додому Соціум В кругу семьи: рейтинг наиболее успешных семейных бизнесов Украины

В кругу семьи: рейтинг наиболее успешных семейных бизнесов Украины

729
Киев. 25 мая 2015 года (Forbes.ua, Виктория КИМ, Юлия ГОРОШКО).За год богатейшие семьи Украины заработали более 100 млрд гривен
У вас в руках первый рейтинг «Самые успешные семьи Украины». В этом списке  – представители классического семейного бизнеса, в котором собственник непосредственно влияет на стратегию компаний, являющихся, в свою очередь, основным источником доходов семьи.
На первом месте в рей­тинге  – семья Вадатурских, в собственности которой находится компания «Нибулон», один из крупнейших агрохолдингов страны.
На втором – супруги Гереги – одни из основных игроков на рынке строительных гипермаркетов.
На третьем – отец и сын Березкины, совладельцы группы «Креатив».
В рейтинге представлены четыре семьи, ведущие бизнес в агросекторе, четыре  – занимающиеся производством различных продуктов питания, и семь семей  – ритейлом.Безусловно, этот список далеко не исчерпывающий. Часть семей осталась за его пределами, не дотянув до основной двадцатки по объему годового оборота своих компаний; для других оказалось невозможным оценить выручку из-за отсутствия достаточной информации в открытых источниках. Поэтому в рейтинге 2015 года нет таких ярких представителей украинского семейного бизнеса, как семьи Фельдман, Юрушевых, Гулиевых, Дударей, Варагаш и Денисенко, а также Кавицких. О некоторых из них Forbes рассказывает в фотопроекте на стр. 74.
Семья Основной
актив
Отрасль Год основа­­ния Выручка*, млрд грн
1 Алексей и Андрей Вадатурские «Нибулон» АПК 1991 22,76
2 Александр и Галина Герега «Эпицентр» Ритейл 2003 22,41
3 Станислав и Максим Березкины Группа «Креатив» АПК 1991 7,28
4 Олег Бахматюк и Наталья Василюк Avangard АПК 2003 6,13
5 Анатолий и Ольга Юркевич Milkiland Пищепром 1994 5,82
6 Андрей и Александр Дегоды ERC Ритейл 1995 5,80
7 Борис и Михаил Музалевы «Таврия В» Ритейл 1992 4,97
8 Тариэл, Вахтанг и Нина Васадзе «УкрАвто» Авторитейл 1992 4,36
9 Василий и Юрий Атанасовы «Сентравис» Металлургия 2000 3,48
10 Валентин и Андрей Ландыки «Норд» Машино­строение 1993 2,79
11 Виталий, Олег и Александр Джуринские «ВиДи Груп» Авторитейл 1994 2,73
12 Евгений и Марина Сигал «Агромарс» АПК 1998 2,34
13 Владислав и Ирина Чечеткины «Розетка» Ритейл 2004 2,20
14 Григорий и Дмитрий Деревицкие «Алло» Ритейл 1998 1,58
15 Петр Рудь, Оксана и Сергей Вивсык «Рудь» Пищепром 1998 1,38
16 Владимир и Глеб Загории «Дарница» Фармацевтика 1994 1,20
17 Евгений и Ольга Куценко «Олком» Пищепром 1996 0,92
18 Виктор и Андрей Веретенниковы Комбинат «Приднепровский» Пищепром 1990 0,70
19 Александр и Сергей Глимбовские «Альтис-Холдинг» Строительство 1995 0,61
20 Александр, Дмитрий и Карина Давтян DAD Investment Group Недви­жимость 1986 0,58

*Совокупная выручка компаний, принадлежащих семье, за 2014 год. Оценка Forbes.

Как составлялся рейтинг

Лонг‑лист составлен на основании рейтинга 200 крупнейших компаний. В топ‑20 Forbes представлены семьи, члены которых заняты оперативным управлением принадлежащих им компаний, являющихся основным источником дохода. В рейтинг не вошли семьи, члены которых работают чиновниками или ведут собственный (отдельный от других родственников) бизнес. Приведенные в рейтинге Forbes финансовые результаты  – экспертная оценка совокупной выручки компаний за 2014 год. Возраст участников списка указан на 20 апреля 2014 года.

Европейские ценности

Влияние семейного бизнеса выходит далеко за рамки семьи, которая им владеет. Около половины рабочих мест в Европе и США обеспечивают именно семейные предприятия. Только в США 5,5 млн семейных компаний генерируют 57% ВВП, используют две третьих рабочей силы страны и создают почти 80% новых рабочих мест. Старейшие семейные компании, которые известны во всем мире, берут свое начало в Европе. Forbes проанализировал, какой вклад вносит семейный бизнес в европейскую экономику.

Всё в семью

Старейшие семейные компании Европы

Forbes выбрал самых ярких представителей украинского семейного бизнеса и попросил их рассказать о том, с чего начиналось семейное дело, в чем преимущества и недостатки совместного бизнеса, а также о главных уроках, полученных на работе и дома.

 Александр, Карина и Дмитрий Давтян

фото: DR
фото: DR

Возраст: Александру — 62 года, Карине — 37 лет, Дмитрию — 30 лет
Компания: Инвестиционная группа «ДАД»
Год основания: 1986
Выручка за 2014 год: 583 млн гривен

Если бы не дети, уверен Александр Давтян, бизнеса такого масштаба у него бы не было. «Я строил империю с надеждой, что все достанется им. Если бы только для себя, давно все продал бы и жил спокойно»,  – говорит бизнесмен. Создавать свое дело Давтян начал в конце 1980-х. «Тогда все занимались всем: делали окна, двери, возили из‑за границы бензин, бананы, сигареты, машинами торговали»,  – рассказывает Давтян‑старший. Особых усилий, чтобы привлечь детей к бизнесу, Александр не прилагал,  – все произошло само собой. «Иначе и быть не могло»,  – констатирует он. Карина занимается медиабизнесом и возглавляет благотворительный фонд семьи, Дмитрий после учебы в Англии стал курировать отельное направление, а сейчас развивает собственный инвестиционный бизнес. Для детей Александр  – абсолютный авторитет. «Он человек прямой, петлять не любит и говорит то, что думает. Главное, чему меня научил отец: дал слово  – держи, даже если это тебе невыгодно»,  – говорит Дмитрий. В семье Давтян единогласно сходятся во мнении, что совместный бизнес невозможен без доверия. «Если его нет, это уже не семейный бизнес»,  – уверен Дмитрий. К работе в группе «ДАД» постепенно приобщается уже и третье поколение. 18‑летний Никита  – сын Карины  – сейчас учится в Вене отельному и ресторанному делу.

 

Владимир и Глеб Загории

фото: Игорь Тишенко (Taras-studio)
фото: Игорь Тишенко (Taras-studio)

Возраст: Владимиру – 63 года, Глебу – 38 лет
Компания: «Дарница»
Год основания: 1994
Число сотрудников: 846
Выручка за 2014 год: 1,2 млрд гривен

Владимир Загорий уверен: в семейном бизнесе крайне важно понять, когда уступить лидерство сыну. Загорий‑старший возглавил компанию в 1994 году и управлял ею до 2009‑го. Когда Владимир убедился, что сын «впитал в себя философию бизнеса», то передал ему управление, а сам возглавил набсовет. «Глеб прошел путь от рядового сотрудника отдела маркетинга до гендиректора. Сначала все считали его директорским сыночком, но со временем он проявил себя»,  – рассказывает Загорий‑старший. Глеб прикладывал максимум усилий, не желая подвести и разочаровать отца. «Я принимал на себя ответственность за результаты бизнеса, а значит, и всей семьи»,  – говорит он. Сегодня «Дарница»  – один из лидеров фармрынка: компания занимает третье место по объему аптечных продаж после «Фармака» и Berlin Chemie/Menarini Group. Успех семейного бизнеса Владимир и Глеб Загории объясняют высшей степенью доверия друг к другу, уверенностью в том, что «близкий человек не подведет». Сходятся отец и сын и в оценке рисков семейного предприятия. По их словам, в таком бизнесе меньше свободы и гораздо больше ответственности. В ноябре прошлого года, после того как Глеба избрали народным депутатом, он был вынужден отойти от оперативного управления компанией, которую возглавил наемный менеджер.

 

Оксана и Михаил Кавицкие

фото: DR
фото: DR

Возраст: обоим по 48 лет
Компания: Helen Marlen Group
Год основания: 1994
Число сотрудников: 180
Выручка за 2014 год: 195 млн гривен

Многие друзья говорили Михаилу Кавицкому: «Ты работаешь с женой, значит, все будет так, как захочет она». Михаил признается, что бывало нелегко: «Мы амбициозные и уверенные в себе люди. Как и все супруги, спорим, иногда ругаемся, но сложные решения всегда принимаем вместе». После окончания военного училища Михаил служил в Польше, Оксана училась в Киевском политехническом институте и часто ездила к мужу. «Мы прекрасно понимали, как живут люди в европейской стране»,  – вспоминает Михаил. Супруги пробовали себя в разных бизнесах: от продажи телевизоров до реализации пил по камню из искусственных алмазов. В 1993 году с открытия первого магазина площадью 27 кв. м и началась история Helen Marlen Group  – теперь крупнейшей в Украине компании, специализирующейся на продаже одежды и обуви премиум‑класса. Тогда Кавицкие были первыми, кто напрямую работал с европейскими luxury‑брендами. Свое дело они выстраивали по итальянской модели семейного бизнеса, в основе которой лежит доверие. «Без надобности стараемся не залезать на «чужую территорию»,  – говорит Михаил. Сын Кавицких  – Алексей  – принимает непосредственное участие в семейном бизнесе. После магистратуры в Шотландии в 2012 году он начал развивать направление интернет-продаж, которое теперь превратилось в отдельный проект– Posh Online Retail Management.

 

Ирина Варагаш и Алексей Денисенко

фото: DR
фото: DR

Возраст: Ирине — 45 лет, Алексею — 56 лет
Компания: «Экония»
Год основания: 2008
Число сотрудников: 170
Выручка за 2014 год: 190 млн гривен

Ирина Варагаш и Алексей Денисенко первыми в Украине начали выпускать воду с низкой минерализацией, оптимально подходящей для детского питания. Идея родилась у Ирины в 1998 году, когда она перевела своего первенца Алешу на искусственное вскармливание. Через три года супруги наладили производство. К тому времени у пары родился второй сын  – Павел. В 2008‑м супруги продали торговую марку минеральной воды «Трускавецька» (с которой начинался семейный бизнес) IDS Group и полностью сконцентрировались на «Малятко». Теперь компания  – крупнейший в стране производитель детской воды с долей рынка 80%. Сферы обязанностей у супругов четко разделены: Алексей отвечает за техническую часть, а Ирина занимается финансовыми, маркетинговыми и коммерческими вопросами. Оба супруга признают, что вести совместный бизнес не так уж и легко. Залогом партнерства они называют умение принимать позицию другого, видеть и понимать главную цель. «Наш бизнес  – продолжение нашей семьи, это то, что мы хотим передать детям»,  – отмечает Алексей. Оба сына учатся в Англии, но каждый год по нескольку недель работают на семейном заводе. «Главное, что я вынес для себя: к каждому человеку нужно найти особый подход. Ты должен четко понимать, что он хочет от тебя и что ты хочешь от него»,  – говорит старший сын Алексей.

 

Виталий, Олег и Александр Джуринские

5

Возраст: Виталию — 48 лет, Олегу — 39 лет, Александру — 23 года
Компания: «ВиДи Груп»
Год основания: 1994
Число сотрудников: 1040
Выручка за 2014 год: 2,73 млрд гривен

Семейный бизнес Джуринских начался с небольшого предприятия по продаже запчастей к автомобилям и сельхозтехнике российского производства. Первым офисом стала квартира матери. Виталий тогда работал ассистентом на кафедре в университете, Олег еще был студентом, и все продажи братья вели в телефонном режиме. Стартового капитала не было, поэтому первое время работали по бартеру: в обмен на запчасти искали сельхозпродукцию в Украине. Сейчас «ВиДи Груп»  – один из крупнейших украинских автодилеров. Около трех лет назад Джуринские отошли от оперативного управления компанией, передав его наемному топ‑менеджменту. «Если собственник нашел профессионалов, у себя в руках он может оставить лишь дирижерскую палочку и партитуру, чтобы руководить всем оркестром»,  – объясняет Джуринский‑старший. Сын Виталия Александр пока стажируется на различных участках работы, вникая в тонкости семейного бизнеса. В делах Джуринские придерживаются той же философии, что и в семье: хочешь быть понятым  – пойми другую сторону. «В бизнесе этот принцип выражается в правиле «треугольника сбалансированных интересов», суть которого в том, что инвестор, сотрудник и клиент имеют противоположные интересы, но уважают друг друга и готовы идти навстречу»,  – так формулирует секрет успеха компании Виталий Джуринский.

 

Борис и Михаил Музалевы

фото:  Кристина Яловая для Forbes Украина
фото: Кристина Яловая для Forbes Украина

Возраст: Борису – 56 лет, Михаилу – 57 лет
Компания: «Таврия В»
Год основания: 1992
Число сотрудников: около 5000
Выручка за 2014 год: 4,96 млрд гривен

Идею бизнеса, признается Борис Музалев, породила безработица. Как и многие в советское время, братья занимались чем придется. В итоге остановились на торговле. «Так называемый бизнес скорее напоминает игру в казаков‑разбойников, где за вами гоняются обнаглевшие старшие. Если догонят, не только заберут карманные деньги, но и будущую прибыль вместо вас посчитают, конфискуют или на счетчик поставят»,  – так шутливо формулирует особенности бизнеса на постсоветском пространстве Борис Музалев. И добавляет, что в таких условиях надежнее вести дела с братом. Музалевы  – разные по характеру. «Мой брат лучше учился, школу и институт окончил на отлично,  – вспоминает Борис.  – Я же в совершенстве овладел наукой отвечать на любой вопрос, не зная темы, лишь заглянув в учебник на перемене». Поэтому братья легко разделили зоны ответственности. Где надо считать  – Михаил, «где необходима политическая демагогия, изворотливость и быстрое принятие решения  – там я»,  – отмечает Борис. Часть полномочий братья уже передают детям. «Главное, что мы пытаемся объяснить им: несдержанность в словах опаснее, чем ядерная бомба. Но когда даже в политике слово «х…ло» стало таким расхожим, донести мысль о сдержанности бывает довольно сложно»,  – говорит Борис Музалев.

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я