Почему я считаю, что имею достаточную компетенцию, чтобы оценивать перспективы реформы ВСУ.
Я получил образование в самых элитных учебных заведениях СА. Московское Суворовское училище было скорее «мажорным», чем «элитным», но там тоже можно было получить достаточно интересный опыт наблюдения за высшим управленческим звеном Советской армии через постоянное общение с внуками/детьми маршалов и генералов. А вот Ленинградское артиллерийское училище было реально одним из элитных ВВУЗов Сухопутных войск ВС СССР по объему и качеству знаний, которые там можно было получить. Конечно, получили их только те, кто этого хотел.
Служба в Центральной группе войск (ЦГВ, Чехословакия) в период, когда эта группа войск израсходовала весь свой БК на учениях, сложно оценить, поскольку таких длительных и масштабных учений за весь период после 2WW просто не было и быть не могло.
Просто по-другому невозможно было выполнить обязательство по срокам вывода ЦГВ, которые взял на себя Горбачев. БК, которого в случае 3WW должно было хватить минимум до Парижа, был расстрелян на полигонах, а половина орудий списана, порезана и сдана «на иголки» чехам ввиду их полного износа в течении непрерывных (в течении года) учений с боевыми стрельбами.
Вывезли в Союз только ядерный БК и половину орудий. Я почти весь этот год провел на полигоне обеспечивая непрерывность процесса стрельб в качестве командира контрольной группы огневых позиций и группы имитации целей. Почти сразу после вывода в Союз я уволился.
Так случилось, что я вернулся в армию спустя 24 года после своего увольнения. Правда вернулся уже в ВСУ. Бледный и потускневший осколок той армии, из которой увольнялся. Срок, конечно, прошел не малый, сменилось поколение. Из тех, кого я мог застать в 1990-м в строю остались единицы из категории полковник+.
За время отсутствия в армии я работал на различных управленческих должностях, руководя коллективами от нескольких до нескольких тысяч человек в основном в качестве «первого лица» (CEO). Причем, руководил или вновь создаваемыми коллективами или выводил из глубокого кризиса те, которые должны были ликвидироваться. Если перевести мои гражданские должности на военный табель о рангах, достиг уровня между комбриг и комкор, но в армию вернулся тем же, кем и уходил – младшим офицером.
Тому, что я увидел после возвращения в ВСУ сложно подобрать описание. «Деградация», «разгром» или «развал» – не подходят. Скорее – «умножение на ноль» или «деление на бесконечность». Это была совсем иная «субстанция», ничего общего не имевшая с «прародительницей». Когда я привез свою минометную батарею в Девички (бывший учебный артполк) на боевые стрельбы, оказалось, что после 24-х летнего перерыва про артиллерию я знаю значительно больше, чем любой инструктор (не говоря уже о командирах) этого главного учебного артиллерийского центра ВСУ.
О квалификации пехотных (общевойсковых) офицеров лучше даже не заикаться. И в советское время в этом роде войск было достаточно сложно с комсоставом. Украинская армия превратилась в никому не нужную субстанцию заполненную чистыми лузерами, которые просто не смогли (не рискнули) найти себе применение в другой области.
Украинскую армию не разогнали в течении 25 лет только по той причине, что ее распустить одномоментно было слишком большой нагрузкой на бюджет, а на бюджет у тех, кто в нем «чавкал», были совсем другие планы. Поэтому то, что Украине осталось от Советской армии подкармливали по остаточному принципу, только чтоб не допустить «социального взрыва» у военнослужащих.
Помню, как-то в конце 90-х попался мне в одном купе поезда Киев-Севастополь командир роты морпехов. Капитан, неплохой, вроде, парень. Как водится в поездах завели разговор «за жизнь». Мне было чисто любопытно как нынче живет армия. Разговор сложился прям как в анекдоте про суворовца…
«Ночь, поворотня. Два гопстопера подходят к щуплой фигурке в шинелке.
– А ну-ка чувачек, вытряхни карманчики.
– У меня только коробочек с двумя спичками.
– Ну тогда сымай тужурку.
– Шинелка у меня от старшекурсников, протертая вся.
– Тода шапку давай.
– Ой, да без нее меня в строй на приемы пищи не пустят…
– А ты ваще хто?!
– Суворовец.
– Ой… Вася, дай ему двадцать копеек…»
Что запомнилось из того разговора, что ротный неофициально (чтоб не снимали пайковые) отправлял по домам 2/3 личного состава своей роты, чтоб те, кто оставались не так голодали, поскольку того пайка, что положено на роту, едва хватало, чтобы кое-как накормить ее треть.
Жуть…
На мой вопрос, почему он не увольняется, прозвучал набор фраз, который характеризовал этого офицера как крайне неуверенного в себе и нерешительного человека. Вот такой была армия в конце 90-х. Полагаю эта характеристика подходит для ВСУ в период с 92-го по 2014-й.
В этих условиях в ВСУ сформировалась своя «элита» из «униженных и оскорбленных». Кое кто достиг генеральских и полковничьих высот. Но все они выходцы из «этих».
Помните скандальную ситуацию, когда «Зеленский грубо оттолкнул Полторака»? С учетом весовых категорий обоих персонажей, должно было прозвучать «Зеленский оттолкнулся от Полторака», но на видео было именно как «оттолкнул». На самом деле Зеленский просто сделал жест типа «обождите здесь», а Полторак и Хомчак просто отпрыгнули, словно получили мощный удар.
Попробуйте смоделировать подобную ситуацию между президентом США и четырехзвездными генералами США. Вы можете себе представить, чтобы «бесконтактное кумете» президента США так отбросило заслуженных генералов, что журналисты приняли бы это движение как удар? Я нет.
Но Зеленский был так крут, что отлетел не только Полторак, на которого (с этого ракурса) проектировалась его рука, но и Хомчак, который просто стоял рядом. Вот таким незатейливым тестом можно определить огромную разницу между американским и украинским генералом. Наш генерал – раб. Он готов отпрыгнуть от одного жеста своего повелителя. Хрен с ним с Полтораком, тот еще долго будет нормально харчеваться на пенсию Генерала Армии Украины, Но Хомчак – действующий Главком ВСУ! При этом такой же раб, как весь высший командный состав ВСУ.
Да, по моему мнению (основанному на личных наблюдениях), он не предатель. То есть он не замешан в предательских сговорах прошлого военно-политического руководства с Кремлем. Его даже откровенно подставили в Иловайской трагедии. И он, как положено непосвящённому в тонкости политической игры рабу, сыграл свою роль в этой трагедии. Сам выбрался – молодец, теперь отсидись в почетной ссылке на вышестоящей должности (Генеральный инспектор ВСУ), пока на тебя повесят всех «иловайских собак».
Отсидел-перетерпел – молодец, раз никого не «сдал». Далее, когда новому президенту нужно было найти генерала, не обласканного прошлым президентом, Хомчак – как раз под рукой. Тем более рекомендует авторитетный управленец – Беня. Причем, полагаю, Беня рекомендовал Хомчака чисто из патриотичных соображений. При всей моей настороженности к этому днепровскому олигарху, в мародерстве или в барыжнечестве на войне, я его пока не заметил. Ну, типа, из всех генералов этот самый порядочный, мог рекомендовать Зеленскому Беня.
Возможно, он был не далек от истины. Возможно, (гипотетически), если бы я формировал боевое подразделение и Хомчак был бы «свободным игроком», я предложил бы ему должность начштаба. Хотя, на самом деле, у меня есть более сильный кандидат, хоть и не генерал-лейтенант))) Ну если бы полковник отказался, то и Хомчак был бы ОК. Это я к тому, что Хомчак не самый плохой офицер ВСУ, просто система отбора командных кадров длительное время была крайне негативна.
В существующей кадровой системе перспективу роста имеют только те, кто легко адаптируется и с удовольствием прислуживает начальству. Изредка, прорываются те, кто прислуживают (но таки прислуживают) без удовольствия, но при этом являются носителями профессиональных знаний. Обычно потолок таких спецов – полковник, но некоторые прорываются и повыше, как Хомчак. Но получив высочайшие полномочия, они не в состоянии реализовать свои знания в силу собственной рабской психологии.
В связи с резким возрастанием вероятности масштабного вторжения ВС РФ в Украину, я имел несколько контактов с действующими офицерами ВСУ.
Нужно было разобраться «что-где-как» на сейчас и решить, куда выдвигаться. В процессе этих общений выяснилось ряд вещей, которые не то чтобы огорчили, скорее опустили мои ожидания ниже плинтуса. Ряд ключевых должностей заполнено по при принципу – «его рекомендовал «правильный» олигарх».
Эти ключевые выдвиженцы выдвинули своих назначенцев на должности пониже, но по тем же принципам «лояльности». Назначенные чисто по профессиональным признакам «рабы системы» пытаются лавировать между этими «назначенцами от олигархов», чтоб не испортить свою карьеру… В общем и в целом ничего не поменялось… Хоть на некоторые должности и попали люди, не от коррупции, просто они пытаются адаптироваться и к этой среде.
Если говорить о том роде войск в котором я наиболее компетентен (хотя артиллерия является самой компетентной во всех Сухопутных войсках), взамен клинического идиота Горбылева назначили Малиновского (Рыбак). Я с ним знаком. Имел плодотворное сотрудничество. Он точно из лучших старших офицеров ВСУ. Просто невозможно сравнивать с дебилом Горбылевым, НО… При всех его профессиональных компетенциях, Малиновский в первую очередь «раб системы», именно поэтому ничего радикально нового в артиллерии ВСУ не произошло за год (!!!) его командования РВиА ВСУ.
Что-то поменялось, но в условиях угрозы масштабного вторжения, это ничтожно малые изменения. Малиновский хороший спец, точно не подлец-коррупционер, но он не в состоянии (в силу своей рабской психологии) возглавить революционные преобразования в этом важнейшем роде войск. Он будет прогибаться под все «непреодолимые» в системе МО «сложности», порождаемые от того или иного назначенца «сверху».
Именно поэтому, несмотря на смену полного ничтожества Горбылева на столь ответственном посту на хорошего профессионала Малиновского за год ничего радикального в этом важнейшем роду войск (Боги Войны) не произошло(((
Теперь затрону наиболее важную составную часть безопасности Украины перед лицом возможной масштабного вторжения ВС РФ – Территориальную Оборону. Территориальная Оборона, безусловно, является самым главным компонентом Обороны Украины. Даже если ВСУ останутся такими же слабыми как и сейчас, полноценная система Территориальной Обороны способна ограничить самые амбициозные планы противника очень скромными границами.
Если конкретно – узким коридором в малозаселенной местности Приазовья. То есть в результате масштабной военной операцией заполучить только «сухопутный коридор в Крым» и контроль над точкой «подключения «Северо-Крымского канала». Это максимум, на что может рассчитывать агрессор в случае масштабного вторжения, если в Украине будет создана полноценная система Территориальной обороны.
Что же является главным сдерживающим фактором формирования Территориальной Обороны? Да на самом деле то же что и в ВСУ. ВСУ во главе с генералом Хомчаком попытались создать подразделения Тер Обороны по образу и подобию ВСУ. То есть поставить во главе подразделений ТерОбороны столь же никчемных командиров как и в ВСУ. И теперь «удивляются», что в ТерОборону нет очереди из патриотов страны.
Да откуда же возьмется очередь, если командование этих подразделений сформировано из таких же «рабов системы» как и командование ВСУ, только рангом пониже. Тер оборона может наполнить свои ряды только в том случае, если командирами будут назначены реальные лидеры, а не назначенные сверху «тюлени». В 2014-м году я попал в полностью добровольческий батальон (25-й батальон «Киевская Русь»). Это было скопление альфа-самцов, в котором авторитет командира был связан с его личными лидерскими качествами, а не званием или должностью по штатному расписанию.
Лично мне было комфортно в это среде. Я обладал необходимыми компетенциями и лидерскими качествами, чтобы реализовать свои навыки в конкретной боевой работе. В батальоне были случаи, когда рядовой боец командовал боевым порядком, в котором в качестве подчиненных был майор (тоже достойный патриот), но у рядового был больший авторитет среди бойцов этого боевого порядка.
У командира батальона хватило мудрости выстроить модель управления батальоном не на основе «штатного расписания», а на основе лидерских качеств членов воинского коллектива. Потому-что другая управленческая модель в этой среде не работает. Именно поэтому, модель тероборолны с никчемными командирами, назначенными никчемным командованием, не сможет набрать значимое количество бойцов. А значит не сможет умерить амбиции агрессора при выборе сценария войны.
Недавно видел марш патриотов в Одессе. На этот марш собралось несколько десятков тысяч патриотов Украины, которые продемонстрировали свою решимость поддержать Украину в Одессе. Почему же в Одесской Теробороне на порядок меньше бойцов, чем патриотов на этом марше? Да потому что командиров ТерОбороны Одещины назначают «тюлени» из МОУ, под команду к которым эти патриоты не пойдут НИКОГДА!!!
Попробую подытожить, почему все реформы ВСУ не будут иметь успех. Большинство ключевых назначений в МОУ и ВСУ происходит по принципу рекомендации от «лояльных» олигархов, а те, в свою очередь лояльных им генералов (полковников). При этом полностью игнорируются лидерские качества назначаемых. Таким образом, лидерские качества игнорируются и при назначениях ниже, в угоду принципам лояльности конкретному начальничку.
А в такой рабско-плебейско-патрицианской системе координат не видят себя действительно достойные лидеры. И уходят из армии, оставляя место тем, кого устраивает такая иерархия. В такой среде невозможно построить сильную армию. Это среда, которая будет жрать ресурсы общества в мирное время, а «как война хоть увольняйся» (тоже известный анекдот).
Автор: Arty Green
Источник: Facebook