Домой Топ Новости НЕДОРОСЛИ ВО ВЛАСТИ И ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ

НЕДОРОСЛИ ВО ВЛАСТИ И ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ

256

В последнее время мои коллеги начали говорить о необходимости «взрослой политики». Я бы в этом контексте использовал не дихотомию дети / взрослые, а образфонвизинского «недоросля». С одной стороны – это уже не ребенок, но совсем еще не взрослый. Это такой тип мышления инфантильного персонажа, считающего что он сам все знает, при этом туп, ленив, а знания подчерпнуты, в лучшем случае, из википедии. 

Действительно, нынешняя правящая команда все больше напоминает недорослей во власти, которые, возведя некомпетентность в культ, разрушают каркас украинской государственности. И нужно отдать им должное, в этой деструктивной работе, зеленые недоросли преуспели. 

Сильный порыв идеального шторма снесет не только режим, что вполне оправдано, но и может завалить всю конструкцию Второй республики, в то время как новая еще не проросла. А вот это – опасно!

ОТКАЗ ВЗРОСЛЕТЬ

-ads-

Когда Денис Фонвизин писал свою одноименную комедию, феномен «недорослей» расцвел буйным цветом в провинциях Российской империи. Виссарион Белинский говорил, что фонвизинские «дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры». Через образ недоросля Митрофана Фонвизин показывал деградацию дворянского сословия того времени. Невежество и грубость, тупость и апатия… «Он хотя и 16-ти лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет». 

Наши же недоросли идут далее. В отличии от Митрофанушки, зеленые недоросли отроду могут быть поболее 16 лет.  Например, Милованову аж 46… 

Хотя есть и недоросли по возрасту — ноунеймы, рандомнопопавшие в партийные списки «слуг», силами подсуетившейся маменьки/папеньки. Таких можно пучок насчитать среди депутатов да на государственных должностях.

Так что, недоросль – это не о возрасте, а о способе мышления. 

Что их объединяет с литературным прототипом – так этосознательный отказ взрослеть. 

А зачем? Взрослое поведение – это принимать на себя ответственность за свои действия. Не «решать», а именно отвечать за решения, особенно за ошибочные решения. Этого наши «слуги» не могут и не хотят. Они «хотят жениться, и не хотят учиться». 

Взять хотя бы стремление «зеленых» сконцентрировать власть в одних руках. Они всеми силами пытаются порушить баланс сдерживания и противовесов, на которой должна держаться любая власть. На Банковой кажется, что из Зеленского получится «просвещенный автократ». 

Они не хотят изучить опыт подобных авторитарных модернизаций в других странах, проанализировать украинскую историю с попытками «проглотить все и не поделиться», взвесить собственные ресурсы и силы. Ведь любая авторитарная власть не может существовать в ситуации слабого государства. Это будет не эпос порядка и стабильности, а провинциальный водевиль в стиле «Сватов».

Простые решения сложных проблем в вопросах войны мира на Донбассе, взять все и запретить или отобрать и поделить, отменять законы или не замечать их. Что это, если не инфантилизм недоросля, не понимающего как работает право?

Как говаривал Митрофанушка: «Зачем мне эта география? Извозчики всюду довезут». Так и действуют наши арахамиии арестовичи. Зачем учить матчасть, если можно просто ляпнуть про ядерное оружие. За таким правилом принимали решение о похищении Чауса из Молдовы. По подобной схеме писался закон о земле и пресловутый законопроект 5600… 

Ему хочется. Если нельзя, а хочется, то можно подзабить на правила, условности и взять то, что хочется. А последствия? Так зачем о них думать сейчас? Потом подумают… другие выгребут. 

«УЧИТЕЛЯ» 

Кто ж в учителях у наших недорослей? Сплошные цифиркины, кутейкины и вральманы.

У Фонвизина Кутейкин учит Митрофанушку грамоте. Он – местный дьячок. Сам он бросил учебу в семинарии, испугавшись сложностей и настоящих «заумных» наук. Зато, когда дело доходит до расчёта, он требует оплаты за работу, которая оказалась бессмысленной и неэффективной, и за «стоптанные сапоги». Чем не срисованный с натуры какой-нибудь рябошапка, данылюк или милованов?

Отставной сержант Цыфиркин преподавал арифметику недорослю. Он от позапрошлой власти достался. Все эти новые старые лица в Кабмне. Учат как умеют, по учебникам Кучмы и Азарова. Но по-старому уже не будет, а по-новому цифиркины не умеют. Потому и результат нулевой. Да и ученик у них беспросветно туп. Может осваивать исключительно табличку деления. 

Не менее узнаваем и образ немца Вральмана. Учитель, которого маменька Простакова считала лучшим, и готова была платить ему 300 рублей в год, тогда как остальным учителям выделяла всего по десять. Но «лучший» учитель оказался простым кучером, учивший Митрофанушку вместо французского языка абракадабре по-немецки. 

Вот тут я рекомендую открыть списки наших наблюдательных советов в «Нафтогазе», в «Укроборонпроме», в «Укрзализнице» и пр. Вы там не видите вральманов? А в составе иностранных советников и спецов иноземных в Кабмине? 

Есть и педагогический вывод для «папеньки» нашего недоросля. Уж очень напрашивается параллель между главой семейства Терентием Простаковым и некоторыми олигархами, которые совсем недавно заявляли, что «любят Митрофанушку, как надлежит «родителю»: «то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости истинно не верю, что он мой сын»…А сейчас Митрофанушка, позабыв об «сыновьем долге» с упоением колотит батюшку палкой. 

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Недоросль во власти – это худшая история для воюющей страны. Особенно, если этот недоросль расшатывает и без того пораженные кризисом институции государства. Запаса прочности у Второй республики почти не осталось. Глубинный народ доедает глубинное государство и скоро придет за десертом в Киев. 

Можно было бы умыть руки и ограничиться: «мы же предупреждали», но это если бы нам на голову не рушилась несущая стена. Сейчас стоит вопрос о выживании страны и граждан, которые хотят тут что-то общее строить, создавать общее благо. 

Но для того, чтобы построить нужна власть со взрослым мышлением. Нужно очистить то, что останется после обрушения – от старческого маразма бывших элит. С другой стороны – отобрать руль у инфантильного недоросля, не способного осознать, что он дилетант, случайно оказавшийся на вершине. 

У руля должны стать взрослые профи с четкой программой и политической волей. Люди, у которых рука не дрогнет сажать и строить.

Пришло время взрослой власти! 

P.S. Недоросль – это не совок. Это то, что нам досталось от Москвы. Декоммунизацией тут не обойдёшься. Нам нужно выдавливать из себя по капле такое «наследие» «общей истории». А для этого нужно знать и понимать, с чем имеешь дело. Лучше, чем сами классики русской литературы, нам об этом никто не расскажет.

Виталий КУЛИК, дачный литературовед

Предыдущая статьяНазываться и быть
Следующая статьяПротив «эффективного альтруизма»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь