додому Стратегія Укрианская пропаганда: несколько слов о Порошенко, Черчилле и утконосе…

Укрианская пропаганда: несколько слов о Порошенко, Черчилле и утконосе…

765

Киев. 22 февраля 2015 года (Spilno.TV, Тимур БЕДЕРНИЧЕК). Начиная с декабря 2014 в украинском сегменте Интернета бурно обсуждалась идея создания в Украине Министерства информационной политики. Она была воспринята как минимум неоднозначно, и будущее учреждение окрестили Министерством пропаганды или Министерством правды.

Возможные риски создания такой структуры детально рассмотрены в статье Марии Жартовской и Севгиль Мусаевой-Боровик «Міністерство правди». Чи потрібне воно Україні?» (https://www.pravda.com.ua/articles/2014/12/4/7046462). Но с момента ее публикации (4 декабря 2014 г.) многое изменилось. Сегодня есть все основания разобрать первые успехи «Министерства правды». Но искать мы их будем не в официальных бумагах, а в изменениях риторики украинской пропаганды.

Пропали «агенты Кремля»

До недавнего времени информационная политика старой новой власти была крайне простой и во многом напоминала майдановское «Кто не скачет – тот москаль». Описать ее можно также одним предложением «Кто осуждает украинскую власть – тот агент Путина». Поддержкой этого тезиса как он-лайн, так и офф-лайн занималось огромное количество людей. Большинство из них составляли боты – наемные сотрудники, в обязанности которых входило парирование любой критики в адрес действующего Правительства или Президента. Делали это просто – обвиняли собеседника в работе на Кремль. Таким образом отсекалась и вполне обоснованная критика. Критиковать власть нельзя!

Хрестоматийными примерами стали диалоги на следующие темы:

Украинец: У Порошенко до сих пор работают заводы «Рошен» в России. Он сотрудничает с оккупантом!

Бот: Он не успел еще их продать. Это все знают. А ты – агент Путина!

Украинец: Перемирия нет! По нашим ребятам продолжают стрелять!

Бот: Никто не стреляет. Не надо сеять панику. Тот, кто делает это, – агент Кремля.

Таких примеров можно найти множество. Практически каждый пользователь Интернет, кто имел неосторожность публично не согласиться с «политикой партии» испытал работу бот-машины на себе.

Ведение такой агрессивной, пусть и недальновидной политики требует значительных финансовых ресурсов. Боты не работают бесплатно. Стандартная ставка бота начинается от 500 долларов в месяц, а у опытных троллей может достигать 1500 долларов. Последний месяц число ботов Порошенко, или как их грубо называют «парашоботов», резко уменьшилось. Очевидно, информационная политика Банковой устарела, и ресурсы были переданы в управление новым людям.

Прожекторы на Институтской

Поставить на местах гибели воинов Небесной сотни прожекторы и направить их в небо – это, безусловно, красиво. Более того, я уверен, что ни господин Президент Украины, ни люди из его ближайшего окружения до такого не додумались бы. Точно так же, как и до выставки российской техники в Киеве. Красивая «картинка» сумела сместить на задний план много других вопросов, среди которых «Почему за целый год не смогли найти и привлечь к ответственности ни одного из убийц воинов Небесной сотни?»

Пропаганда в Украине начинает становится профессиональной. По крайней мере техники переключения внимания начали использоваться у нас качественно. Есть, конечно, проколы. Но не следует во всем винить «Министерство правды». Думаю, пиарщики из этой структуры даже не могли предположить, что «народный президент» может не знать фамилии первого убитого в противостояниях на Майдане и публично называть его НиКояном.

Порошенко – украинский Черчилль

Последним и очень красивым шагом украинских пропагандистов следует считать тезис «Порошенко – Черчилль», который сегодня активно расползается в украино- и русскоязычном сегментах интернета. Подается он во многих вариантах. Вот пример одного из них:

«Господи, нам так тяжело, так тяжело – холод, экономический кризис, война, неопределенность. Дай нам достойного лидера! Дай нам Черчилля!» – просят украинцы в своих молитвах. Бог наслушался этого всего и согласился. Послал украинцам Черчилля и сделал его Президентом.

В одной из первых своих речей Черчилль сказал «I have nothing to offer but blood, toil, tears and sweat. We have before us an ordeal of the most grievous kind. We have before us many, many long months of struggle and of suffering”.

«Предатель! Предатель!» – закричали украинцы.

Аналогия – очень хороша! Особенно если в обсуждении случайно или неслучайно найдется хорошо знакомый с историей пользователь, который подчеркнет, что к моменту выступления Черчилля с этой речью, его успели заклеймить позором за поражение в одной из битв в Первую Мировую, выгнать с министерской должности и публично унижать за два перехода из партии в партию.

Такого красивого пропагандистского хода у нас еще, безусловно, не было. Что не может не радовать. Профессионализм растет, и нам, по крайней мере, скоро будет не стыдно за жалкие попытки украинских спецслужб противостоять российской пропаганде. Возможно, даже информационная война проиграна еще не окончательно.

Что касается лично меня, то если б выборы состоялись завтра, я б за Петра Порошенко не проголосовал. Пока не убедили. Аналогия с Черчиллем напоминает мне совсем другую историю, описанную Джеральдом Дарреллом во время его австралийской экспедиции.

В самый разгар Второй Мировой Войны Уинстон Черчилль обратился к известному австралийскому зоологу Девиду Флею с требованием поймать и приучить к неволе утконоса, которого следует доставить в Великобританию. Утконос был пойман, приручен и успешно пересек на корабле Панамский канал и Атлантику. Он скончался от использования глубинных бомб только в 2 днях пути от Ливерпуля…

Так вот, я легко могу представить Петра Алексеевича заказывающим утконоса из Австралии. Но лауреатом Нобелевской премии, участником боевых действий и военачальником – к сожалению нет.

1 коментар

  1. Наука и политика – вещи несовместимые и конечно не равнозначные, в одной надо иметь мозги и желание совершенствовать мир, а вот в другой – гораздо проще – просто найти влиятельного хозяина

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я