Мария КУЧЕРЕНКО, Андрей КУЛИК
Итоги недели на оккупированных территориях Донецкой области
Переговоры Сурков-Волкер. Комментарий Волкера
Как мы писали на прошлой неделе, давать оценки о переговорах Волкера-Суркова исходя из высказываний одного Суркова и анонимных источников, “приближенных к действующим лицам”, не представлялось возможным.
29 января на сайте Госдепартамента появилась расшифровка телефонного брифинга Курта Волкера по поводу встречи с Сурковым и визита в Украину, сопровожденная переводом на русский язык (очевидно, чтобы снять ряд спекулятивных интерпретаций русскоязычных ресурсов).
Еще раз приведем прямую цитату Суркова о переговорах:
“Основной темой переговоров вновь стало обсуждение российской инициативы по развертыванию на юго-востоке Украины миссии ООН. Американцы на этот раз привезли гораздо более конструктивные предложения. “Дубайский пакет” американских наработок, в отличие от “белградского”, в целом выглядит вполне реализуемым. По крайней мере, на первый взгляд. Главное в нем – довольно подробный план поэтапного развертывания миссии в увязке с реализацией политических пунктов минских соглашений. Это сбалансированный подход, которого мы все время добиваемся. Мы его внимательно изучим и своевременно дадим ответ. После чего пригласим Курта и его коллег на новую встречу”.
А теперь посмотрим на слова Курта Волкера, который высказался по целому ряду аспектов урегулирования на Востоке Украины, а не концентрируясь на одной лишь перспективе развертывания миротворческого контингента.
– Волкер прямо заявил о том, что 2017 год был годом насилия в Украине, и что на Востоке идет настоящая война, “в обычную ночь происходят сотни, если не тысячи, нарушений режима прекращения огня. В среднем каждую неделю погибает около трёх украинских военнослужащих. Нормальная жизнь часто прерывается для жителей Донбасса”;
– Необходимость возвращения россиян в СЦКК. Волкер фактически заявил о том, что если Россия хочет и дальше изображать из себя “миротворца”, то стоит задуматься над возвращением в СЦКК. Планы РФ по демонстрации собственной “роли в урегулировании” были интерпретированы и американской стороной в соответствии с реальной ситуацией – то есть связь между выходом российских офицеров из СЦКК и инициированной ими же огневой активностью очевидна не только Украине;
– Увеличение количества пунктов пропуска через линию разграничения, которому как раз и препятствуют контролируемые Кремлем боевики;
-Восстановление мобильной связи на временно оккупированных территориях Донецкой области;
-Необходимость освобождения пленных. Специальный представитель США рассказал, что когда он встречался с освобожденными пленными в Украине, ему были переданы уточненные списки все еще удерживаемых пленных. Эти данные были переданы Волкером российской стороне. Также внимание акцентировалось на необходимости расширения доступа к местам содержания пленных представителей “Красного Креста”;
И только после всех вышеперечисленных аспектов были затронуты вопросы миротворчества. Ниже приведем полную прямую цитату высказывания Волкера:
“…есть территория, в настоящее время оккупируемая Россией, и [местные силы] находятся под российским командованием и управлением. И российская сторона обеспокоена реализацией Украиной политических шагов в рамках Минских соглашений. Украинская сторона, конечно, обеспокоена тем, что она не может получить доступ к территории, которая по-прежнему оккупирована, и что не существует эффективного прекращения огня и [неразборчиво]. Минские соглашения включают все эти положения. Они охватывают политические шаги и шаги в области безопасности, но дискуссии на эту тему на самом деле никуда не ведут.
Прошлым летом мы выдвинули предложение о создании миротворческих силах с мандатом ООН, которые были бы в состоянии обеспечивать безопасность в регионе, если россияне выведут свои войска. Это позволит создать безопасную среду, и в этой среде будут созданы условия, при которых Украина сможет реализовать политические шаги, требуемые Минскими соглашениями. А затем, по завершении этого процесса, состоятся выборы, местные выборы, и территория будет затем возвращена Украине.
Таким образом, мы рассматриваем миротворческие силы в основном в качестве механизма реализации или механизма перехода от текущей обстановки к ситуации, при которой территория возвращается под украинский контроль, и Минские соглашения выполняются в полном объеме.
Россияне предложили нечто совсем другое в сентябре. Они предложили силы для защиты наблюдателей, которые действовали бы только вдоль линии конфликта и не обеспечивали бы реальную безопасность, и не контролировали бы украинскую сторону российской границы и так далее. Поэтому мы снова обсудили это на нашей встрече в Дубае, и мы говорили о том, как перейти от одной ситуации к другой. Как перейти от ситуации, в которой мы находимся сегодня, когда Россия оккупирует территорию, и отсутствует мир, до ситуации, в которой действует полный миротворческий контингент по всей территории, обеспечивая мир и безопасность, и при этом Украина также реализует политические шаги, требуемые в соответствии с Минскими соглашениями”.
То есть, налицо уже привычная Суркову практика выдавать желаемое за действительное: “поэтапное развертывание миссии ООН в связи с реализации политической части Минских соглашений” в интерпретации Волкера оказалась совсем не “размещением миротворцев вдоль линии разграничения в обмен на выборы”, как об этом на прошлой неделе написал целый ряд аналитиков. По Волкеру, всем этапам развертывания миротворческой миссии должен предшествовать полный вывод подконтрольных РФ войск и бандформирований. Кроме того, во время ответов на вопросы журналистов, Курт Волкер прямо сказал то, на чем мы неоднократно акцентировали внимание: никакие выборы не могут состояться без полного и всестороннего обеспечения безопасности для их участников.
Деятельность силовиков
“Секретный план ЗСУ”. Публикация боевиками “секретных документов из Генштаба” с грамматическими ошибками
3 февраля сайт “Русская весна” опубликовал “совершенно секретный документ от Генштаба ЗСУ”, который так и называется – “Документ з Генштабу ЗСУ”, что написано в шапке текста карандашом от руки. Представляет собой несколько ксерокопий напечатанного текста, который пророссийские “журналисты” уже назвали “планом блицкрига”, создав “реконструированную карту плана ЗСУ”:
Начиная с заголовков можно видеть, насколько россияне не уважают врага, очевидно, полагая, что никто не заметит ряда грамматических и фактических ошибок:
Помимо самой карандашной подписи, с первых же строк становится ясно, что писал этот “секретнейший документ” человек, очень плохо владеющий не только украинским, но и каким-либо другим языком: помимо “стратегИчного стану”, вместо “стратегічного”, в глаза бросается первое предложение, понять смысл которого не представляется возможным. Подразумевалось “развитие военно-политической обстановки в мире”?
Но грамматические ошибки и категорический отказ следовать правилам украинского языка – это далеко не все. “Документ” содержит и фактические ошибки:
Так, например, на карте Украины появилось некое новое село “НОВОТАШКІВКА” – очевидно, подразумевалось Новотошковское.
Очевидно, это машинный перевод с русского языка, поправленный местами вручную, и то не везде – остались такие реликты изначального текста как “южн. сх” и т. д.
Интервью Деяна Берича сербским СМИ. Ссора сербских наемников
27 января в сербской газете “Ekspres” вышло интервью одного из сербских наемников, воюющих против Украины, известного под позывным “Деки” – Деяна Берича. Помимо ряда пропагандистских штампов и некорректных сравнений войны на Востоке Украины с Югославскими войнами (классические заявления о том, что “Запад хочет ослабить Россию, с Югославией сделали то же самое”; рассказы о том, что “украинцы избрали такую же тактику как хорваты – уничтожают мирное население и инфраструктуру, чтобы осталось как можно меньше людей”), интервью примечательно рядом высказываний о тех, кого еще недавно боевик называл соратниками. Берич подробно рассказывает о том, что разочарован Гиркиным, так как тот, по его словам, неоднократно называл Берича и таких как Берич алкоголиками и наркоманами.
Не все в порядке и в отношениях с другим сербским наемником, правда уже из четнического движения – Братиславом Живковичем, которого Берич называет “клоуном, работающим на сербские спецслужбы”, ведь, по его мнению, всем очевидно, что если бы Живкович не работал на спецслужбы, то не смог бы спокойно возвращаться в Сербию, после того как Плотницкий награждал его медалями и после столь активного освещения своей деятельности на Востоке Украины на странице в Фейсбук. Также Берич говорит о том, что Живкович был послан “дискредитировать сербов в Новороссии, как до этого Радомир Почуча”, ведь оба они “занимались мародерством и отнимали автомобили у местного населения”.
В этом интервью важна и привязка к датам и к цифрам: Берич открыто говорит о том, что приехал в Севастополь в конце февраля по просьбе “двух добровольцев, которые были за нас, один из друзей которых погиб, спасая нас”. Из дальнейших реплик Берича о том, что “говорят, что русские нас предали, но нельзя смешивать народ и власть”, становится ясно, что речь идет о неких “русских добровольцах”, хорошо знакомых сербскому наемнику еще по 99 году.
Кроме того, описывая свой конфликт с Почучей, Берич утверждает, что тот обвинил его “в тюремном заключении 240 сербов в Донецке”. Учитывая тот факт, что Берич был причастен к аресту Почучи в Донецке, что воспринималось другими сербскими наемниками как проявления некой борьбы за образ лица “сербского добровольчества на Донбассе”, эти цифры дают некие представления о масштабе самого феномена сербского наемничества.
КОММЕНТАРИЙ:
Из комментария Волкера становится ясно, что США четко установлены некие “красные линии”, которые не будут перейдены. Это значит, что в ближайшее время ситуация останется неизменной – спецпредставитель США в переговорах об Украине неоднократно заявлял, что размещение миротворческого контингента будет возможно только в случае полного вывода российских войск с территории Донбасса, чего, очевидно, в ближайшее время не случится.
Откровения Берича подтверждают давние “находки” в сербской пророссийской и российской прессе, что в систему вербовки сербских наемников прочно встроены те действующие лица, которые сами именуют себя “русскими добровольцами” и которые принимали участие в боевых действиях на территории бывшей Югославии.
Попытка запускать фейковые “планы Генштаба” по “ликвидации молодых демократий” не выдерживают абсолютно никакой критики: помимо того, что “документ” явно писался человеком, далеким от знания украинского языка, есть следы машинного перевода, не везде и не всегда исправленного вручную.Неправильно называются географические объекты, что совершенно недопустимо ни в одном военном документе, а тем более – в инструкциях такого уровня. Кроме того, текст “плана нападения” очень поверхностен: нет ни четкого описания последовательности шагов ЗСУ по наступлению, ни особенностей местности, ни подробного описания всех задействованных сил и средств. Это скорее некое переложение мысли “злые украинские войска хотят наступать на республики”. Не видно и следов прошивки, которая обязана осуществляться для всех документов, имеющих гриф секретности.
Итоги недели на оккупированных территориях Луганской области
Изменения в “конституции ЛНР”
ЛИЦ сообщает, что “депутаты народного собрания ЛНР” приняли закон, предполагающий изменения в “Конституцию ЛНР”.
“Задачей закона является установление нормы, согласно которой в случаях, предусмотренных законом Луганской Народной Республики (“О военном положении” – примечание ЛИЦ), лицо может быть подвергнуто задержанию до судебного решения на срок более 48 часов”, – заявил в комментарии сепаратистским СМИ “заместитель министра государственной безопасности ЛНР” Александр Басов.
“Внесение изменений в статью 15 Временного Основного Закона (Конституции) ЛНР является необходимым в целях исполнения государством обязанности по защите человека, его прав и свобод как высшей ценности, недопущения распространения фашизма и национализма, а также для обеспечения государством других гарантий, предусмотренных Конституцией, и связано с адекватным ограничением прав на свободу и личную неприкосновенность в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства путем реализации главой ЛНР полномочий, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 59 Конституции”.
Как поясняет ЛИЦ, согласно “документу”, часть 2 статьи 15 “Конституции ЛНР” изложена в следующей редакции: “Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только судебным решением. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов, кроме случаев, предусмотренных законом (“О военном положении”)
“Этот закон позволит закрепить на законодательном уровне необходимость принятия государством оперативных мер реагирования на угрозы безопасности Республике во время введенного военного положения со стороны лиц, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя”, – прокомментировал так называемый “председатель комитета по вопросам законодательной и нормотворческой деятельности, государственного строительства, инновационной и регуляторной политики, местного самоуправления и организации работы Народного Совета” Денис Колесников.
Обращение Пасечника по поводу годовщины гибели “полковника” Анащенко
“Исполняющий обязанности главы” квазигосударственного образования “ЛНР” Леонид Пасечник обратился к жителям “республики” в связи с годовщиной гибели “начальника управления Народной милиции ЛНР” Олега Анащенко. Обращение цитирует ресурс “Исток”:
“– Уважаемые соотечественники! Ровно год прошел с того скорбного дня, когда наша республика утратила своего защитника и героя, который не словом, а делом доказывал свою преданность Родине, – полковника Олега Анащенко. Он стоял у истоков нашей республики, с первых дней участвовал в формировании Народной милиции. Можно с уверенностью сказать, что Олег Анащенко просто не мог, сложа руки, смотреть на террор, который на нашей земле устроила украинская власть. Олег Владимирович жил идеей свободного Донбасса и вдохновлял других, поэтому его уважали друзья и боялись враги. Боялись настолько, что забрали его жизнь не в честном бою, а подло ударив в спину. Осознав свою беспомощность в открытой борьбе против вольного народа Донбасса, украинская власть переступила черту. Проявила свою низость и слабость. И показала, что для нашего врага нет запретных способов ведения войны, что он готов на всё. К сожалению, война не щадит смелых. Но жизнь Олега Владимировича Анащенко не была напрасной. Он стал символом борьбы и непокорности нашего народа. И память о его подвигах навсегда останется в наших сердцах. В сердцах его родных и близких друзей. В сердцах тех, для кого Олег Владимирович стал настоящим примером мужества и чести”.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИЛОВИКОВ
Продолжение “мобилизации” в силовые структуры “ЛНР”
Несмотря на комментарий так называемого “Министерства юстиций ЛНР” о том, что никаких дополнительных мобилизационных мероприятий не проводится, который мы упоминали на прошлой неделе, в своем аккаунте в Твиттере Алексей Калинин публикует следующее фото, которое, по его словам, было прислано из Луганска:
Информацию о продолжающейся мобилизации подтвердил и руководитель Восточной правозащитной группы Павел Лисянский в эфире “Громадського радіо”, рассказав о том, что мобилизационно-агитационные мероприятия проводятся и непосредственно профсоюзами на предприятиях. Упоминается и пропаганда – “митинги памяти погибших защитников Донбасса” каждые три дня, что совпадает с тенденцией к воскрешению в российском медиа-пространстве боевиков, напрямую связанных с событиями 2014 года.
Со своей стороны подтверждает информацию о “мобилизации” и разведывательно-аналитическое сообщество “Информационное сопротивление”: согласно материалам их сводки, в “ЛНР” местные СМИ получили строгое указание всесторонне и масштабно осветить начавшуюся кампанию по проведению “плановых сборов с резервистами” и “приписную кампанию”. С акцентом на “плановом характере” этих мероприятий и указании, что “никаких мобилизаций” якобы не проводится.
КОММЕНТАРИЙ:
В “ЛНР” остаются верны своей постоянной практике говорить на черное – “белое”, а на белое – “черное”. Так, соблюдение прав человека, по мнению деятелей “конституционных реформ ЛНР”, – это, прежде всего, их ограничение. Те изменения, которые отражены в тексте “конституции” окончательно закрепляют практику полнейшего бесправия для жителей квазигосударственных образований на Востоке Украины: из этих “реформ” явствует, что каждый может быть задержан более чем на 48 часов, причем никакие граничные показатели по максимальной длительности такого задержания до судебного решения не указаны. И все это – под уже привычным предлогом “борьбы с фашизмом”.
Пасечник продолжает генерировать речи в лучших традициях современного российского кинематографа о “подвигах дедов”, с изобилием формулировок вроде “уважали друзья и боялись враги”, “дело его живет”, “пример мужества и чести” и т. д.
На фоне подобной риторики происходят мобилизационные и агитационные мероприятия, направленные на массовое привлечение в ряды “армии ЛНР” людей, которые все еще пытаются остаться некомбатантами. Опасность этой деятельности кураторов боевиков заключается в том, что под серьезным давлением у гражданских лиц почти не остается шансов не быть мобилизованными, в то время как российская пропаганда истерично рассказывает о том, что Украина будет карать всех жителей “молодых республик” без исключения. Комплекс этих процессов значительно осложнит практику расследования военных преступлений, совершенных на оккупированных территориях и значительно затруднит активность программ вроде “Тебя ждут дома”.
Правозащитники приводят алгоритм действий, как защититься от мобилизации в ряды “армии ЛНР”, но реальных механизмов защиты граждан, находящихся на временно оккупированных территориях на сегодняшний день у Украины нет. Уместно было бы усилить давление на оккупанта со стороны международных организаций, с требованием допускать наблюдателей, которые смогли бы документировать факты насильственной мобилизации, но позиция боевиков по допуску представителей международного сообщества на свои территории все еще остается деструктивной и, судя по всему, обречена оставаться такой в дальнейшем.