Киев, 11 августа 2015 года (ПолитКом, Людмила ДОЛГОНОВСКАЯ). Вопрос о переходе ВСУ на контрактную основу периодически поднимается несколько последних лет. Сегодня он снова стоит на повестке дня. Может ли Украина в условиях военного конфликта на Востоке отказаться от принудительной мобилизации? Сколько времени и средств понадобится для создания контрактной армии? Сможет ли эта армия повысить боеспособность Вооруженных сил? Ответы на эти и другие вопросы в комментариях экспертов.
Предвыборная президентская кампания 2010 года примечательна солидарностью главных конкурентов на этих выборах – Юлии Тимошенко и Виктора Януковича – в вопросе перехода армии на контрактную основу. Указ об отмене призыва на срочную службу в Вооруженные силы экс-президент Виктор Янукович подписал в октябре 2013 года. Результаты военной реформы экс-министра обороны Павла Лебедева говорят сами за себя – украинская армия оказалась небоеспособной, а в ВМС Украины, состоящих на 100% из контрактников, лишь третья часть осталась верной присяге после аннексии Крыма.
Эстафета раздачи предвыборных обещаний по поводу контрактной армии была принята участниками президентской гонки и в 2014 году. Вслед за Юлией Тимошенко с этой инициативой выступили Михаил Добкин и Сергей Тигипко. Всего информ-агенством «Слово и Дело» было зафиксировано более 20 обещаний украинских политиков и чиновников относительно контрактной армии и службы в ней.
Напомним, что в связи с российской агрессией и.о. президента Александр Турчинов в мае 2014 года подписал указ о мерах по повышению обороноспособности государства, которым предусматривалось возобновление призыва на срочную воинскую службу.
Сегодня вопрос о переходе ВСУ на контрактную основу вслед за министром МВД Украины Арсеном Аваковым подняли премьер-министр Арсений Яценюк и начальник Генштаба Виктор Муженко.
30 июля текущего года Арсен Аваков заявил о своем намерении инициировать переход украинской армии на контрактную основу. «Армию нужно сейчас и немедля переводить на профессиональную контрактную основу, снизив численность войск и увеличив зарплаты РЕАЛЬНЫМ КВАЛИФИЦИРОВАННЫМ военным и их обеспечение. Порядок, подготовленность и мотивация – бьет любое количество. У такого подхода – есть будущее, у отлова призывников на улицах и в трамваях – нет», – написал на своей страничке в Фейсбук министр МВД.
В свою очередь, премьер-министр Украины Арсений Яценюк поручил министру обороны Степану Полтораку начать расчеты для перехода на контрактную армию и моделирования новых систем обучения и мобилизации военнослужащих. «У нас новая политика в правоохранительной системе – мы идем по пути исключительно профессионального набора новых качественных полицейских. Это обучение, тренировки, обмундирование, это новые подходы. Считаю, что такие же изменения должны произойти и в системе Минобороны», – цитирует премьера его пресс-служба.
Начальник Генерального штаба ВСУ Виктор Муженко предложил ввести краткосрочные контракты для военнослужащих, которые призваны по мобилизации, с последующей возможностью их пролонгации. Об этом он заявил со своей странички в Фейсбук: «С целью обеспечения потребностей Вооруженных Сил Украины Генеральный штаб инициирует внедрение краткосрочных (срок от 6 месяцев) контрактов с военнослужащими, которые призваны по мобилизации с возможной их пролонгацией». По мнению Виктора Муженко, это позволит всем желающим оценить преимущества прохождения военной службы по контракту и обеспечит четкие временные рамки действия соглашения между ВСУ и военнослужащим.
В эфире Громадському.TV советник министра обороны Юрий Бирюков сообщил, что на содержание контрактной армии необходимо более 100 млрд. гривен в год. По его словам, контрактная армия требует совершенно иного материального обеспечения, в том числе и жильем.
Своим развернутым мнением по поводу новой волны мобилизации и необходимости перехода армии на контрактную основу поделился с читателями электронной версии журнала «Новое Время Страны» nv.ua политтехнолог, директор по стратегическому планированию агентства Гайдай.Ком Сергей ГАЙДАЙ. «Призывная армия – это рудимент рабства. В Украине он до сих пор сохранен. Наши политики не желают брать пример с государств, сумевших от него избавиться, ведь призыв очень удобен для тех, кто при власти, в какие бы демократические одежды они не рядились», – считает автор. Он последовательно отстаивает необходимость внедрения контрактной армии в Украине, подчеркивая, что армия свободных людей всегда была эффективнее армии рабов. «Миф о том, что, если украинскую армию перевести на контрактную основу, в ней некому будет служить, демонстрирует всю ущербность нашей нынешней власти. Люди всегда делились на мирных граждан и людей войны. Для одних взять в руки оружие, воевать, идти в бой под пули и убивать врага является естественным занятием. А другие для себя этого не мыслят из-за свойств психики, мировоззрения или религиозных убеждений. В любой стране, и уж тем более в сегодняшней Украине, всегда есть достаточное количество людей, которые готовы посвятить себя военному делу и связать свою жизнь с армией», – утверждает Сергей Гайдай.
Вопрос о нехватке средств для финансирования контрактной армии политолог упреждает следующим образом: «Слышу еще один аргумент против: на контрактную армию нет денег. Тут ответ прост: не нужно воровать. Да, контрактник дороже стоит, но и численность контрактной армии может быть меньшей. В четыре раза меньшая по численности армия добровольцев и профессионалов может сдерживать превосходящую по численности армию призывников. Вспомним финский опыт».
Сергей Гайдай резко раскритиковал власть за недальновидность и преступное бездействие: «Нынешняя власть уже умудрилась оскорбить каждого добровольца, не реформировав армию, не наладив необходимого обеспечения бойцов, переложив его на плечи волонтеров и простых граждан, не вычистив коррупцию и свои бизнес-интересы из властных кабинетов, спрятав своих сыновей в Раде или в чиновничьих кабинетах, не обеспечив достойной оплаты, страховки и не обеспечив семьи погибших. И именно власть, а вовсе не Путин, приближает тот самый «третий Майдан». И ситуацию не исправить канализированнием добровольческих сил и заменой их немотивированными призывниками».
Эксперт убежден, что в деле военного строительства главнокомандующему за прошедшие полтора года необходимо было сделать два важных шага, а именно отправить в отставку прежнее высшее военное руководство и превратить в настоящие кадровые части добровольческие батальоны, которые нынешняя власть пытается ликвидировать.
По мнению Сергея Гайдая, в армии должны служить только контрактники – патриотичные, хорошо обученные и оснащенные, высокооплачиваемые и поддерживаемые обществом. Остальное мужское население призывного возраста должно стать большой резервной армией территориальной обороны. «Только для этого, – считает эксперт, – надо проводить настоящую военную реформу, а не создавать картинку для телевидения, проводя парады и передачу военной техники под камеры, возвращая в армию «исторические» войсковые звания».
Эксперт Центра военно-политических исследований Александр ХОЛЯВА в комментарии ПолитКом позитивно оценил актуализацию властями проблемы создания контрактной армии в Украине. При этом надо помнить, заметил аналитик, что вопрос профессиональной армии в нашей стране всегда был политическим. «Наверное, поэтому все попытки создать профессиональную армию заканчивались ничем», – предположил Александр Холява.
Эксперт также напомнил, как в период президентства Януковича в военном ведомстве рапортовали о том, что украинская армия более чем на 60% укомплектована контрактниками, а к 2014 году она должна была стать на 100% контрактной. «Но в те времена, – отметил Александр Холява, – мало кто говорил о кадровой «текучке», что второй контракт подписывали очень немногие. Именно поэтому, в угоду предвыборным обещаниям Януковича об отмене призыва, и «рисовались» проценты якобы комплектования армии «профессионалами». В итоге, даже Януковичу объяснили, что его планы не реальны и призыв продлили до 2017 года».
По мнению эксперта, и те 60% контрактников трудно было назвать профессионалами. «Воспитать профессионального солдата или сержанта в условиях перманентного недофинансирования боевой подготовки войск, – считает он, – невозможно. Вот и получалось, что контрактники, в основном, занимались тем, что протирали пыль с танков, пушек, зенитно-ракетных комплексов, вместо полноценных занятий в поле».
Вопрос создания профессиональной украинской армии остается одним из главных для нынешней власти, убежден Александр Холява. «При этом нельзя забывать, что сейчас страна фактически ведет войну. Скажу непопулярную вещь: в этих условиях, отказываться от призыва нецелесообразно и даже опасно», – подчеркнул эксперт. Свою позицию он аргументирует следующим образом: «Все предыдущие реформы военной организации государства не привели к созданию небольшой по численности, мобильной и хорошо оснащенной профессиональной армии и, так называемого, резерва (хорошо обученных солдат, владеющих военными специальностями, готовых в любой момент взять в руки оружие). Сейчас, как мне известно, в военном ведомстве как раз и решают эту проблему. До тех пор, пока такой резерв не будет сформирован и пока страна находится в фазе активного военного противостояния, отказываться от призыва не стоит».
Автор приводит пример Израиля, который так же, как и Украина, имеет агрессивных соседей. «Наверное, ни у кого не повернется язык назвать израильские вооруженные силы непрофессиональными? Но там не отказались от призыва и считают, что такая система комплектования армии является оптимальной для их условий. Закон о военной службе устанавливает следующие виды обязательной военной службы: срочная служба и служба в резерве», – уточнил Александр Холява. Он также отметил, что все граждане Израиля, включая имеющих двойное гражданство и проживающих в другой стране, по достижении 18 лет подлежат призыву на службу в ЦАХАЛ. Срок срочной службы 36 месяцев (32 месяца для боевых частей), для женщин – 24 месяца. Примечательно, что на подготовку хорошего бойца нужно не менее 3 лет.
«Наверное, стоит и нашим реформаторам изучить этот опыт. А самое главное – не проводить реформу армии, не просчитав и не оценив все риски и угрозы», – отметил Александр Холява.
С предложением рассматривать создание украинской контрактной армии с точки зрения дальнесрочной перспективы в комментарии ПолитКом выступил политолог, вице-президент Аналитического центра «Политика» Олег ЛИСНЫЙ. Эксперт убежден, что этот вопрос целесообразно поднимать после окончания войны. «На текущий момент нам противостоит очень большая российская армия. Это живая сила, это техника, и сейчас она превосходит наше количество. А количественных показателей в армии никто не отменял», – подчеркнул Олег Лисный. ВСУ, по мнению эксперта, уже доказывают свою боеспособность, героически и качественно отбивая атаки российских захватчиков. «Я считаю, что на данный момент надо доукомплектовать, довооружить, доучить эту армию и победить Россию. И потом на основе этих военных, с опытом боевых действий и побед, можно будет построить контрактную армию», – отметил политолог.
А пока все разговоры и заявления на эту тему, как считает Олег Лисный, можно назвать пиаром в преддверии очередных выборов.
Мобилизация, по мнению эксперта, сегодня усложнена отсутствием нормальной информационной политики, способной объяснить призывнику, что он потенциальный герой, а не пушечное мясо. «Именно мотивация является очень важным моментом», – подчеркнул Олег Лисный.