Киев, 26 ноября 2015 года (Політолог). Итак, свалившаяся вместе с электроопорами на головы крымской «власти» проблема заключается не в том, чтобы чем-нибудь заменить потерянные 800 МВт электроэнергии, а в том, что никакая замена не возможна. Точно так, как никакие паллиативные меры не дали возможности решить проблему замещения воды Северо-Крымского канала, точно так получается и с электроэнергией.
«Правительство» рассказывает, что уже задействовало свыше 600 дизельных электростанцией суммарной мощностью 82,5 МВт, что в Крым везут специальным бортом еще 800 дизель-генераторов. Сергей Аксенов (Гоблин) предлагает задействовать генераторы кораблей Черноморского флота (вспомнил, наверно, про списанные подводные лодки?), планируется вдвое увеличить мощность Симферопольской ТЭЦ за счет еще одного генератора. Правительство почему-то молчит насчет запуска (состоялся или нет?) двух давно привезенных газогенераторных установок. Жителей Крыма уже предупредили, что блэкаут продлится долго, как минимум до 22 декабря (?), до запуска первой очереди «энергомоста».
Но дело в том, что все эти дизель-генераторы – установки временные, чрезмерно затратные, они хороши на день-два, если основная сеть вышла из строя. Если они будут работать постоянно, то они сожрут столько газа, бензина и дизтоплива, что никакими танкерами их не привезешь. Цена киловатта подскочит в десять и больше раз. Соответственно, производство любой продукции, себестоимость которой возрастет также в десятки раз, при таком энергообеспечении потеряет всякий смысл. Проработав без остановки месяц, дизель-генераторы начнут выходить из строя и нужны будут специальные ремонтные базы. Корабли вместо боевых единиц станут электростанциями, сжигающими дорогое топливо. Полуостров и без того по топливу и газу находится на голодном пайке, а потребление его временными станциями приведет к росту потребности как минимум в два раза, а обеспечить такое снабжение вряд ли удастся. Тем более в зимнюю штормовую погоду и при остановках переправы, когда движение может быть закрыто неделями.
Очевидно также и то, что к 22 декабря «энергомост» ничего не решит. По дну Азовского моря будут проложены четыре кабельные линии протяженностью 13,5 км каждая. Кабель будет прокладываться на глубинах 8–18 м. Дата 22 декабря названа с потолка, для того, чтобы просто обнадежить жителей оккупированного Крыма. Если сдадут первую очередь, то запитать удастся только Керчь и переправу. Хотя «праздник» с включением символического, но пустого рубильника, организуют во всю ивановскую! Чтобы заплатить полуостров в полном объеме, кабель нельзя воткнуть в какую-нибудь розетку в Керчи, энергомост нужно подключить туда же, куда шли украинские энерголинии – то есть к входным узлам энергосистемы в Джанкое и под Симферополем. А это значит, что из Керчи нужно построить высоковольтные линии в эти точки, а это дело не одного месяца, но их еще и не начинали строить. Более того, сразу встанет вопрос: а где взять лишнюю электроэнергию для Крыма, ведь энергосистема Краснодарского края не рассчитана на лишние 1200 МВт? Предполагается, что дополнительную генерацию должна обеспечить Ростовская АЭС. Но ввод двух новых тепловых электростанций общей мощностью около 900 МВт планируется только по первой очереди на 2017-й год. Далее в Объединенной электросети Юга планируется постройка высоковольтных линий 500 кВ «Ростовская – Андреевская – Вышестеблиевская» на Тамани, и «Кубанская – Вышестеблиевская», а также расширить подстанцию 500 кВт «Кубанская» и построить подстанцию 500 кВт «Вышестеблиевская». Но сделать все это планировалось на 2016-й с переносом на 2017-й год, а не за месяц.
Из-за этого, в Крыму уже объявлена на все время чрезвычайной ситуации остановка всех энергозатратных предприятий. При этом без электроэнергии частный бизнес будет исчезать сам собой. Только в Симферополе десятки бизнесменов уже остановили производство и вынуждены уволить людей. Государственные производства также сократят штаты.
Началась дезорганизация торговли. Супермаркет «Ашан», например, уже распродал по бросовой цене запасы товара и закрылся. Также будут вынуждены поступить и многие другие торговые сети. Где крымчане будут покупать все необходимое? Крым не позже, чем через месяц столкнется с дефицитом товаров первой необходимости. Вопрос стоит так, что даже хлебозаводы вынуждены будут либо закрыть производство, либо в несколько раз поднять стоимость хлеба, выпекаемого не на электричестве, а на бензине.
Некачественая связь, переведенная на сотни аварийных генераторов, будет либо работать с перебоями, либо прекратится, либо в несколько раз поднимет стоимость. Будет дезорганизована и так слабая банковская система – дизель-генератор не поставишь возле каждого банкомата и терминала, а подключить его к чужому источнику будет совсем проблематично из-за стоимости.
Главное для оргкомитета Гражданской блокады Крыма сейчас не останавливаться, а развивать блокаду дальше и глубже разваливать власть оккупантов. Цель – демонстрация явной неспособности России справиться с управлением оккупированного Крыма, признание своего бессилия и ошибки с аннексией, возврат Крыма Украине. Как видим, власть Крыма не имеет шансов справиться с энергетической блокадой, следует и дальше не отдавать ей инициативу, а заставлять позориться бессилием перед новыми кризисами. Неготовность России к крымскому коллапсу предоставила Украине временную фору в год-полтора, и чтобы добиться успеха, нужно уложиться в это время, иначе дело может быть провалено.
Таким образом – наступило решающее время принять все меры для того, чтобы Крым стал украинским, сделать это позже будет гораздо сложнее, если вообще возможно. Органы власти Украины уже подтвердили начало товарной и транспортной блокады Крыма. Украина поставит вопрос о неправомерности аннексии Крыма в ООН и других международных организациях, привлекая на свою сторону все международное сообщество. По мнению экспертов «Майдана иностранных дел» успех в дезорганизации оккупационной власти Крыма следует развивать дальше, следующий этап – морская блокада полуострова, возврат Украине незаконно используемых месторождений нефти и газа, ареалов обитания промысловой рыбы, безопасность морских транспортных путей. Важен также психологический фактор – возвращение крымчанам веры в победу справедливости и моральную силу Украинского государства, психологическое уничтожение морального духа оккупантов. Сегодня можно надеяться, что у Украины хватит для этого и политической воли, и социально-экономических ресурсов, и международной поддержки.