додому Економіка Социальная незащищённость – лучший союзник пандемии в Европе

Социальная незащищённость – лучший союзник пандемии в Европе

130

Сеть новых локальных вспышек заражений коронавирусом, раскинувшаяся от северных до южных границ европейского континента, совпадает с картой современного рабства, при котором работники вынуждены жить в неравных, а порой и в совершенно неприемлемых условиях.

Пандемия в Европе, похоже, отступает, однако вспышки заболеваний в новых кластерах по всему континенту вызывают тревогу. Как правило, это промышленные предприятия, на которых работают мигранты из Восточной Европы, Азии и Африки. Нестабильная занятость и отсутствие минимальных социальных гарантий не даёт им возможности соблюдения строгой самоизоляции, превратившейся в классовую привилегию, а плохое питание и скученность подрывают иммунитет и способствуют распространению инфекции.

Сеть новых локальных вспышек заражений коронавирусом, раскинувшаяся от северных до южных границ европейского континента, совпадает с картой современного рабства, при котором работники вынуждены жить в неравных, а порой и в совершенно неприемлемых условиях.

Сигналы тревоги приходят из разных уголков Европы: пандемия отступила, но новый коронавирус не исчез. В некоторых странах вирусологи совершают неожиданные поступки, вступая в противоборство с политическими властями. Например, бельгиец Марк Ван Ранст опасается, что правительство его страны вот-вот повторит ту же ошибку, которую не смогло избежать в начале года, когда не позаботилось о том, чтобы отправлять туристов на карантин.

В Швейцарии, столкнувшись в начале минувших выходных с «экспоненциальным ростом» вирусной активности, группа учёных, зная длительность инкубационного периода, отказалась от роли советников правительства и обратилась непосредственно к населению, призвав людей не посещать бары и дискотеки.

Но на этом, непростом для многих европейских стран, этапе, более полезным, пожалуй, было бы вмешательство других «экспертов» – профсоюзных деятелей и правозащитников. Ведь, по сути, расположение обнаруженных очагов заражения (так называемых кластеров) на всём континенте в значительной степени совпадает с теми регионами, где необходимые на производстве работники трудятся в условиях минимальной социальной стабильности и защищённости, получая жалкие гроши, и с районами, которые получили печальную известность как места нелегальной работы и даже современного рабства…

В период всеобщей самоизоляции – явления, которое, с одной стороны, стало объектом некоторой романтизации, а с другой, превратилось, согласно меткому определению, в «классовую привилегию», – исследования неравенства проводились не слишком активно. Однако они всё же были, и их результаты свидетельствуют о том, что социальная незащищённость стала одним из существенных сопутствующих факторов пандемии Covid-19.

Во Франции первые попытки исследовать этот феномен независимо друг от друга предприняли две группы учёных: социологи Одри Мариетт и Лор Питти (университет «Париж-VIII») и их коллеги из Национального института демографии (Ined) Эмили Куниль и Мириам Клат. Они выявили «повышенную смертность» среди небогатого городского населения департамента Сена-Сен-Дени. В Великобритании все статистические данные, в том числе и те, которые оставались закрытыми в течение нескольких недель и стали доступны только сейчас, свидетельствуют о том, что расовые меньшинства приняли на себя особенно тяжёлый удар нового коронавируса.

Причину следует искать в бедности и неблагоприятных условиях труда: в Соединённом Королевстве около пяти миллионов человек трудятся в статусе, аналогичном самозанятому во Франции, то есть не имеют даже минимальных социальных гарантий… Сегодня, когда на Европейском континенте эпидемия отступает, вновь появляющиеся очаги инфекции следует рассматривать как наглядные упрёки в адрес системы эксплуатации, подвергающей опасности и работников, и общество в целом.

Пример скотобоен в Германии и Франции (в меньшей степени) на протяжении нескольких недель не сходит со страниц газет. Руководство этих предприятий прибегает к помощи подрядчиков, которые поставляют дешёвую рабочую силу из Восточной Европы, платит людям жалкие гроши и вынуждает их жить в условиях полной антисанитарии.

После недавнего скандала, когда выяснилось, что коронавирусом заражены 1 500 из 7 000 рабочих Tonnies Fleisch – крупнейшего в ФРГ предприятия по забою свиней в земле Северный Рейн- Вестфалия, даже католическая церковь осудила практику «порабощения людей». «Следует как можно быстрее положить конец любым уловкам, направленным на то, чтобы обходить требования о минимальной зарплате, селить людей в условиях скученности, пренебрегать нормами техники безопасности», – заявил помощник епископа Кёльнского Ансгар Пуфф.

Те же причины приводят к аналогичным последствиям и в Италии: в провинции Мантуя многие мясоперерабатывающие предприятия и мясные магазины вынуждены были приостановить работу из-за выявления случаев Covid-19 среди своих сотрудников, главным образом выходцев из Индии и Ганы.

Ещё один пример с Апеннинского полуострова, но уже из сферы логистики – очаг заражения был обнаружен среди сотрудников компании Bartolini в Болонье (по данным профсоюза Si Cobas, здесь заразились около 120 человек). Эта компания, лидер в области доставки посылок в Италии, в прошлом году перешедшая под контроль Французской почты (La Poste francaise), на своих объектах, расположенных в провинции Эмилия-Романья, охотно использует труд беженцев, нанимая их на подённую работу.

По информации, оказавшейся в распоряжении организации «Координация мигрантов в Болонье», в складских помещениях компании меры безопасности «не соблюдаются». Региональное отделение ИВКТ обратилось с призывом бороться против «болезни бедных», обеспечив всем сотрудникам Bartolini достойные условия жизни.

В Каталонии, где известие о повторном введении карантина для более чем 200 000 жителей провинции Льейда и некоторых регионов Галисии произвело эффект разорвавшейся бомбы, причиной возобновления санитарного кризиса тоже стали отвратительные условия жизни и труда сезонных рабочих, приехавших собирать урожай фруктов.

Министр здравоохранения Каталонии Альба Берхес заявила, что речь идёт о «санитарном кризисе с социальной составляющей», а Всеобщий союз трудящихся открыто выразил своё недовольство «постыдными» действиями исполнительной власти: «Руководство страны обязано позаботиться о том, чтобы принять адекватные меры для защиты здоровья работников и обеспечения их безопасности». Несостоятельность государственных властей проявилась и в Португалии.

На окраине Лиссабона, где жители девятнадцати небогатых кварталов в муниципалитетах Синтра, Лурес, Амадора и Одивелас вновь оказались на двухнедельном карантине, многие высказывают предположение о том, что повторный всплеск эпидемии связан со скоплением временных работников в общественном транспорте из-за недостаточного количества машин на маршрутах. На протяжении последних недель коммунисты, возглавляющие большинство этих городов, требуют увеличить количество машин. Об этом же в своё время настойчиво говорила и Катарина Мартинс, координатор Левого блока. Но их никто не услышал…

В Англии (Лестершир), после того как на предприятиях пищевой и текстильной промышленности были выявлены новые очаги заражения коронавирусом, до 18 июля был продлён запрет на выполнение необязательных работ. Этот эпидемический кластер, где за последние несколько недель было обнаружено свыше тысячи новых случаев инфицирования, может служить своеобразным примером: по информации неправительственной организации Labour Behind the Label (аналога французского объединения Ethique sur l’etiquette – «Этика важнее этикетки»), многие швейные мастерские, работающие на самые известные бренды, в которых люди получают копейки (порой менее 4 евро в час), в период самоизоляции продолжали функционировать в совершенно удручающих санитарных условиях.

«Многие из тех, кто здесь трудится, не являются уроженцами Великобритании, – пишет активистка общественной организации Мэг Льюис в открытом письме в газету Guardian. – Их статус, языковые трудности, а также высокий уровень безработицы вынуждают этих людей соглашаться на неблагоприятные условия труда и зарплату ниже минимального уровня. У них нет выбора, а правительство, настроенное враждебно по отношению к мигрантам, только осложняет их положение вместо того, чтобы положить конец этой форме эксплуатации».

Депутат от партии лейбористов в Восточном Лестершире Клаудия Веббе выступила с резкой критикой премьер-министра Бориса Джонсона, который описал свою стратегию борьбы с локальными вспышками Covid-19, сравнив её с игрой «Ударь крота» (Whack-a-Mole), где задача игрока состоит в том, чтобы стукнуть крота по голове, как только тот появляется. «Это на удивление честно с его стороны, – с иронией говорит Клаудия Веббе, – но в данном случае быстрое реагирование вовсе не гарантирует успеха». Действительно, для того чтобы одолеть Covid-19 в Европе, нужно хорошо понимать причины происходящего, а не бить по последствиям…

Автор: Тома Лемайё

Источник: L`Humanite

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я