Киев, 23 мая 2016 года (ПолитКом, Виталий КУЛИК). Идея введения на оккупированном Донбассе полицейской миссии ОБСЕ начинает прорастать подробностями. В пользу этого говорит и визит помощника главы Госдепа США Виктории Нуланд в Москву. Теперь вопрос состоит в том, сможет ли полицейская миссия ОБСЕ помочь нам реинтегрировать страну? Не станет ли сама миссия не выполнимой?
«Сферический конь в вакууме»
План по внедрению полицейской миссии ОБСЕ на Донбассе имеет несколько модификаций, но в целом все сходится к тому, что она должна обеспечить полное прекращение огня и безопасность как во время проведения выборов в ОРДЛО, так и во время «политического процесса урегулирования».
«Замер тишины». Главным условием реализации плана является так называемый «замер тишины». Перед украинской стороной и боевиками (точнее их российскими кураторами) будет поставлено условие на протяжении трех месяцев обеспечить на линии размежевания абсолютную тишину (никаких смертей и обстрелов даже из стрелкового оружия). По результату этого «замера» будут поэтапно внедрятся модули самой миссии.
Кадровый состав. Состоять миссия должна из силовиков и военных, имеющих опыт миротворческих и полицейских операций стран – членов ОБСЕ. По данным украинского МИДа, для того, чтобы обеспечить потребности миссии, нужно около 5000 полицейских. Предусматривается, что они будут вооружены стрелковым вооружением и легкой бронетехникой. В худшем варианте – это до 500 полицейских с символичными функциями.
Регламент. Применение полицейскими оружия, процедуры и регламенты принятия решений должны быть выписаны в отдельном документе и согласованы Постоянным советом ОБСЕ (это должны поддержать все 57 страны-члены организации). Принять такой документ в краткие строки просто не возможно даже при давлении со стороны США.
Контроль линии размежевания. На первом этапе, полицейские патрули появятся на линии размежевания и блок-постах. Позже вся военная техника и боеприпасы ВСУ (в зоне АТО) и боевиков должны быть собраны на складах, а их охрана и фиксация передвижения возложена на полицейских ОБСЕ.
Зоны безопасности. Создаются «зоны безопасности», свободные от вооруженного присутствия сторон. По информации ЛІГА.net, часть этого плана уже обсуждалось во время недавних переговоров глав МИД «нормандской четверки» (район Азовского моря, Дебальцево, Донецкий аэропорт и одна зона на Луганщине). Известно, что карты «зон безопасности» согласовывались и обсуждались с Генеральным штабом ВСУ.
Безопасность на выборах. Параллельно с этим должна быть разработана и внедрена процедура доступа полицейских ОБСЕ на избирательные участки в ОРДЛО. По словам украинских переговорщиков, законопроект о выборах в оккупированных территориях на Донбассе предполагает некие «переходные положения» или же «условия вступления в силу закона»: наступление и использование боевой техники – закон утрачивает силу, попытка срыва выборов – закон утрачивает силу, попытка фальсификации – закон утрачивает силу и так далее.
Контроль над границей. На втором этапе, предполагается введение патрулирования украинско-российской границы на Донбассе совместными патрулями наших пограничников и полицейских ОБСЕ (возможно, при участии подразделений так называемой «народной милиции»).
Пространство безопасности и сотрудничество. На третьем этапе, функции обеспечения общественной безопасности на территории ОРДЛО должны перейти к совместным структурам «народной милиции» и полиции ОБСЕ.
Но это идеальная модель. Своего рода «сферический конь в вакууме». Вряд ли на Западе не понимают, что в полной мере реализовать этот план не удастся. Каждый попытается извлечь из него собственный интерес.
Конфликт и совпадение интересов
США. Во-первых, американцы действительно считают, что через «заморозку» конфликта на Донбассе и сохранение санкций против России, они смогут «принудить» Путина к миру и уступкам. Во-вторых, Бараку Обаме нужна «история успеха» на Донбассе для того, чтобы следующий президент США чувствовал себя более уверенно в начале своей каденции. И не важно, кто станет хозяином Белого дома. Важно то, что в Вашингтоне есть принципиальный политический консенсус в этом вопросе. Именно поэтому американцы на высшем уровне дали понять всем участникам минского процесса, что срыв инициативы с полицейскими ОБСЕ может негативно на них отразиться.
В-третьих, полицейская миссия ОБСЕ на Донбассе открывает перед США перспективы непосредственного оперативного участия в урегулировании конфликта, открываются возможности для отработки боевых задач в условиях гибридной войны в соприкосновении с реальным противником. При этом не нужно прятаться за вывесками «военных советников» и «тренеров». Да и риски тут не такие большие, как в Ираке и Афганистане.
Евросоюз. Главный интерес Европы в полицейской миссии ОБСЕ в том, чтобы снять вероятность возобновление боевых действий. Европе нужен хотя бы имитационный переговорный процесс, ритуальное примирение. Даже формальный диалог на Донбассе открывает перспективу ослабления санкций в отношении России. От них страдает не только российская экономика, но и европейская. Общеевропейская «усталость» от Донбасса и Украины подталкивает ЕС к тому, что его элита может пойти на дополнительные издержки и согласовать полицейскую миссию ОБСЕ. В итоге Брюссель получит инструмент для перекидывания ответственности с себя на «третьи стороны». Например, на Украину.
Россия. Формальное согласие России на обсуждение идеи полицейской миссии ОБСЕ еще не значит твердого «да» от Путина. В Кремле дают понять, что вопрос контроля над границей на Донбассе россиянами откладывается до «окончательного политического урегулирования» и «конституционных решений» (а не проведения выборов). Москва выступает против мобильности полицейской миссии ОБСЕ. Полицейские ОБСЕ должны пребывать исключительно на линии размежевания и никаких несанкционированных передвижений по территории ОРДЛО. В качестве большой уступки Москва может согласиться на мониторинг полицейскими складов с военной техникой. Единственным исключением из правила будет присутствие полицейских (в небольшом количестве до 200 человек) в охране избирательных участков.
Важным для российской стороны является «совместное патрулирование «зон безопасности» ВСУ и боевиками, при посредничестве ОБСЕ (по аналогии с приднестровским форматом миротворческой миссии СНГ). Для достижения «доверия», надо полагать.
Но главное состоит в том, что окончательное «да» Путин даст только после того, как Киев «в полной мере удовлетворит требования РФ в части закрепление в Конституции Украины прав и полномочий органов ОРДЛО». Напомним, что речь идет о фактической договорной конфедерации ОРДЛО с Украиной, а не об особом режиме функционирования органов местной власти на оккупированном Донбассе.
Ставка Банковой
В интересах Украины как можно дольше наносить санкциями урон путинскому режиму. Для этого нужно играть на консолидацию G7, втягивать Россию в невыгодные для нее форматы урегулирования, выставлять условия, которые невозможно выполнить без потерь для Москвы. Но главное: не принимать решений, которые нельзя отменить! Это сущность гибридной войны и гибридного мира. Не мы это начали.
Однако, на Банковой как всегда пытаются тянуть время. Мы берем на себя дополнительные обязательства, надеясь на то, что Россия не выполнит свою часть «сделки».
Да, вероятнее всего, санкции против России в июне снова продлят – до декабря 2016-го года. Но если Украина не сделает конкретных действий по законодательному обеспечению выборов и особого статуса оккупированных территорий уже в январе 2017 г., у Европы появится соблазн снять с России санкции.
Источники в украинском МИДе и в АП утверждают, что Киеву просто критически необходимо показать некий «прогресс в деле выполнения минских соглашений».
Поэтому стратеги на Банковой решили, что продвигая полицейскую миссию ОБСЕ, мы сделаем лишь полшага (примем закон о выборах с множеством условий) и свяжем выполнение его норм с обязательством России вернуть границу и вывести войска.
Если хотя бы одно из условий, не будет выполнено закон о выборах просто не вступит в силу. «Будет по нашему или никак», – цитирует ЛІГА.net представителей АП.
Вероятности и очевидности
Далеко не все эксперты настроены так оптимистично, как обитатели Банковой. Например, по словам директора Центра военно-политических исследований Дмитрия Тымчука, в той ситуации, что сложилась сейчас в зоне АТО, технически невозможно полноценно реализовать полицейскую миссию ОБСЕ. Миссии, подобные этой, возможно проводить только при определенных условиях: полного прекращения огня в зоне конфликта, разоружения незаконных вооруженных формирований, при отсутствии военной поддержки вооруженных формирований извне и нацеленности их лидеров на мирный диалог и реинтеграцию контролируемых ими территорий.
Поскольку ни одно из вышеперечисленных условий сегодня на Донбассе не исполняется, соответственно, трудно говорить об успешности полицейской миссии ОБСЕ в случае ее начала.
Наш контакт в штаб-квартире ОБСЕ в Вене также считает, что речь может идти только о теоретической дискуссии «на тему», а не о краткосрочной реализации проекта. В организации нет ни такого кадрового потенциала, нет консенсусного видения сути миссии, нет политической воли стран-участниц ОБСЕ и главное – процедура согласования в Постоянном совете ОБСЕ даже первого пакета документов займет по крайней мере полгода. До выборов (если их планируют в этом году) не успеют.
Но мы живем в «гибридное время». Возможны разные вариации совпадения интересов сторон. Причем, иногда, не в нашу пользу.
Одним из вероятных сценариев развития ситуации является то, что вместо полноценной полицейской миссии ОБСЕ мы получим незначительную «модификацию гражданской миссии ОБСЕ» и «дополнительные меры по усилению безопасности» на линии размежевания. А выборы придется проводить. Точнее признавать их результаты. Сами же выборы произойдут под наблюдением СММ ОБСЕ. Сами наблюдатели будут тщательно отобраны российской стороной … из числа граждан РФ, Беларуси и Казахстана.
Естественно, эти выборы не будут иметь ничего общего с стандартами БДИПЧ ОБСЕ, но как расскажут нам западные партнеры: «нужно идти на болезненные компромиссы» во имя мира и безвизового режима. Удалось ведь провести выборы в Афганистане и Ираке даже в условиях террористических угроз? Упрощенные правила, «невозможность обеспечение участия украинских партий по объективным причинам». Главное «достичь устойчивого перемирия и возобновить политический процесс».
Вряд ли у Киева найдутся серьёзные аргументы, а еще больше политическая воля – отказать нашим западным партнерам. В итоге мы будем вынуждены садиться за стол переговоров с российскими марионетками и террористами. И не просто разговаривать в официальном формате, а «выдавать на гора» меры по укреплению доверия. И контролировать эти меры будет уже полицейская миссия ОБСЕ.
Кроме того, в случае проведения выборов на Донбассе местная власть получит множество привилегий, гарантированных законом «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», а украинская сторона не сможет апеллировать к международной поддержке в конфликте с Россией, если на то не будет вопиющих нарушений соглашения.
Еще одним серьезным риском является то, что на участие в полицейской миссии будет претендовать и Россия как член ОБСЕ. Сама организация не признала РФ страной агрессором или стороной конфликта на Донбассе. Формально россияне могут претендовать от 10 до 40% личного состава полицейской миссии. А есть еще государства-союзники России по ОДКБ: Беларусь, Армения и Казахстан, которые также могут настаивать на участии своих полицейских. Иными словами вместо полицейских-миротворцев мы рискуем получить легитимных оккупантов с мандатом ОБСЕ. Как этого не допустить? В истории ОБСЕ есть прецедент, когда Россия (даже претендуя на роль миротворца в замороженном конфликте) лишена возможности участия в миссии ОБСЕ – в Молдове. Там нет российских граждан, а ключевые посты занимают американцы. Договорились же? У Молдовы получилось. Должно получиться и у Украины.