Россия. 17 апреля 2015 года (Русский вопрос, Игорь ПРОХОЖИЙ). «Насилию нечем прикрыться, кроме лжи, а ложь может держаться только на насилии», – эта формула устройства тоталитаризма, выведенная Александром Солженицыным, в случае российского режима начала 21 века требует некоторой корректировки. У Солженицына основа это насилие, а ложь его прикрывает, что было справедливо для сталинского и гитлеровского режимов. Режим, созданный Владимиром Путиным в России в период с 2000 по 2015 годы, существенно отличается от всех существовавших до него диктаторских, персоналистских, авторитарных и тоталитарных режимов, основой которых было насилие. Фундаментом путинского режима, возможно, единственного в своем роде, стала ложь, которую прикрывает насилие, масштаб которого невелик по сравнению с аналогичными режимами. Зато ложь приобретает настолько гротескные формы и распространяется настолько мощным потоком, что требуются лишь минимальные дозы точечного насилия, чтобы держать общество под контролем.
Как, в условиях высокого доступа населения к Интернету и возможностям получения альтернативной информации, российской пропаганде удалось в кратчайшие сроки полностью изменить сознание россиян? Как получилось, что по данным мартовского опроса Левада-центра 50% россиян одобряют готовность Путина использовать ядерное оружие во время крымской операции, и лишь 27% не одобряют ядерное самоубийство? Как удалось всего за один 2014 год почти вдвое увеличить негативное отношение к США, с 44% до 81%? Как удалось изменить отношение к Сталину на прямо противоположное, когда число положительно относящихся к нему почти вдвое превышает долю людей, считающих его преступником (39% позитивно относящихся против 20% негативно)? Как устроена путинская пропаганда, которая сегодня, возможно, является самым опасным социальным конструктом в мире?
Можно выделить пять основных особенностей путинской пропаганды:
- Война как пиар-акция. «Коперниканская революция» Путина
Поменяв местами ложь и насилие и «перевернув» таким образом формулу Солженицына, Путин заодно «перевернул» и формулу Клаузевица: «война есть продолжение политики иными, насильственными средствами.» Клаузевиц имел в виду политику внешнюю, Путин – внутреннюю.
Война с Грузией, аннексия Крыма и агрессивная война с Украиной не имеют для России никакого смысла, ни экономического, ни политического, ни социального. Единственный смысл этой войны – это создание картинки для телевидения и сюжета для пропаганды. Таким образом, пропаганда является главным заказчиком войны. В классическом авторитарном государстве армия заказывает информационное сопровождение, пропаганду. В путинской России заказчик – пропаганда, армия – исполнитель. Война как пиар-акция.
Пропаганда в путинской России стала мощной составной частью «партии войны» и целенаправленно борется за ее продолжение, исходя из собственных интересов пропагандистов.
И их, пропагандистов, можно понять. В условиях войны тот же Соловьев имеет практически ежедневный эфир в прайм-тайм на главном государственном телеканале страны, может, фактически, назначать людей в «политики», «писатели», «политологи», приглашая их к себе в студию, то есть получает максимально возможную капитализацию, как финансовую, так и символическую. Очевидно, что в мирное время в прайм-тайме соловьевых и их гостей заменят всевозможные развлекательные, музыкальные программы, фильмы, наконец. Чтобы этого не случилось, пропаганда всей своей тяжестью и мощью усиливает «партию войны» и работает на ее продолжение. Об этом свидетельствует то, что даже во время относительного затишья войны пропаганда придумывает новые поводы для поддержания ненависти, показывает фильмы, на скорую руку смонтированные из кадров годичной давности, все для того, чтобы россияне, не дай Бог, не успокоились и война не закончилась.
- Игра на понижение, «Закон Жданова» и превращение сотрудников сми в «боевые ментальные капсулы»
В студиях российского телевидения невозможно представить себе настоящих ученых, экспертов, имеющих высокий авторитет и признание в своей среде. Почему? Ответ на этот вопрос дает «закон Жданова». Именно так, по имени сталинского палача, которому было поручено строить по линейке интеллигенцию, назвал французский социолог Пьер Бурдье закономерность, открытую его ученицей Жизель Сапиро при исследовании французского литературного поля времен гитлеровской оккупации. Было обнаружено, что чем больший вес писатель имел в своей писательской среде, тем меньше он оказывался склонен к сотрудничеству с гитлеровцами. В отличие от писателей, популярных у широкой публики, среди которых оказалось намного больше коллаборационистов.
Именно поэтому среди гостей Соловьева, Толстого и Киселева невозможно увидеть, например, лингвиста Вячеслава Иванова, этнолога Сергея Арутюнова, политологов Лилию Шевцову и Юрия Сатарова, экономиста Наталью Зубаревич или артиста Сергея Юрского.
Вместо них не сходят с экранов «политологи» типа Сергея Маркова и Вячеслава Никонова, периодически выдающие перлы вроде «арийского племени, спустившегося с Карпатских гор и населившего всю Русскую равнину», «международники» типа Вероники Крашенинниковой, убеждающей, что США готовят фашистов для всего мира, «философы» типа Дугина и «писатели» типа Проханова и Старикова, рассказывающего, что США привели к власти Гитлера и развязали Вторую мировую войну.
Американский социолог Пол Лазарсфельд в конце 40-х годов прошлого века описал двухступенчатый принцип коммуникации, в соответствии с которым влияние сообщения увеличивается в результате обсуждения с теми, кого в обществе признают «лидерами мнений». Особенность действия этого принципа в условиях путинской пропаганды в том, что «лидерами мнений» назначают условные соловьевы-киселевы-толстые.
Главный критерий отбора в «лидеры мнений» – абсолютная лояльность и соответствие «линии». В российской пропаганде популярен тезис: «так живет весь мир». Его ложность легко проверить. Например, самым влиятельным, авторитетным и цитируемым интеллектуалом США, а возможно, и всего Западного мира, является лингвист Ноам Хомский, самый жесткий и последовательный критик государственной политики США. Причем критикует он с крайне «неконструктивных», с точки зрения наших «государственников», позиций анархо-синдикализма.
В результате такого отбора «лидеров мнений» в российских медиа идет постоянная «игра на понижение» уровня дискуссий и в целом «игра на понижение» контента.
Сотрудники российских медиа в результате своей лжи попадают в принципиально иную ситуацию по сравнению с сотрудниками советских или геббельсовских СМИ. В СССР и 3-м Рейхе, благодаря тотальной цензуре, высокому уровню насилия и сопутствующему ему страху, человек, солгавший в эфире радио или в газете на всю страну, не мог быть уличен публично. То есть советские и нацистские лжецы находились в этом отношении в чрезвычайно комфортной психологической ситуации. Они находились под надежной защитой государственного насилия и тотальной цензуры.
Российский медийный лжец прекрасно осознает, что значительная часть граждан знает, что он лжет. При этом часть граждан его одобряет, считая, мол, на войне как на войне, и оправдывает ложь в информационных войнах, полагая, что раз все лгут, то и нам это необходимо. Другая часть осуждает. Причем совершенно неизвестно, какая это часть, поскольку массовые опросы в России, начиная с 2008 года, стали показывать не только эффективность пропаганды, но и желание угадать «нужный ответ», продемонстрировать, на всякий случай, лояльность «человеку с анкетой».
В любом случае, наличие Интернета и социальных сетей, в которых любая ложь мгновенно разоблачается и подвергается публичному осуждению и осмеянию, помещает путинского пропагандиста в иную жизненную ситуацию. Необходимость защищаться при абсолютной невозможности защитить разоблаченную публично ложь рациональными аргументами приводит к созданию своеобразной психологической «брони», к замыканию себя в «боевую ментальную капсулу».
Ее действие можно было увидеть, например, в эфире Первого канала, когда ведущая Ирада Зейналова решила, наконец, спустя несколько месяцев, объясниться с аудиторией по поводу пресловутого «распятого мальчика». Вместо извинений за «кровавый навет» на Украину, Зейналова пошла в атаку. В ее программе был показан видеоряд с плачущими, голодными детьми, а также продемонстрированы детские трупы. Все это для того, чтобы заявить, что Первому каналу не стыдно за ложь про распятого мальчика в Славянске, поскольку, вот видите, сколько детей пострадало в Донбассе. Это примерно то же, что отказать в гарантийном ремонте владельцу бракованного автомобиля на том основании, что есть же и другие, исправные машины.
Впрочем, логикой включившего такую защиту не прошибешь. «Боевая ментальная капсула» идет в атаку, отбрасывая все аргументы.
- Пропаганда постмодерна: без идеологии, без логики, без смысла
Пропаганды всех тоталитарных государств 20-го века имели в качестве фундамента мощные идеологии: коммунизм, фашизм, нацизм и исламизм. Несмотря на то, что в последнее время в эфире и на страницах газет постоянно присутствует нечто похожее на идеологию под названием «Русский мир», в действительности это нечто отличается от любой другой, полноценной идеологии отсутствием какого-либо намека на определенность, на какой-либо фиксированный и конечный набор ценностей, идей, принципов и способов достижения поставленных целей. Сторонники «Русского мира» не могут назвать книгу или несколько книг, где эта «идеология» была бы описана.
И в этом не слабость, а сила путинской пропаганды. Поскольку пропаганда, базирующаяся на отсутствии внятной идеологии, на практически бессодержательной идее «Русского мира» способна втянуть в свою орбиту людей самых разных, зачастую диаметрально противоположных взглядов. Под зонтиком «Русского мира» готовы собраться державно-православный коммунист Зюганов и евразиец Дугин, антисемит Проханов и сионист Эскин, сталинист Стариков и либерал Барщевский. Отсутствие идеологии, то есть содержания, позволяет избежать содержательных споров и сосредоточиться на главной для путинизма задаче: удержания власти любой ценой и под любыми знаменами.
- Раскручивание «спирали молчания» нового типа
Опросы общественного мнения дают сквозную цифру поддержки основных тезисов путинской пропаганды – 84 – 86%. Такова поддержка Путина и всего того, что провозглашается как должное в российском эфире. Кроме того, что эта цифра есть мера эффективности прямой пропаганды, в ней присутствует некоторый неизвестный компонент «спирали молчания», которая закручивается с помощью специальных технологий травли «несогласных», третирования их с помощью десятков тысяч оплаченных «троллей», а также с помощью массированных кампаний травли лидеров «несогласных» в федеральных СМИ.
Цель по отношению к обычному человеку, который придерживается иных, , отличающихся от официально пропагандируемых, взглядов, – создать ему крайне некомфортные условия для высказывания этих взглядов в социальных сетях. Для этого в любой разговор в сети, если это не закрытая группа, обязательно вмешиваются люди, стремящиеся своей бессодержательной руганью заставить собеседников прекратить разговор и в дальнейшем воздержаться от высказывания своей точки зрения публично.
По отношению к несогласным «лидерам мнения» помимо усиленного троллинга применяются и более мощные орудия, такие как организованные провокации, публикация телефонных переговоров, взлом и публикация электронной почты, а также показ по федеральным телеканалам фильмов, наподобие «Анатомии простеста».
Цель всей этой многослойной и достаточно бюджетной кампании – закрутить «спираль молчания» для несогласных, создать для них режим духовного «одиночества в сети», в конечном счете, загнать думающих людей в моральное и информационное гетто, а в идеале, вообще выдавить из страны.
- Вытеснение журналистики из СМИ
Процесс вытеснения журналистики из средств массовой информации, начавшийся 15 лет назад с убийства НТВ, на сегодняшний момент практически завершен.
Только за минувший год были ликвидированы либо поставлены на грань ликвидации практически все оставшиеся медиа ресурсы, в которых контент можно было назвать журналистикой. Заблокированы Интернет – ресурсы «Ежедневный журнал», «Грани.Ру» и «Каспаров.Ру». Произошла смена руководства и фактическая смена курса на умеренно пропагандистский в «Ленте.Ру». Продолжается травля телекомпании «Дождь», которую изгнали из помещения. Лишена всех лицензий томская телекомпания ТВ2, лучшая телекомпания России, которая теперь вынуждена превратиться в обычный Интернет-ресурс, что влечет потерю большей части аудитории.
Финансовый кризис и отсутствие в России рынка СМИ ставит за грань выживания крайне немногочисленные независимые от государства медиа. Руководство «Новой газеты», самой влиятельной и популярной в России независимой газеты, объявило о прекращении в мае выпуска бумажной версии издания, что существенно снизит аудиторию и, возможно, поставит под вопрос выживание «Новой газеты» вообще.
Каким образом и когда этот морок рассеется?
Фашистская пропаганда была ликвидирована извне, благодаря военному разгрому Германии. Машина советской пропаганды сломалась, когда в нее был запущен чуждый ей элемент плюрализма и гласности, с которым она не справилась.
Путинская пропаганда застрахована от обоих вышеперечисленных вариантов уничтожения. Военный разгром России, страны с ядерным оружием, это сценарий, после которого любая пропаганда отомрет, поскольку тараканы ею заниматься не будут, а остальных на Земле может и не остаться.
Загонять плюрализм и гласность в гетто путинская пропаганда, в отличие от советской, умеет прекрасно. Развитие Интернета никакой угрозы для путинской пропаганды не представляет, поскольку россияне привыкли получать информационный продукт из телевизора, где он профессионально приготовлен, красиво упакован и с улыбкой подан к вечернему столу, а не блуждать по бесконечным лабиринтам глобальной паутины в поисках разрозненных кусочков информации.
У такого рода задачи есть одно решение: мощный профессиональный русскоязычный телеканал, который будет вещать на территорию России из-за ее пределов. Тьма рассеивается только тогда, когда на нее направлен луч света. Ложь путинской пропаганды не выдержит даже одного месяца конкуренции с нормальной профессиональной журналистикой, поскольку обитатели студий российских телеканалов за почти полтора десятка лет монополии основательно деградировали.
В мировой практике есть и истории успеха подобного рода предприятий. Например, Аль- Джазира, которая получив от правительства Катара жалкие, по сравнению с другими телеканалами, 150 миллионов долларов на три года в 1996 году, в нулевые годы стала одним из самых влиятельных телеканалов в мире, и, несомненно, самым влиятельным телеканалом в арабском мире. Не хочется верить в то, что русские меньше арабов способны воспринимать истину.
Нейтрализация путинской пропаганды это, возможно, самая главная задача человечества на сегодня, поскольку, в силу своей внутренней конструкции, эта машина работает на раскручивание маховика войны, все больше и больше вовлекая в этот маховик общественное мнение россиян. Механизм торможения в этой машине отсутствует, что в условиях ядерной державы создает смертельную угрозу для человечества, возможно, самую большую за все время его существования.
https://www.russkiivopros.com/index.php?pag=one&id=617&kat=6&csl=69