КРАТКИЕ ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИИ КИТАЯ
Национальная стратегия Китая
> Цель стратегии Китайской Народной Республики (КНР) направлена на достижение «великого возрождения китайской нации» к 2049 году. Стратегия Китая может быть охарактеризована как непреклонная решимость в осуществлении модернизации в политической и социальной сфере, что включает в себя долгосрочные усилия по в расширении национальной мощи Китая, усовершенствовании систем управления и пересмотре международного порядка.
> Коммунистическая партия Китая (КПК) создает эту стратегию в духе давних националистических амбиций по «возвращению» Китаю подобающего статуса на мировой арене в военной, экономической и дипломатической сфере.
> Руководство КПК уже давно рассматривает Китай через призму его вовлеченности в крупномасштабное международное стратегическое соперничество с другими государствами, и, в частности, с США.
> В 2019 году Китай активизировал работу по улучшению своего положения по всем направлениям, включая стабилизацию экономического роста, укрепление своих вооруженных сил и более активное участие в мировых делах.
Внешняя политика
> Целью внешней политики КНР является пересмотр составляющих международного порядка на условиях партии и в соответствии с идеями и принципами, которые она считает важными для создания внешнего окружения, благоприятствующего национальному возрождению Китая.
> В 2019 году КНР провозгласила, что ее вооруженные силы должны играть более активную роль в реализации внешнеполитического курса, . Это подчеркивает все более глобальный характер оценки Пекином своих вооруженных сил.
Экономическая политика
> КПК считает экономическое развитие «центральной задачей» и движущей силой модернизации Китая во всех сферах, включая его вооруженные силы.
> Экономическое развитие Китая является основой его военной модернизации не только в виде увеличения оборонных бюджетов, но и посредством обдуманных партийных инициатив, таких как «Один пояс – один путь» и «Сделано в Китае – 2025», как и системных преимуществ от растущей национальной промышленно-технологической базы Китая.
Стратегия развития военно-гражданской интеграции (ВГИ)
> КНР реализует свою Стратегию развития ВГИ для «сплавки» стратегии экономического и социального развития со стратегиями в сфере безопасности, чтобы создать интегрированную национальную стратегическую систему и нарастить потенциал поддержки национального возрождения Китая.
АППАРАТ МИНИСТРА ОБОРОНЫ
Годовой доклад Конгрессу: Развитие вооруженных сил Китайской Народной Республики
> ВГИ включает шесть взаимосвязанных направлений: (1) интеграция военно-промышленной базы Китая и его гражданской технологической и промышленной базы; (2) интеграция и использование научно-технических инноваций как в военном, так и в гражданском секторах; (3) развитие талантов и сопряжение компетентности и знаний в военном и гражданском секторе;
(4) встраивание требований вооруженных сил в гражданскую инфраструктуру и использование гражданского строительства в военных целях; (5) использование возможностей гражданской службы и логистики в военных целях; и (6) расширение и углубление системы мобилизации национальной обороны Китая для охвата всех соответствующих составляющих его общества и экономики в целях конкуренции и для решения военных задач .
> Поскольку цели ВГИ шире, нежели приобретение иностранных технологий, на практике ВГИ показывают, что нет четкой границы между гражданской и военной экономикой КНР. Это увеличивает затраты на надлежащую проверку для американских и международных компаний, которые не желают участвовать в военной модернизации КНР.
Оборонная политика и военная стратегия
> КНР заявила, что ее оборонная политика направлена на защиту ее суверенитета, безопасности и интересов развития. Военная стратегия Китая по-прежнему основана на концепции «активной обороны».
> В 2019 году НОАК по-прежнему концентрировала внимание на многолетних региональных угрозах, при этом подчеркивая усиление своей глобальной роли в соответствии с оборонной политикой и военной стратегией Китая.
> Руководители Китая подчеркивают первоочередность задачи по достижению ключевых показателей военной трансформации, приуроченных к 2020 и 2035 годам. Задача этих ориентиров – согласование трансформации НОАК с общей национальной модернизацией Китая, чтобы к концу 2049 года Китай имел вооруженные силы «мирового класса».
> КПК не дала определения армии «мирового класса». Однако в контексте национальной стратегии Китая представляется вероятным, что его целью к середине века будет создание вооруженных сил, которые будут равны – а в некоторых случаях превзойдут – вооруженные силы США или любой другой великой державы, которую Китай рассматривает как угрозу своему суверенитету, безопасности и интересам развития.
МИССИИ, ЗАДАЧИ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ КИТАЯ В «НОВУЮ ЭРУ»
> Стратегия КНР включает дальнейшую реализацию комплексной программы модернизации вооруженных сил, основной целью которой является завершение модернизации армии к 2035 году и преобразование НОАК в вооруженные силы «мирового класса» к концу 2049 года.
> Совершенствующиеся функциональные возможности и концепции НОАК все более укрепляют способность КНР противостоять любой интервенции условного противника в Индо-Тихоокеанском регионе и расширять военное присутствие на глобальном уровне.
АППАРАТ МИНИСТРА ОБОРОНЫ
Годовой доклад Конгрессу: Развитие вооруженных сил Китайской Народной Республики
> В 2019 году НОАК продвигалась в реализации крупных структурных реформ, внедрении современных отечественных систем, повышении своей готовности и компетентности для проведения совместных действий различных видов вооруженных сил.
> Китай уже достиг паритета с Соединенными Штатами или даже превзошел их в нескольких сферах модернизации вооруженных сил, в том числе:
– Судостроение: КНР имеет самый большой военно-морской флот в мире с общей численностью боевых сил около 350 кораблей и подводных лодок, включая более 130 крупных надводных боевых кораблей. Для сравнения, боевые силы ВМС США на начало 2020 года составляют примерно 293 корабля. Китай является ведущей страной-производителем кораблей в мире по тоннажу и наращивает свои судостроительные мощности и возможности для всех классов военно-морских сил.
– Обычные баллистические и крылатые ракеты наземного базирования: КНР создала свои обычные ракетные силы, не ограниченные никакими международными соглашениями. КНР имеет более 1250 баллистических ракет наземного базирования (БРНБ) и крылатых ракет наземного базирования (КРНБ) с дальностью от 500 до 5 500 километров. В США в настоящее время размещен один тип обычных БРНБ с дальностью от 70 до 300 км и отсутствуют КРНБ.
– Интегрированные системы противовоздушной обороны: у КНР одна из крупнейших в мире передовая система ракет дальнего действия класса «земля-воздух», включая российские С-400, С-300 и системы отечественного производства, которые составляют часть архитектуры ее надежной интегрированной системы противовоздушной обороны с (ИСПО).
Модернизация и реформы НОАК
> Сухопутные силы Народно-освободительной армии (НОАК) – крупнейшие постоянные сухопутные войска в мире.
В 2019 году Сухопутные силы НОАК продолжали процесс своего преобразования в современные, мобильные сухопутные силы с высокой поражающей способностью, принимая на вооружение модернизированные боевые системы и оборудование связи, а также расширяя свои возможности по проведению и управлению сложными общевойсковыми операциями.
> Военно-морской флот Народно-освободительной армии (ВМФ НОАК) – самый крупный военно-морской флот в мире – представляет собой все более совершенствующийся и гибкий вид вооруженных сил, внимание которого устремлено на замену платформ предыдущих поколений, возможности которых были ограничены, на более крупные, современных многофункциональные боевые корабли.
По состоянию на 2019 год ВМФ НОАК в основном состоит из современных многоцелевых платформ с передовыми противокорабельными, противовоздушными и противолодочными вооружениями и датчиками.
– Военное судостроение и модернизация: ВМФ НОАК продолжает участвовать в амбициозной программе кораблестроения и модернизации, в том числе подводных лодок, надводных кораблей, десантных суден, авианосцев и вспомогательных кораблей, а также разработку и внедрение современного оружия, датчиков и средств управления и контроля.
АППАРАТ МИНИСТРА ОБОРОНЫ
Годовой доклад Конгрессу: Развитие вооруженных сил Китайской Народной Республики
> Военно-воздушные силы Народно-освободительной армии (ВМФ НОАК) и авиация ВМФ НОАК вместе являются крупнейшими авиационными силами в регионе и третьими по величине в мире: их общее количество составляет более 2500 самолетов и около 2000 боевых самолетов. ВВС НОАК быстро догоняет военно-воздушные силы Запада по широкому диапазону возможностей и компетенций.
> Ракетные силы Народно-освободительной армии (РС НОАК) отвечают за стратегические ядерные и обычные ракетные силы наземного базирования КНР. РС НОАК разрабатывает и внедряет широкий спектр обычных мобильных баллистических ракет наземного базирования и крылатых ракет. КНР разрабатывает новые межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), которые значительно укрепят ее ядерные ракетные силы. Ожидается, что количество боеголовок на наземных межконтинентальных баллистических ракетах КНР, способных угрожать Соединенным Штатам, вырастет примерно до 200 в следующие пять лет.
– КНР наращивает количество многоцелевых мобильных системы баллистических ракет средней дальности наземного базирования DF-26, способных к быстрой взаимозамене обычных и ядерных боеголовок.
– Мощные обычные ракетные силы КНР наземного базирования усиливают ее все время растущие возможности нанесения высокоточных ударов ракетами воздушного и морского базирования.
> Силы стратегической поддержки НОАК (ССП) — это организация командного уровня театра военных действий, созданная для централизации выполнения и реализации стратегических задач НОАК: космических, кибернетических, электронных и психологических. Департамент сетевых систем ССП отвечает за боевые действия в киберпространстве, техническую разведку, радиоэлектронную борьбу и психологическую войну. В настоящее время его основной целью являются Соединенные Штаты.
– Космическая программа КНР. Космическая программа КНР продолжает стремительно развиваться. Пекин направил значительные ресурсы на развитие всех составляющих своей космической программы, как военного использования космоса, так и гражданских форм использования, таких как коммерческие запуски, научные исследования и освоение космоса.
– НОАК всегда осуществляла руководство космической программой КНР. Департамент космических систем ССП отвечает практически за все космические операции НОАК.
– В 2019 году КНР охарактеризовала космос как «важнейшую область международной стратегической конкуренции» и заявила, что безопасность космоса обеспечивает стратегическую гарантию национального и социального развития страны.
> Военная готовность: в последние годы лидеры КПК приказали НОАК повысить свою боевую готовность. Это установка все более явно проявляется в интенсивности тренировок НОАК, сложности и масштабе ее учений.
АППАРАТ МИНИСТРА ОБОРОНЫ
Годовой доклад Конгрессу: Развитие вооруженных сил Китайской Народной Республики
Возможности противодействия вторжению и расширения военного присутствия
> НОАК развивает возможности, чтобы предоставить КНР возможности отговорить, сдержать или, если будет приказано, отразить вторжение третьей стороны во время кампании с большим театром боевых действий, такой как случай на Тайване.
> Наибольшими возможностями по ограничению доступа и маневра (A2 / AD) НОАК в настоящее время обладает в пределах Первой цепи островов, хотя КНР стремится усилить свой потенциал для дальнейшего продвижения в Тихий океан.
> КНР также наращивает свой военный потенциал для достижения целей по региональной и глобальной безопасности, выходящих за рамки ситуации с Тайванем.
> НОАК развивает свою способность и разрабатывает оперативные концепции по проведению наступательных операций во Второй цепи островов, в Тихом и Индийском океанах, а в некоторых случаях и во всем мире. В дополнение к повышению способности нанесения удара, противовоздушной и противоракетной обороны, противокорабельной и противолодочной обороны, Китай уделяет особое внимание информационным, операциям в киберпространстве, наступательным и оборонительным операциям в космосе.
Ядерное сдерживание
> Стратегические устремления Китая, изменения ландшафта международной безопасности и забота об обеспечении способности выдержать удар, являются причиной значительных изменений в размере, возможностях и готовности его ядерных сил.
> Ядерные силы Китая значительно изменятся в течение следующего десятилетия, поскольку проводится модернизация, диверсификация и увеличение количества платформ наземного, морского и воздушного базирования для доставки ядерного оружия.
> В течение следующего десятилетия прогнозируется двукратное увеличение запасов ядерных боеголовок Китая, которые в настоящее время оцениваются на уровне 200 с единиц по мере того, как Китай расширяет и модернизирует свои ядерные силы.
> Китай развивает «ядерную триаду» разрабатывая баллистическую ракету класса «воздух-земля» (БРВЗ), способную нести ядерный заряд, и совершенствуя свой ядерный потенциал наземного и морского базирования.
> Данные 2019 года дают основание предполагать, что Китай стремится повысить готовность мирного времени своих ядерных сил, перейдя к стратегии пуска по сигналу предупреждения с увеличением арсенала шахтного базирования.
РАСТУЩЕЕ ГЛОБАЛЬНОЕПРИСУТСТВИЕ НОАК
> Лидеры КПК считают, что глобальная деятельность КНР, включая растущее глобальное присутствие НОАК, является необходимым условием создания «благоприятной» международной среды для национального возрождения Китая.
> КПК поручила НОАК расширить возможности военного присутствия за пределы Китая.
и непосредственной периферии для защиты растущих зарубежных интересов КНР и достижения ее внешнеполитических целей.
АППАРАТ МИНИСТРА ОБОРОНЫ
Годовой доклад Конгрессу: Развитие вооруженных сил Китайской Народной Республики
Глобальная военная активность Китая
> КНР все более осознает необходимость усиления роли ее вооруженных сил в достижении ее внешнеполитических целей.
> Поскольку внешние интересы КНР за последние два десятилетия выросли, лидеры партии все более стимулировали НОАК к разработке алгоритмов действий за пределами Китая и его ближайшей периферии для продвижения и защиты этих интересов.
> В 2019 году НОАК продолжила расширять свое участие в двусторонних и многосторонних военных учениях, упорядочивать свое присутствие за рубежом и укреплять связи с иностранными вооруженными силами.
Зарубежные базы и обеспечение доступа для НОАК
> КНР стремится создать надежную внешнюю логистику и опорную инфраструктуру, чтобы позволить НОАК разворачивать и поддерживать военное присутствие на больших расстояниях.
> Помимо своей нынешней базы в Джибути, КНР, скорее всего, уже планирует сооружение дополнительных логистических объектов за рубежом для поддержки военно-морских, воздушных и сухопутных сил. Представляется вероятным, что КНР рассматривает места для размещения объектов материально-технического обеспечения НОАК в Мьянме, Таиланде, Сингапуре, Индонезии, Пакистане, Шри-Ланке, Объединенных Арабских Эмиратах, Кении, Сейшельских островах, Танзании, Анголе и Таджикистане. КНР и Камбоджа публично отрицают, что подписали соглашение о предоставлении ВМФ НОАК доступа к военно-морской базе Камбоджи Реам.
> Глобальная логистическая сеть НОАК может быть помехой военным операциям США и обеспечить оперативность для поддержки наступательных операций против Соединенных Штатов.
Операции КНР по оказанию влияния
> КНР проводит операции по оказанию влияния для достижения благоприятных для ее стратегических целей результатов. Целями являются учреждения культуры, СМИ, бизнес, академические и политические круги в США, других странах и международных организациях.
> КПК стремится создать условия для принятия внутренними, зарубежными и многонациональными политическими элитами, и общественным мнением идеологических установок Пекина.
> Мы полагаем, что лидеры КПК, считают открытые демократии, включая США, более восприимчивыми к операциям влияния, чем формы государства иных видов.
АППАРАТ МИНИСТРА ОБОРОНЫ
Годовой доклад Конгрессу: Развитие вооруженных сил Китайской Народной Республики
РЕСУРСЫ И ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
> Долгосрочная цель КНР – создать полностью самостоятельный оборонно-промышленный сектор, объединенный с сильным гражданским промышленно-технологическим сектором, что может обеспечить потребности НОАК в современном военном потенциале.
> КНР мобилизовала огромные ресурсы для модернизации своей обороны, включая реализацию Стратегии развития ВГИ, а также шпионскую деятельность с целью приобретения чувствительного оборудования, оборудования двойного и военного назначения.
> В 2019 году КНР объявила об увеличении годового военного бюджета на 6,2 процента, продолжая двадцатилетнюю тенденцию ежегодного увеличения расходов на оборону при сохранении своей позиции второго крупнейшего в мире потребителя военной техники. В опубликованном военном бюджете КНР не упомянуты несколько главных категорий расходов и его фактические военные расходы выше указанных в официальном бюджете.
Научно-технологическая поддержка модернизации вооруженных сил
> Китай стремится стать лидером в ключевых технологиях с военным потенциалом, таких как искусственный интеллект, автономные системы, перспективные вычислительные системы, квантовые информационные науки, биотехнологии, разработка и производство материалов с улучшенными свойствами.
> Китай вкладывает значительные ресурсы в финансирование исследований и субсидирование компаний, работающих в стратегических областях науки и техники, при этом принуждая частные фирмы, университеты и правительства провинций сотрудничать с военными в разработке передовых технологий.
> Китай продолжает подрывать целостность научно-исследовательского комплекса США посредством целого ряда действий, таких как скрытое отвлечение исследований, ресурсов и интеллектуальной собственности.
Приобретение зарубежных технологий
> КНР действует по множеству направлений для приобретения иностранных технологий, как законными, так и незаконными средствами. Практики и методы деятельности КНР направлены на по приобретение чувствительных технологий и технологий двойного назначения, а также оборудования военного назначения для достижения целей по модернизации вооруженных сил.
> КНР применяет иностранные инвестиции, коммерческие совместные предприятия, слияния и поглощения, а также спонсируемый государством промышленный и технический шпионаж, а также манипулирование экспортным контролем, чтобы получать технологии двойного назначения для повышения наличного уровня технологий и компетенции для поддержки научных исследований и закупок вооруженных сил.
> В 2019 году деятельность КНР была направлена на закупки динамической ОЗУ, технологий для боевых действий в воздухе и противолодочной борьбы.
АППАРАТ МИНИСТРА ОБОРОНЫ
Годовой доклад Конгрессу: Развитие вооруженных сил Китайской Народной Республики
КОНТАКТЫ И ОБМЕНЫ США И КИТАЯ В 2019 ГОДУ В СФЕРЕ ОБОРОНЫ
> Контакты и обмены в сфере обороны США, проведенные в 2019 году, были направлены на поддержку общей политики и стратегии США в отношении Китая, и имели целью снижение уровня риска и предотвращение недопонимания во время кризиса. Таковые контакты и обмены и проводились в соответствии с нормативными ограничениями «Закона о национальной обороне» на 2000 финансовый год, с соответствующими изменениями.
> Стремление к конструктивным отношениям с Китаем, является важной частью стратегии США в Индо-Тихоокеанском регионе. Стратегия национальной обороны 2018 направлена на поиск областей сотрудничества с Китаем с позиций силы США с долгосрочной целью выведения взаимоотношений вооружённых сил на путь стратегической открытости и ненападения, а также побудить Китай действовать способом, соответствующим свободному и открытому международному порядку.
Авторизированный перевод Фёдор ГОЛОВКО
Источник: Military and Security Developments