формата по урегулированию ситуации на Донбассе, по мнению эксперта, сейчас очень актуальный, так как действующий формат себя не оправдал. И в его расширении, считает Дмитрий Левусь, заинтересованы все. «Возможно, вначале Польша как ведущий партнер США войдет в этот расширенный формат, и уже после этого войдут сами Соединенные Штаты и кто-то еще», – предположил аналитик.

Касательно создания Балто-Черноморского союза Дмитрий Левусь отметил, что такой союз являет собой очень интересный тренд, поддержка которого сулит выгоды для всех участников. Но в каждой из этих стран есть отдельное видение своего места и роли в этом проекте. «Поскольку вопрос создания такого союза все время поднимается, абсолютно понятно, что этот тренд востребован и продолжение этой политики будет. Украина также заинтересована в создании Балто-Черноморской дуги, но, учитывая особенности геополитического положения, может претендовать на центральную роль. В этом как раз и могут заключаться некоторые недоразумения», – предостерег  Дмитрий Левусь.

 

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я