Антон КОБЫЛЯНСКИЙ, liga.net
“Если бы блокчейна и криптовалют не существовало, их следовало бы выдумать. Хотя бы ради искусственного интеллекта”, – считает CEO блокчейн-платформы Neuromation Максим Прасолов.
Neuromation – торговая площадка для отдельных компонентов искусственного интеллекта (ИИ): наборы данных, вычислительные мощности и модели машинного обучения. Их можно объединить с целью создания новых более сложных решений.
Задумка компании состоит в том, что бы предложить майнерам сдавать в аренду оборудование своих ферм для развития искусственного интеллекта, который все сильнее нуждается в вычислительных мощностях. Причиной перепрофилирования майнинговых ферм может стать то, что их прибыль постепенно уменьшается, а будущее криптовалют – туманно.
Почему искусственному разуму нужно все больше мощностей? Стоит напомнить предысторию.
Еще в 1997 году суперкомпьютер Deep Blue выиграл матч из 6 партий у чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова. Спустя почти 20 лет программа AlphaGo от Google одержала третью победу над одним из сильнейших игроков мира в го – Ли Седоля. До этого считалось, что подобная программа не будет создана ранее 2020-2025 года. Разница между Deep Blue и AlphaGo в том, что последняя основана на принципах машинного обучения. Сперва AlphaGo изучила множество уже сыгранных партий, а потом оттачивала мастерство, играя сама с собой. Речь здесь идет об использовании нейросетей. Они могут действовать не только в соответствии с алгоритмами и формулами, которые в них заложены, но и на основании прошлого опыта, как это делает человеческий мозг.
Нейросеть может распознать, что угодно и кого угодно: от продуктов на полке супермаркетов, до террориста на одной из тысяч камер наблюдения на улице. Именно для обучения нейросетей нужны огромные вычислительные мощности. В будущем нас будут окружать умные помощники – роботы, для обучения которых, скорее всего, будут использоваться мощности майнинговых ферм.
Журналист LIGA.net пообщался в ходе блиц-интервью с создателем и CEO Neuromation Максимом Прасоловым, что бы разузнать, что общего у майнеров и искусственного интеллекта.
– В чем идея вашей компании?
– Если мы хотим получить вычислительные мощности быстро, где мы их можем взять? Строить собственный кластер за большие деньги или идти на Amazon и выкладывать им сотни тысяч долларов в день для того, что-бы все это арендовать? Нет такой возможности. Поэтому мы идем к майнерам и получаем у них эту мощность очень недорого. Майнерам это выгодно, потому что они получают больше денег. И мы платим им в криптовалюте, они могут обменять наш Neurotoken, (соответствующий стандарту Ethereum ECR-20) на бирже.
При этом мы решаем полезные задачи и платим им больше денег. Мы диверсифицируем бизнес майнеров и создаем им еще один источник ликвидности.
– Сейчас эта схема уже работает?
– Мы уже принимаем заказы на вычислительные мощности, но пока что в ручном режиме. Пока не запущена платформа, но она заработает в ближайшее время.
– Есть ли у вас конкуренты?
– Пока мы не видели никого, кто сделал бы похожий протокол, который работал бы эффективно. Мы фокусируемся ровно на двух вещах: на тренировке нейросетей и на производстве аналитических данных. Нам мощность нужна для конкретных вещей.
– Ваша компания украинская, российская или международная?
– Мы – международная компания. У нас есть офисы в Сан-Франциско, Таллине и сейчас мы открываем офис в Киеве. Единственный россиянин у нас только Сергей Николенко – специалист по глубокому обучению.
– Ваша инициатива родилась из-за того, что майнинг криптовалют становится не таким выгодным?
– Да. К большому сожалению майнинг криптовалют становиться все менее-менее выгодным. И это проблема. Чем дальше, тем меньше денег будет зарабатывать майнерский бизнес. И мы предлагаем решение. Мы будем платить за аренду их мощностей на 20-25% больше, чем они получают во время майнинга.
Индустрия искусственного интеллекта сейчас на подъеме. В ближайшие годы тысячи стартапов будет нуждаться в мощностях. Мы сводим ученых и майнеров через мост, который выгоден всем сторонам.
– Для чего сейчас используется большие вычислительные мощности майнеров?
– Для создания симуляционной среды, в которой обучаются нейросетевые алгоритмы, для порождения синтетических данных, для тренировки данных на больших выборках. Мы приводим в пример кейс по ритейлу. Представьте себе 170 000 товаров супермаркете. Но чтобы помочь поставщикам контролировать розницу с помощью машинных алгоритмов, мы перевели данные о товарах в цифру. Это необходимо, чтобы научить камеры видеть и анализировать, что стоит на полках. Вместо реальных товаров мы “выставили на полки” 3D-модели в любых комбинациях – это сотни миллионов фотореалистичных изображений.
– Какая разница есть между облаком Amazon и вашим сервисом?
– Цена и специализация.
– У вас дешевле?
– Намного. В 10 раз.
*текст уточнен после публикации по просьбе спикера