додому ПОЛІТИКА Александр МИХЕЛЬСОН: Мракобесие в России – зараза, коей надо избежать

Александр МИХЕЛЬСОН: Мракобесие в России – зараза, коей надо избежать

160

Киев. 16 июня 2015 года (Цензор, Александр МИХЕЛЬСОН). Почти с 2000 года в России функционировал частный фонд поддержки науки «Династия». Похоже, осталось недолго. Собственник, мультимиллионер Дмитрий Зимин, бежал за рубеж, и хотя пресс-служба фонда сообщает, что фонд проживет еще минимум месяц, уверенности в этом нет.

Ведь «контору» подозревают в самом страшном: в получении денег от иностранных доноров. В России такие вещи узаконенно запрещены еще после протестов в Москве в 2012 году. Украинским «карателям», возможно, следовало бы поучиться у российских «братьев», как надо пресекать потенциальные мятежи.

А возможно, и не следовало бы. Знакомый доктор физико-математических наук, занимающий весьма не последнюю должность в структуре украинской Академии наук, рассказал автору этих строк, что в 2000-е годы фонд «Династия» высоко котировался среди ученых всего СНГ. «Молодые ученые из России и прочих постсоветских стран очень стремились получить стипендии этого фонда. В том числе высоко ценились и рекомендации украинских ученых – пока между нашими странами были, так сказать, нормальные отношения», – сказал наш собеседник.

Кстати, сам он в свое время стал одним из самых молодых докторов физико-математических наук в Украине.

Мой собеседник не уверяет, что российские ученые так уж и потеряли позиции в мире. Но подтверждает, что в последние несколько лет, по крайней мере, в физике и математике, они «ничем не выделились».

Исключения – известное доказательство Григорием Перельманом теоремы Пуанкаре, да еще открытие графена, которое совершили, впрочем, выпускники российских вузов, уже много лет работающие на Западе. И сами признававшие: в России они бы ничего не совершили.

Теперь фонду «Династия», скорей всего, хана. Иного странно было бы ожидать от государства, где главный санитарный врач всерьез уверен, что ГМО может привести к мутациям, а президент уверен, что финансирование из-за границы – это абсолютное зло независимо от целей.

Фонд «Династия» не только давал стипендии юным ученым, но и финансировал публикации книг, и поддерживал сайт «Элементы», который я могу лишь порекомендовать, пока он есть… Скоро их может не быть – а вот кафедра богословия наверняка останется. Скрепы же.

Впрочем, у украинской науки – свои проблемы. Академию наук сейчас, например, лихорадочно проверяет бывшее Главконтрольное управление Кабмина, ныне – подразделение Госфискалслужбы. Налоговики ищут нарушений – и они таки находят их. А в каком госучреждении их не найти? Денег ученым не выделяется почти ни на что. Одна из лучших в мире школ ядерной физики, астрономии, передовой биологии тупо прозябает в нищете.

В Крыму мы и так потеряли главную астрономическую обсерваторию, из Харькова еще Янукович передал США последние (официально) обогащенные радиокативные материалы… Так мы еще и денег не платим ученым. Ну да.

Бойцы, которые защищают Украину на «линии разграничения» в АТО, дают нам сегодняшний день. Carpe diem. Но завтрашний и послезавтрашний дни нам дадут только ученые, эксперты, интеллектуалы, способные мыслить вперед. Мы не можем их потерять.

И уж тем более – не можем дать своим фашистам повторить «подвиг» российских коллег. Потому что наши, конечно, не лучше, и тоже позапрещали бы все, что шевелится и умничает.

Другое дело, что пока у нас фашисты все же не во власти (в отличие от России), и даже наоборот: собирают против власти «Майданы-3». Так что есть шанс поумнеть… Но есть ведь и власть, у которой нет ни понимания, ни желания, ни, опасаюсь, ума поддерживать науку. Науку в стране, где, на секундочку, построили первый на континентальной Европе компьютер. И до сих пор есть кому строить лучшие в мире орбитальные ракеты. Лучшие в смысле соотношения «цена/качество» – но все же!

Мы можем все. Даже без Крыма и «ДНР\ЛНР» мы остаемся крупнейшей страной, целиком лежащей в Европе. Наши ученые – не хуже других. Наши технологии потеряны, рассеяны, распроданы – но 95 % стран мира не могут и мечтать даже о том, что у нас осталось.

Мы сможем. Лишь бы не заразиться «российскою болезнью» мракобесия.

И думать о будущем.

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я