Киев. 24 марта 2015 года (Mignews.com.ua, Юрий КОРОЛЬЧУК). Игорь Коломойский теряет свою власть, а с ней и подконтрольные группе “Приват” предприятия. Смещение лояльного Коломойскому топ-менеджера государственной компании “Укртранснафта” может стать началом конца империи “Приват”. По крайней мере, в нефтяной отрасли.
История со скандальным отстранением главы правления “Укртранснафты” Александра Лазорко сорвала маску с Коломойского и открыла истинное бизнес-лицо группы “Приват”. К тому же, конфликт развеял миф о Коломойском как о “патриотичном олигархе”, который думает только о стране, а не об интересах своей группы.
Ведь формально Лазорко отстранили за то, что из магистральных нефтепроводов выкачали 600 тыс. тонн технологической нефти и большую ее часть передали на платное хранение на три НПЗ “Привата”. Уже были озвучены предположения, что заплаченные за хранение 300 млн грн – это завышенная сумма и растрата государственных средств. К тому же, появляется информация о том, что часть нефти уже переработана.
“Достижением” Лазорко за шесть лет его хозяйствования стало падение транзита нефти вдвое: с 30 до 15 млн тонн. Также фактически была полностью остановлена работа нефтепровода “Одесса – Броды”. Оказались пустыми обещания Лазорко наладить транзит каспийской нефти в ЕС. Провальным оказался и проект поставок так называемой венесуэльской нефти в Белоруссию. Словом, похвастаться особенно нечем.
Разве что тем, что все шесть лет “Укртранснафта” стабильно выступала надежным связующим звеном в цепочке поставок нефти на НПЗ группы “Приват”. Тем самым Лазорко дал возможность Коломойскому создать вертикально интегрированную нефтяную компанию (ВИНК). Стоит отметить, что фактически ВИНК была реализована на базе 100% государственных акций “Укртранснафты”, на 50%+1 акция государственной “Укрнафты” и 56% государственных акций “Укртатнафты” (Кременчугский НПЗ). Нужно иметь недюжинный талант, чтобы имея меньше акций в предприятии, а то и вовсе не владея акциями, получать прибыль фактически за счет государства.
Поэтому понятно, что для Лазорко вопрос развития нефтепроводов Украины стоял не на первом месте. Ведь главной задачей продвижения его в “Укртранснафту” Коломойским, скорее всего, было именно обеспечение интересов “Привата”. Именно в этой плоскости и лежит ответ на вопрос, почему Коломойский бросился на амбразуру “Укттранснафты” – невзирая на то, что формально он не имеет никакого отношения к этому госпредприятию.
Показательным моментом является то, что Коломойский “забывает” рассказать о карьере Лазорко. Лазорко был назначен при президенте Ющенко, премьере Тимошенко и главе “Нафтогаза” Дубине в 2009 году. И успешно пережил времена экс-президента Виктора Януковича, премьера Азарова и главы “Нафтогаза” Евгения Бакулина. Наконец, записал в свое резюме работу при президенте Порошенко, премьере Яценюке и главе “Нафтогаза” Коболеве. Итак, получается, что Коломойский договаривался с каждой новой властью.
Не менее важным фактором, который, как говорят в Одессе, “сделал нервы” Коломойскому, стало принятие Верховной Радой закона об акционерных обществах. При желании и политической воле это позволяет “Нафтогазу” и государству поменять руководство “Укрнафты” и Кременчугского НПЗ, где сегодня первую скрипку также играет “Приват” – как миноритарный собственник. И как опять-таки как говорят в Одессе: оно ему надо?
Именно поэтому Коломойский бросился в бой за “Укртранснафту”, к которой он вообще не имеет никакого юридического отношения. Ведь если бы государство тихо-мирно вернуло себе контроль над этим предприятием, а “Приват” бы промолчал, то уже в ожидаемой борьбе за “Укрнафту” и Кременчугский НПЗ о группу “Приват” попробовали бы вытереть ноги и пнуть даже самые трусливые. Поэтому жесткое и местами даже циничное поведение Коломойского – это предупреждение всем.
В то же время говорить о начале полномасштабной олигархической войны рановато. Обмен “любезностями” – особенно между Фирташем и Коломойским, а также Пинчуком и Коломойским – идет уже давно.
Президент Порошенко, который фактически дал “зеленый свет” противостоянию с Коломойским, преследует простую и банальную цель: усмирить всех олигархов и вернуть к жизни концепцию Леонида Кучмы “равноудаленности олигархов” от государства и власти. Главное, конечно, чтобы не появились “новые” олигархи за счет передела собственности.
Но в любом случае Коломойский и его партнеры по группе “Приват” уже не выйдут победителями в этой межолигархической схватке. Возможно, даже, “Приват” ждет не формальное, а реальное разделение. И поэтому мы потеряем олигарха Коломойского, который станет просто одним из крупных бизнесменов Украины.
В случае с “Укртранснафтой” Коломойский уже оформил свое поражение и “сдал” назад, когда признал, что Лазорко – а значит, и любой другой менеджер “Привата”, – больше там работать не будет. На очереди – жаркая “дискуссия” государства и “Привата” относительно компании “Укрнафта” и Кременчугского НПЗ.