С 1 октября тарифы на газ во Франции выросли на 12,6%. Таким образом с января 2021 г. цены увеличились на рекордные 57%. Ввиду этой перманентной тенденции напрашиваются различные предложения: заморозка цен, снижение НДС, национализация отрасли. 30 сентября премьер-министр объявил о «сглаживании» тарифов на ближайшие месяцы.
Очередная капля, которая тянет на +12,6 % к счетам на газ с этой пятницы. Новый рекорд, благодаря которому общее повышение регламентируемых тарифов составило 57 % с января 2021! Не считая цен на бензин. Теперь стоимость топлива доходит до 2 евро за литр. Также летом произошло подорожание пищевых и сельскохозяйственных продуктов на 8,2 %. Однако и это не всё. Министр комплексных экологических преобразований Барбара Помпили заявила ещё до выступления Жана Кастекса 30 сентября, что ближайшее повышение цен на электричество составит «около 12 %».
Сглаживание вместо замораживания
Миллионы французов возмущены такой ситуацией. Поэтому премьер-министр объявил в эфире вечернего выпуска новостей, о том, что правительство решило «заморозить» будущий рост цен. Однако это не коснётся повышения тарифов на газ с 1 октября. Объяснение Кастекст дал замысловатое. «Эксперты прогнозируют новое повышение цен на 30%» до конца года, – начал глава правительства. И продолжил: «Те же эксперты прогнозируют, что со следующей весны цены на газ сильно снизятся». Иными словами, понимать это нужно так. Французам дают годовую рассрочку на оплату тех же повышенных тарифов. И действительно. «Мы перенесём сегодняшнее повышение на меньшее понижение после», – резюмировал Жан Кастекс.
Это делается для отвода глаз, как раз перед истечением пятилетнего президентского срока. Между тем, давление на правительство, которое боится повторения «жёлтых жилетов» и озабочено будущими выборами, растёт. «Я прошу у Президента Республики одного. И он это может осуществить уже сейчас. Заморозить цены на электричество и газ», – заявил кандидат в президенты, депутат-коммунист от департамента Нор Фабьен Руссель 23 сентября. Однако он назвал предложение премьер-министра «шарлатанством».
Платят граждане, а не бизнес
Не стали отмалчиваться и другие представители левых сил. На парламентском часе правительства во вторник 28 сентября премьеру задали множество вопросов. «Уже 8 миллионов французов выстраиваются в очереди за продуктовой помощью. Скольким ещё гражданам придётся выбирать этой зимой между квартплатой, отоплением и едой, чтобы оплатить счета?», – вопрошал депутат от партии «Непокорённая Франция» (FI) Лоик Прюдом. Министр-делегат Эммануэль Варгон сказала, что виной всему «мировой кризис». Затем социалистка Кристин Пире Бон подхватила: «Гнев зреет, огонь тлеет. И в ваших полномочиях, господин премьер-министр, его потушить прежде, чем он разгорится».
На следующий день наступление продолжилось в Сенате. «Согласитесь ли вы привлечь к решению проблемы, например, Engie. Ведь она объявила о прибыли в 2,3 миллиарда за первое полугодие. Теперь же компания прогнозирует увеличить свой результат?» – поинтересовалась сенатор-коммунистка Селин Брюлен. Подлили масла в огонь и ассоциации потребителей и профсоюзы. «Мы категорически против повышения тарифов. Тем более, что это были предсказуемо». Так сказал, в частности, Арно Фокон из профсоюза Indecosa ВКТ (Всеобщая конфедерация труда).
Всё время в мыслях о народе
Поэтому официальный представитель правительства Габриэль Атталй начал уверять, что правительство, помимо увеличения на 100 евро счёта за энергию, «конечно, думает о других мерах». Сторонники президента пытаются играть по принципу «и нашим, и вашим». Но у них это плохо получается. Например, Начало, едва только прозвучало предложение о понижении налога, как Брюно Ле Мэр отреагировал: «Это не так просто сделать». А министр экономики добавил: «У нас нет поля для манёвра. Единственное решение – это повышение тарифов за энергию».
Решение, которое признаёт генеральный секретарь профсоюза Французская демократическая конфедерация труда (CFDT) Лоран Берже. Он за повышение цен в разных областях. Но это решение поддерживается не всеми. Премьер-министр выбрал не выписывать дополнительный чек и пока не снижать НДС. «Если я снижу НДС с 20% до 5%, то это даст рост на 15%, а не на 30%» как прогнозируется», – оправдывался он. Но если бы цены не упали в апреле, тогда бы он задействовал этот инструмент. Но теперь сокращение суммы налогов направлено на ограничение «повышение цен на электричество на 4%».
Альтернативные предложения
Ввиду критической ситуации многие отстаивают использование налогового инструмента уже сегодня. «На короткое время, в законопроекте о финансах на 2022 год, правительство может признать энергию продуктом первой необходимости и применить к нему НДС в 5,5 %», – уверяет Фабрис Кудур из подразделения ВКТ. «НДС в 0% на продукты первой необходимости и более высокий НДС на люксовые продукты», – даже предлагает Адриен Катеннен (FI). Также он высказывается за «закон о срочных социальных мерах» для «замораживания цен на продукты первой необходимости».
В решениях, которые помогут покончить со взлётом цен из-за законов рынка, недостатка нет. Пока Брюно Ле Мэр обещает обсудить на совещании с европейскими министрами 4 октября правила общего рынка электроэнергии. Тем временем Фабьен Руссель выступает за ренационализацию EDF и Engie: «Если мы вернём контроль над этой продукцией, то зафиксируем тариф и откажемся от переговоров в Брюсселе с теми, кто хочет любой ценой либерализовать нашу электроэнергетику». А пока меры, предложенные Жаном Кастексом 30 сентября, могут оказаться недостаточными.
Автор: Орельен СУШЕЙР
Источник: L`Humanite