Киев. 15 июня 2016 года (Хвиля, Виталий КУЛИК). Долгое время термин «политическая коррупция» воспринимался в нашем обществе как некий журналистский фразеологизм. Все понимали, что такое явление существует, и даже удрученно кивали головами, мол, как плохо, но при этом предполагалось, что покупать голоса, платить за переход из фракции во фракцию, за правильное голосование, троллинг и пр. в «кэше» — это обычная практика.
Платили всем и все. И платили щедро. И «черные кассы» были не только у Партии регионов. Но именно их «амбарная книга» дает законченное представление не только о масштабах, но и о механизмах становления режима.
При анализе «черной кассы» регионалов нужно понимать, какой была Украина в 2012 – 2013 гг.
В свое время украинский политолог Александр Фисун выдвинул концепцию неопатримониальных систем, которые возникли на постсоветском пространстве.
Ее суть в том, что государство управляется как частное владение (патримониум) правящих групп — носителей государственной власти, которые приватизируют различные общественные функции и институты, делая их источником собственных частных доходов.
При неопатримониальной системе клептократические практики становятся воспринимаемой нормой.
По-другому только как через «кэш» политические вопросы в такой системе не решаются. Поэтому тот, кто владел ресурсом, покупал себе власть. Янукович купил ее всю. Что его и погубило.
Если регионалам нужна была статья на сайте, они покупали не автора-журналиста или редактора, а весь сайт с редакцией и офисом. Если они хотели победить на парламентских выборах, они скупали весь состав ЦИК. Там ведь считают.
Я не хочу анализировать фамилии и суммы, которые фигурируют в «черной кассе» ПР. Это дело компетентных органов и журналистов-расследователей. Мне бы хотелось порассуждать о «недостачах» в этой «бухгалтерии».
В обнародованных «Украинской правдой» документах нет современных политиков и должностных лиц, хотя они несомненно принимали участие в такого роде «бизнесах».
Вместо них в бумагах фигурируют люди из прошлого, которые не влияют на политический процесс. Это утилизация политического «непотребу», который и так ни на что не претендует.
Да. Инсайдерские источники в НАБУ, СБУ и в той же «Украинской правде» говорят о якобы тысячах страниц «гроссбуха» регионалов. Но никто из наших собеседников не берется утверждать, что кто-либо из спецслужб владеет полной версией «черной кассы».
Странички в ней начали исчезать еще в самом начале, когда «книга» попала в руки неназванных лиц во время Революции.
Со временем мы будем наблюдать, как тот или иной политик вдруг из радикального критика власти вдруг переходит на конструктивную критику и партнерские отношения.
Вдруг прекратят говорить неприятные для власти вещи некоторые маститые журналисты.
Как говорят знающие люди, недостача «черной кассы» Партии регионов составляет порядка млрд. долларов за 2011-2013 гг. Есть с чем работать.
Кроме того, речь пока идет о «бухгалтерии» центрального офиса ПР на Липской.
Существуют еще «амбарные» книги, по которым Клюев финансировал свой «экспертный пул» говорящих голов, сводная отчетность по средствам на спецпроекты по борьбе с оппозицией, оплата титушек, гонорары за лояльность СМИ и многое другое.
И это не говоря о собственной бухгалтерии банковой во времена Сергея Левочкина. Именно разглашения этих документов так панически боятся некоторые политики.
В партийной кассе партофиса регионалов вряд ли были траты на медиа-поддержку в ключевых ток-шоу страны. Шустеру нечего бояться.
Это только малая часть недостач «черной кассы» Партии регионов.
Автор приглашает читателей к дискуссии на свою страницу в ФБ (https://www.facebook.com/vitalii.kulik)