Семен Новопрудский о том, что люди важнее государств
У нас на глазах происходит развенчание мифа о двух братских народах — русском и украинском. Преимущественно в словесных (хотя уже и с драками, и с захватом административных зданий) баталиях за Крым русский патриотизм жестко отказывает в праве на существование патриотизму украинскому, а заодно крымско-татарскому. И наоборот.
Такой Херсонес (если кто не знает, именно так изначально назывался греческий город русской боевой славы Севастополь) в дискуссиях развели, что оторопь берет. Нормальные люди всегда способны договориться, патриоты с наливающимися кровью предков глазами — никогда. Все логично.
Братских народов не существует в природе, а любой патриотизм может быть только гарниром для демократического государства, приправой к фундаментальной основе современной эффективной государственности — правам человека. Но никак не основным блюдом.
В отношениях между Россией и Украиной после распада СССР случалось всякое. Газовые войны — вплоть до отключения от трубы некоторых европейских стран в разгар зимы. Торг за ядерное оружие — Украина долго не соглашалась передать контроль над ним России как правопреемнику СССР. Попытка президента Украины Леонида Кучмы предъявить еще администрации Бориса Ельцина $600 млн якобы существующего долга России перед Украиной. Попытка Кремля любой ценой протащить в президенты в 2004 году Виктора Януковича и первый Майдан в ответ.
Форменная истерика, устроенная российскими властями из-за желания президента Украины Виктора Ющенко признать голодомор геноцидом украинского народа. Мне, кстати, искренне непонятно, что тогда так возмутило нашу власть. Не считает же она себя политической наследницей Сталина и фанатом его методов подъема сельского хозяйства через миллионы трупов умерших от голода сельских жителей: могла бы в ответ добиться признания голодомора геноцидом советского народа.
Со второй попытки судимого за изнасилование Януковича в президенты протолкнули. После чего он посадил в тюрьму своего главного политического оппонента Юлию Тимошенко за газовые контракты, которые с российской стороны подписывал лично Владимир Путин. Даже был момент, когда украинские власти, чуть ли не сам ставший знаменитым на весь мир благодаря попавшим в сеть сказочно китчевым интерьерам своего дворца генпрокурор Пшонка, собирались вызвать на допрос в качестве свидетеля по делу Юлии Тимошенко лично российского президента. В общем, у России с Украиной все последние два десятилетия были, как говорила чета Орлович из «Покровских ворот» Леонида Зорина про тройственный союз Хоботова, Маргариты Павловны и Саввы Игнатьевича, «высокие, высокие отношения».
Теперь у России, ЕС и США разошлись мнения о том, кто является президентом Украины. Барак Обама полагает, что Турчинов, а Дмитрий Медведев и Валентина Матвиенко (сам президент России пока на эту тему, заметьте, предусмотрительно не высказывается) — что Янукович. На таком славном информационном фоне на десерт нам начинают готовить «Крым-брюле» — новую маленькую победоносную войну в момент все более очевидного, скажем мягко, проседания российской экономики. Кому-то показалось, что в отношениях между «братскими народами» России и Украины не хватает только братоубийственной бойни?
Крым — территория Украины, что юридически признано российскими властями. Прав на Севастополь у России не больше, чем у Греции на вышеупомянутый Херсонес. Когда Хрущев дарил Крым Украине, он ведь не делал подарок иностранному государству, все происходило в рамках одной казавшейся вечной страны. Более этого, это был дар именно в честь 300-летия добровольного присоединения Украины к России.
Украинские патриоты имеют полное право любить Украину, а российские — Россию. Россия может требовать защиты прав русских на территории Украины. Как и Украина — защиты прав украинцев в России.
Россия может и должна переселять русских с Украины к себе по их желанию. Но не имеет ни малейшего морального и юридического права силой менять границы другого суверенного государства, даже если об этом ее попросят казаки, матросы и «народный мэр» Севастополя предприниматель Чалый. При этом любая украинская власть обязана гарантировать защиту прав русских на всей территории страны, равно как украинцев, евреев, крымских татар и всех других жителей Украины.
Не будем себя обманывать: россияне и украинцы не более братские народы, чем арабы и евреи (араб, как известно, не может быть антисемитом, потому что сам семит), сербы и хорваты (хотя это вообще формально один народ), чеченцы и ингуши (тоже формально один вайнахский народ).
«Холодная война» двух патриотизмов сегодня стремительно приближает отношения Украины и России к войне «горячей». К той черте, за которой мнимо братские народы станут реально враждующими: как раз вражда народов в отличие от дружбы очень даже существует.
Как любит говорить замечательный российский географ Наталья Зубаревич, люди важнее регионов. И даже важнее государств, добавлю я от себя. Русским патриотам в России, которых так озаботил Крым, лучше думать о том, что происходит с их страной. Как живут в ней люди. Как ведет себя здесь власть. Любовь к своей стране через ненависть к другим государствам и народам — патология ничуть не лучше той, что у нас теперь гордо принято называть бандерофашизмом, — имперофашизма.
Сознательно раскалывать соседнюю страну ничуть не праведнее, чем сносить памятники Ленину или фельдмаршалу Кутузову. Даже хуже: там борьба с памятниками, а здесь может пролиться кровь живых людей. И уже пролилась, и пролил ее Янукович, за приход которого к власти Россия ответственна не меньше, чем голосовавшие за этого человека граждане Украины. Мы ведь их так уговаривали.
Воинствующий патриотический империализм — прямой путь к распаду той России, что еще осталась от распавшихся менее чем за 100 лет, почти мгновенно по историческим меркам, СССР и Российской империи. Все, чего мы добьемся такой политикой, — страх и ненависть соседей. Такая патриотическая риторика и практика станут главным катализатором новой волны вполне обоснованной русофобии в мире.
Будьте добрее, и люди к вам потянутся. Пусть Украина решает свои тяжелейшие проблемы сама. Не учите ее жить, лучше помогите материально, раз уж давали денег вору Януковичу. Или просто отойдите в сторону. Помогите желающим уехать оттуда русским быстрее получить российское гражданство и поселиться в России. Это и будет настоящий патриотизм. Еще раз: люди важнее государства. И в Крым — только туристами, а не на бронетранспортерах.