Максим Нечипоренко
Прекращение потребительского кредитования не означает прекращение жизни в долг. С очередным траншем от МВФ размер внешнего долга Украины увеличиваться. Но это не помешало Украине получить третий транш от МВФ в размере 3,3 млрд. грн.
Министерство финансов констатирует увеличение внешней задолженности Украины. Только в июне прямой внешний долг Украины увеличился на $42,3 млн., составив на 30 июня $12,5 млрд. Но увеличивается не только внешний долг страны. Прямой внутренний долг в июне увеличился на 1,9 млрд. грн. до 52,6 млрд. грн. ($69 млрд.). За 2008 год общий размер прямого госдолга увеличился на 83,3% с 71,3 млрд. грн. ($14,1 млн.) до 130,7 млрд. грн. ($16 972,3 млрд.).
Правительство нуждается в средствах для того, что бы решить проблему дефицита бюджета и долгов Нефтегаза. То, что дефицит бюджета превысит 4%, МВФ стало ясно еще месяц назад. Потому этот показатель (одно из условий кредитования Украины) и был пересмотрен в сторону увеличения до 6%. Хотя правительство Украины продолжает делать хорошую мину при плохой игре и в «пересмотренные» макроэкономические показатели продолжает «всовывать» циферку 4%.
Кабинет Министров не скрывает, что намерен направить третий транш кредита МВФ на финансирование дефицита госбюджета. «Этот транш, согласно решению МВФ, как мы и просили, будет направлен на финансирование дефицита государственного бюджета и в первую очередь на обеспечение наших внешних обязательств», – сказал исполняющий обязанности министра финансов Игорь Уманский.
Нужно сказать, что в бюджете весомое место занимает обслуживание внешнего долга Украины. Этот долг формируется во многом за счет выпуска и размещения государством еврооблигаций. Но облигационный заем – это деньги на время. Срок погашения приходит неумолимо (оферта). Очередной выпуск еврооблигаций Украины, номинированный в швейцарских франках (долларовый эквивалент 718,9 млн.), полностью предъявлен в рамках оферты и должен быть погашен 15 сентября этого года. Данная новость не является сюрпризом для рынка и для эмитента. Украина исполнит свои обязательства в полном объеме благодаря средствам МВФ, предусмотренным для погашения внешнего суверенного долга.
А теперь о «Нефтегазе». На этом предприятии сконцентрировалось множество интересов разных экономических, и политических сил, как в Украине, так и за ее пределами. Помимо того, что Нефтегаз обеспечивает поставки газа в Украине, он еще и обеспечивает его транзит в страны Европы. Будучи посредником, между поставщиком (Газпром) и конечным потребителем (Украина и страны Европы), Нефтегаз оказался заложником в геополитических играх, а также мелких склоках политиков. При этом предприятие нарастило неплохие долги благодаря внешним заимствованиям. Напомним, что 30 сентября этого года Нафтогаз должен погасить еврооблигации на сумму 500 млн. грн.
Несмотря на то, что правительство получило деньги от МВФ, из которых около $1,8 млрд. пойдет на погашение суверенной и квазисуверенной задолженности (задолженность госпредприятий) по еврооблигациям, Минфин фактически начал процесс реструктуризации еврооблигаций Нефтегаза. Этот выпуск еврооблигаций является крупнейшей задолженностью компании. После первых новостей о возможной реструктуризации еврооблигаций (отсрочка выплаты по обязательствам) Нефтегаза их котировки рухнули с 92% до 70%-75% от номинала.
Такой поворот правительства с Нефтегазом чреват некоторыми негативными последствиями. Реструктуризация задолженности усложнит в будущем выход госпредприятия на первичный рынок заимствований. Учитывая финансовое положение Нефтегаза и Украины в целом, эту вероятность нельзя сбросить со счетов. Еще одним негативом является то, что, таким образом, может усложниться реализация Брюссельских договоренностей с ЕС по модернизации украинской ГТС. Хотя, получив зеленый свет от МВФ, правительство Украины, скорей всего, оставит за собой право дать «задний ход» в случае резкой реакции инвесторов на реструктуризацию.
Возрастающая потребность в финансировании привела к тому, что сроки получения траншей со стороны МВФ сократились. Если между первым и вторым траншами прошло пол года (октябрь 2008 – начало мая 2009), то третий транш Украина уже получила в начале августа. Игорь Уманский заявил, что правительство стремится получить четвертый транш МВФ на сумму $3,9 млрд. раньше ноября 2009 года – даты установленной в графике выполнения программы stand-by. «Согласно предварительным договоренностям, это должен был быть ноябрь. Но сейчас МВФ рассматривает возможность и, скорее всего, соответствующие решения могут быть приняты, что пересмотр будет приближен. Возможно, в сентябре, в конце сентября, я думаю, что миссия может уже приехать в Украину», – сказал Уманский.
Головокружительные успехи действующего правительства Украины в «разводке» мирового капитала были несколько приглушены самим Фондом. МВФ прогнозирует, что следующий пересмотр программы сотрудничества Украины с МВФ перед выделением стране четвертого транша кредита stand by может состояться в октябре. МВФ планирует следить за подготовкой госбюджета на 2010 год. Фонд также намерен отслеживать ситуацию в украинской банковской системе и меры властей по оздоровлению банковского сектора.
Как видим, аппетиты Украины увеличиваются, а рост внешней задолженности продолжает расти. Сейчас общий объем финансирования, предусмотренного программой сотрудничества Украины и МВФ, составляет около $17,1 млрд. (по текущему курсу). Общий объем первых трех траншей кредитных средств, привлеченных Украиной от МВФ, составил около $10,9 млрд.. По словам Уманского, следующий, четвертый, транш составит более $3,1 млрд., а последующие за ним будут составлять около $600 млн. Но МВФ не исключает рассмотрения в дальнейшем вопроса об увеличении общего объема финансирования для Украины.