Более миллиона людей приняли участие в антиправительственных демонстрациях в более чем 100 городах по всей Бразилии. Во многих городах вспыхнули стычки между демонстрантами и полицией: в штате Сан-Паулу погиб 18-летний юноша, когда в толпу протестующих врезался водитель на джипе, – передает ВВС.
Президент Бразилии Дилма Русеф, ранее отменившая рабочую поездку в Японию, созвала экстренное заседание кабинета министров, чтобы обсудить ситуацию в стране.
Русеф в первые дни волнений сказала, что гордится протестующими и их борьбой за лучшее будущее. С тех пор, однако, как отмечают наблюдатели, президент поспешила дистанцироваться от демонстрантов.
Протесты не прекращаются в крупных городах Бразилии уже вторую неделю. Демонстрантов не успокоило обещание властей вернуть прежние цены на проезд на транспорте, повышение которых 2 июня и стало причиной начала акций протеста.
Более 200 тысяч человек вышли в начале этой недели на улицы крупнейших городов, протестуя против коррупции и социального неравенства и требуя развития школ и транспортной инфраструктуры и повышения качества образования.
Многие демонстранты недовольны тем, что власти тратят огромные средства на строительство спортивных объектов, готовясь к чемпионату мира по футболу 2014 года и Олимпийским играм-2016.
Марш миллиона
Около 300 тысяч человек вышли в четверг вечером на марш в Рио-де-Жанейро и попытались подойти к зданию городской мэрии. Полицейские применили против них слезоточивый газ. Сообщается о 29 пострадавших.
Мэрия Рио и офис губернатора штата находятся под усиленной охраной полиции. Владельцы некоторых магазинов, опасаясь новых беспорядков, закрыли витрины фанерными щитами. То же самое сделали банковские конторы.
В городе Сальвадор на северо-востоке Бразилии столкновения произошли около футбольного стадиона в преддверии матча в рамках Кубка конфедераций между Нигерией и Уругваем.
В столице страны Бразилиа демонстранты устроили небольшой пожар в здании министерства иностранных дел. Стражи порядка применили для разгона протестующих резиновые пули и слезоточивый газ.
Следующие матчи в рамках Кубка конфедераций запланированы на субботу: в Сальвадоре встретятся Италия и Бразилия, а в Белу-Оризонти сыграют команды Мексики и Японии.
“Мы требуем перемен”
Ранее власти крупнейших городов Бразилии отменили решение о повышении цен на проезд в автобусах и метро, ставшее одной из причин массовых протестов.
Мэр Сан-Паулу назвал уступки демонстрантам “большой жертвой”, на которую решились власти. Мэр Рио также сказал, что отказ от повышения платы за проезд обойдется городу в 225 млн долларов в год. Но уступки властей не удовлетворили протестующих.
“Дело уже не в ценах. Людям не нравится вся политическая система, мы требуем перемен“, – цитирует агентство Ассошиэйтед пресс Камилу Сену, 18-летнюю студентку, вышедшую на акцию протеста в городе Нитерой.
“Мы не против чемпионата мира как такового. Мы против коррупции вокруг этого спортивного мероприятия“, – объясняет Сена.
Нынешние протесты – самые массовые в Бразилии за последние 20 лет. Столь масштабные демонстрации в последний раз прошли в стране в 1992 году – их участники требовали импичмента тогдашнего президента Фернандо Колора ди Мелу.
Не смогли убедить демонстрантов и призывы легендарного бразильского футболиста Пеле уйти с улиц и больше времени уделять футболу. “Давайте забудем все эти протесты и вспомним, что футбол в нашей крови”, – сказал Пеле в эфире телеканала Globo TV. Это не понравилось протестующим, поспешившим высмеять Пеле в социальных сетях.
“Поезжай в больницы, прокатись в автобусе без охраны, и я посмотрю, что ты скажешь”, – написал один комментатор. “Пеле, масштаб твоего невежества сравним с твоим футбольным гением”, – написал другой.
Ситуацию комментируют редактор Бразильской службы Би-би-си Джулиана ИУТИ (Бразилия) и директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий КУЛИК (Украина).
Джулиана ИУТИ: Бразильский бунт можно суммировать одним словом: надоело! Бразильцам надоело, что правительство не прислушивается к мнению граждан. Им надоела коррупция в политической и повседневной жизни.
Их не устраивает качество здравоохранения, образования и общественного транспорта. Если у вас нет денег, чтобы воспользоваться частными услугами в этих сферах, вас ждет разочарование.
Если вам нужна срочная операция, то в обычной больнице вы можете просто умереть в очереди, до того как у хирурга до вас дойдут руки.
Многие бразильцы считают, что дорогостоящий имидж преуспевающей страны, который Бразилия пытается представить миру, совсем не соответствует реальности.
Спортивные объекты, отстроенные к чемпионату мира по футболу, финансировались за счет социальных программ.
Протест против повышения платы за проезд в автобусе стал той последней каплей, которая переполнила чашу терпения.
Масштаб и уровень активности демонстраций, сопровождавшихся столкновениями с полицией, баррикадами, штурмом правительственных зданий, застали врасплох и власти, и аналитиков.
Многих удивило то, что протесты происходят в стране, не испытывающей экономический спад или рост безработицы, в стране действующей демократии и широких социальных льгот.
Ответ видится в том, что многие бразильцы разочаровались в политической элите как таковой. Свидетельство тому тот факт, что протесты организованы не партиями и не профсоюзами, а посредством социальных сетей.
Виталий КУЛИК: Я совсем недавно вернулся из Бразилии и видел как повышалась температура недовольства в бразильском обществе. Сами бразильцы: в кафе, таксисты, владельцы хостелов, просто случайные знакомые, откровенно говорили о том, что в обществе существует разочарование в политикуме как таковом, что коррупция поразила весь госаппарат, что система участия граждан в принятии решений не срабатывает, что социальные права (достижения президентства Лулы) сокращаются.
Придя к власти в начале 2000-х гг., Партия трудящихся во главе с многолетним профсоюзным деятелем Луисом Инасиу Лула да Силва осуществила качественное изменение бразильской политики.
Я говорю о том, что Бразилия стала настоящим полигоном по внедрению разных форматов демократии участия. Привлечения граждан к принятию управленческих решений как на национальном уровне, так и на уровне муниципалитетов. Город Порто-Алегре стал центром проведения всемирных социальных форумов, а сам президент Лула – главным провайдером демократии участия. В том же Порто-Алегре городской бюджет принимался на референдуме при том, что его параметры проходили предварительное обсуждения в местных комюнити.
Граждане Бразилии почувствовали, что они могут влиять на принятие решений, а сама власть становиться более открытой и подотчетной обществу. Но “праздник” продолжался недолго. Политический класс “устал” от демократии участия и начал сокращать влияние гражданского общества на принятие важных социально-экономических решений. Корпорации наотрез отказались от прозрачности своих финансовых потоков, государственные тендерные закупки засекретили.
Бразильцы восприняли эту реакцию как наступление на свои права, как то, что их обманули. Причем обманули не только правые, обманул весь политический класс.
Впервые я был в Бразилии в 2000-2001 гг, когда наблюдался необычайный всплеск гражданской активности, и демократия участия находилась в начале становления. Тогда политизация общества зашкаливала, а уровень проникновения политических дискуссии доходил самых дремучих фавел Рио-де-Жанайро и Сан-Пауло. В начале 2013 года уже наблюдалось массовое разочарование на гране депрессии.
Нынешние акции протеста – это следствие того, что накопилась критическая масса недовольства, разочарования и критики. Политический класс не смог использовать эти акции, свидетельством чего является четкое внепартийное позиционирования протестантов. Речь идет о требовании вернуться к демократии участия. Если правительство Дилмы Русеф этого не сделает, то бразильцы поставят вопрос о качественной замене политического класса и всех политических игроков. А это уже чревато революционными процессами.