Максим Нечипоренко
После поднятия тарифов на проезд киевское метро не только не улучшило свое функционирование, но и постепенно прекращает свое развитие. В частности были приостановлены не только проходческие работы (печально известное строительство метро к Теремкам), но и проектирование самой подземки. Как оказалось в 2009 на проектирование метро деньги не предусмотрены. Если такой уровень финансирования сохранится, метрополитен прекратит свое развитие уже через два года.
Проектный институт «Укрметротоннельпроект» заслуженно критикует Киевский городской совет за отсутствие бюджетного финансирования перспективного проектирования киевского метрополитена в 2009 году. «В бюджете на 2009 год нет ни одной строчки, которая бы указывала на проектирование новых линий метрополитена, или хотя бы не линий, а новых участков. На проектные работы по метрополитену – ноль», – сказал директор института «Укрметротоннельпроект» Виктор Яникин.
«Без перспективного проектирования мы через год-два остановимся в развитии метро», – говорит прямым текстом Анатолий Голубченко, заместитель главы КГГА. Но при этом денег на развитие все равно не дают.
На реконструкцию действующих объектов похоже также «забили». Предприятие «Киевский метрополитен» отменило объявленный тендер на проект реконструкции подземного пешеходного перехода между станциями метро «Крещатик» и «Майдан Незалежности». Также не будут вестись работы по строительству второго выхода из станции метро «Вокзальная» и станции «Львовская брама». «Под откос» летит и развитие двух новых веток – Подольско-Выгуровской (Троещина-Жуляны) и «Левобережной» (вдоль Днепра по левому берегу). Да о чем речь, нет денег даже на обновление подвижного состава и закупки 5 составов, чтобы покрыть возросшие нужды, связанные с введением станции «Красный хутор».
Сама КГГА прогнозирует снижение темпов строительства метро в связи с финансово-экономическим кризисом. Дело в том, что в марте Киевсовет утвердил Программу социально-экономического развития на 2009 год. Согласно ней, финансирование строительства и проектирования метрополитена уменьшается в 2,04 раза (на 920,037 млн. или до 881,963 млн. грн. в 2009 году по сравнению с 2008 годом). Принятая программа не предусматривает финансирование проектирования и строительства вышеуказанных объектов. Теперь понятно – у киевского метрополитена просто отсутствие бюджетных средств на осуществление проектных работ.
В администрации такое положение объясняют просто – отсутствие денег в связи с финансово – экономическим кризисом. Интересно получается, кризис в Украине начался недавно (сентябрь прошлого года), но за три последних года действующие киевские власти удосужились ввести в эксплуатацию лишь одну станцию – «Красный хутор». И то, она пришла по наследству от старой власти с частичной готовностью. Введение в эксплуатацию участка из 3 станций – «Демеевской», «Голосеевской» и «Васильковской» планировалось в 2008 году, но из-за «отсутствия финансирования» их строительство не была завершено. Как-то нескладно получается. И «на верху» это понимают. Для киевских властей сейчас жизненно важно, чтобы строительство вышеуказанных станций метро завершилось в текущем году, в противном случае, администрацию и Киевсовет ждет волна критики. «Киевметрострой» рассчитывает сдать их в эксплуатацию до сентября этого года. Поживем – увидим, но верится с трудом.
Хоть как-то прикрыть катастрофическую ситуацию с развитием метро в КГГА пытаются изведанным способом разведения демагогии «на тему…». Заместитель Черновецкого Анатолий Голубченко считает развитие метро в столице в 2006-2008 годах по сравнению с 2004-2005 годами более динамичным. Оказывается, об этом свидетельствуют объемы освоенных на строительстве средств. Но к чему эти слова. Даже далекому от политики человеку ясно, что количество освоенных средств не значит, что проделанная работа укладывается именно в эти средства. Осваивать то можно по разному, можно освоить на целевые нужды, а можно «освоить» и себе в карман. Хотя это также спорный вопрос, все зависит от того, у кого какие «целевые нужды».
Однако вернемся к нашим баранам. Заморозка развития метро, так или иначе, окажет негативное влияние на все хозяйство города. Это станет причиной необходимости развития наземных видов транспорта, что будет требовать повышенных закупок новых троллейбусов и автобусов, а также более срочную реконструкцию дорог. Не говоря уже о заторах. Поэтому в Укрметротоннельпроекте считают, что лучше синица в руках, чем журавль в небе.
В первую очередь институт предлагает финансировать разработку наиболее быстро осуществимых проектов, например, продолжения строительства участка Куреневско-Красноармейской линии от строящейся станции «Васильковская» в сторону Одесской площади. Это участок протяженностью 4,08 км, на котором планируется разместить 3 станции – «Выставочный центр», «Ипподром», «Теремки». «Киевский метрополитен» оценивает строительство этого участка в 2,4 млрд. грн.
Финансирование этих работ отсутствует полностью. Поэтому предлагается направить на эти цели 19,2 млн. грн., предусмотренных программой социально-экономического развития Киева на 2009 год на строительство новой, Левобережной линии метро. Этих средств недостаточно для полноценного начала строительства Левобережной линии, которое неразрывно связано со строительством Подольского моста, поэтому действительно тратить их сейчас на эту линию нецелесообразно, а лучше перенаправить на проектирование. В институте также считают, что «Киевскому метрополитену» необходимо заранее начинать подготовительные работы по строительству Подольско-Выгуровской линии метро, особенно на ее правобережном участке глубокого заложения.
Естественно, здесь инженеры отстаивают и свой личный материальный интерес. Все мы люди и ничего зазорного в этом нет. А отсутствие финансирования на проектные работы значит, что этим людям нечем кормить свои семьи. Но здесь интересы общества и отдельной группы работников совпадают. Даже если капиталистических условия сами создают множество преград к развитию общественно необходимых объектов, всегда можно хоть частично решить возникшие проблемы. Что собственно и пытаются делать в проектном институте.
Это также говорит и о другом, не менее важном выводе. Наемные работники (в частности работники Укрметротоннельпроекта) пытаются оптимизировать управление хозяйством, заведомо заведенное в тупик. Но прислушаются ли власти к инженерам? Вопрос достаточно спорен. И здесь самое главное – необходимость в центральном управлении уже сейчас является лишним звеном в управлении хозяйством. Необоснованное повышение тарифов, ведущее к отсутствию по непонятным причинам финансирования, это уже сложность, которую не под силу решить в нынешних условиях ни рынок, ни государство.