Виталий КУЛИК, директор Центра исследований проблем гражданского общества
Есть несколько политиков, которые вызывают интерес у исследователей тем, что могут сыграть непроявленную роль в будущей игре. Некие “тузы” в рукаве”. Среди них можно назвать нынешнего генпрокурора Юрия Луценко.
Интервью Юрия Луценко, которое он дал журналисту Дмитрию Гордону, не может не вызывать интереса у политологов и историков. Это не просто постановочный диалог на актуальные темы, а попытка закрыть «непроговоренные гештальты» новейшей истории Украины последних 20 лет. Луценко был непосредственным участником многих событий, о которых он говорит. И ряд заявлений Генпрокурора тянут на настоящие сенсации.
ОТКРЫТО И ПОЧТИ ОБО ВСЕМ
Дмитрий Гордон умеет задавать каверзные вопросы, на которые просто невозможно ответить не интересно. Особенно, если тебя предварительно с ними ознакомили. Юрий Луценко же продемонстрировал, что является не менее толковым собеседником, чем Игорь Коломойский и Владимир Зеленский.
Его ответы изобиловали простонародными речевыми оборотами и даже нецензурщиной. Это должно было напомнить телезрителям, что прошедший «огонь, воду и медные трубы» Юрий Луценко остался таким же рубахой-парнем, каким был в 2000-2005 годах, когда исключительно за счет своей харизмы выводил на митинги десятки, а то и сотни тысяч людей.
Генеральный прокурор Украины не постеснялся говорить о своих удачах и промахах, тюремном и лагерном прошлом. Он с юмором рассказал об истории своего общения с президентами страны и тюремными авторитетами, а также лидерами сегодняшних политических сил, лишь слегка затронув тему финансирования Революции достоинства нашими олигархами, включая Петра Порошенко.
Юрий Луценко прозрачно намекнул заинтересованным лицам о своей полной осведомленности, открыв лишь некоторые тайны.
ОПЕРАЦИЯ ФСБ ПРОТИВ КУЧМЫ
Спустя много лет Юрий Луценко все-таки вынужден был признать, что прямо обвинять Леонида Кучму в заказе убийства журналиста Георгия Гонгадзе нельзя. У следствия до сих пор не имеется веских доказательств этого, а подлинность пресловутых пленок Мельниченко вызывает серьезные сомнения.
Более того, Генеральный прокурор признал, что вся эта история с пленками Мельниченко являлась тщательно подготовленной операцией ФСБ России, которая таким образом пыталась заставить Леонида Кучму отказаться от интеграции в европейское сообщество, оставив Украину в сфере влияния России.
По словам Луценко, россияне использовали майора Мельниченко вслепую, даже не удосужившись провести его вербовку. Зато обеспечили его защиту и получение от Игоря Бакая (главы Государственного управления делами Украины) 2 миллионов долларов. А спокойную до этого Украину начали сотрясать акции протеста.
Пусть не прямо, но Луценко признал, что 18 лет назад выводил молодежь на акцию «Украина без Кучмы» пользуясь непроверенными данными, и фактически выполнял то, что было нужно нашему северному соседу. Для такого признания нужно иметь определенное мужество, особенно учитывая то, что вся политическая карьера революционера Луценко прошла под знаком сопротивления «диктатуре Кучмы» и его ставленника Виктора Януковича.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ И НЕ МИРНЫЙ «РАЗВОД» С МОРОЗОМ
Луценко без обиняков рассказал о своей семье и отце Виталии Ивановиче, первом секретаре Ровенского обкома Компартии Украины, а также о профессиональной деятельности и пути в политику, неразрывно связанном с Социалистической партией Александра Мороза. Юрий Луценко признает, что именно отец-коммунист поддержал его поход к социалистам, которые к концу 90-х годов стали едва ли не главной политической силой страны.
В отличие от своих коллег Луценко оценил Александра Мороза адекватно, признавая его невероятные заслуги в прошлом. Но и намекнул на многочисленные ошибки, которые завершились фиаско самого перспективного политпроекта нашей страны и абсолютным политическим банкротством Мороза под конец карьеры.
По его словам, Александр Мороз долгие годы был самым авторитетным политиком страны, с мнением которого считались все без исключения. Но его политическую карьеру погубили запредельные личные амбиции и желание обязательно стать если не президентом, то спикером Верховной Рады.
ОЦЕНКА ПОЛИТИЧЕСКОГО БОМОНДА СТРАНЫ
На некоторые прямые вопросы Дмитрия Гордона, не скрывающего своего негативного отношения к Петру Порошенко, Юрий Луценко отвечал достаточно уклончиво, стараясь ничем не повредить.
Он признал, что не имеет доказательств того, что в 2005 году секретарь РНБО Петр Порошенко «заработал» 400 миллионов долларов, «решив» в Генпрокуратуре вопрос с прекращением уголовного преследования одного из главных регионалов Бориса Колесникова (хотя изначально требовал от Ахметова 2 миллиарда).
Юрий Луценко в свойственном ему стиле постарался дать оценку сегодняшним политикам.
О Петре Порошенко. «Петр Порошенко – это бизнес. Он стал самым успешным в нем и из него вернулся в политику… Мне кажется, в первые годы президент Порошенко был великим. В 14-м, 15-м никто бы не сделал того, что сделал он… Он считает, что не закончил свою миссию… Я не считаю, что Порошенко проиграл».
О Юлии Тимошенко. «С Юлией Тимошенко у меня личные, человеческие, хорошие отношения». По его словам, именно он в тюрьме научил Юлию Владимировну передавать записки посредством поцелуев. (Помните нашумевшие видео с трепетными поцелуями Тимошенко со своим адвокатом и соратником Олегом Власенко?). «Категорически отрицаю, что Юля – агент Кремля. Юля – это пуля, которая летит только по ей одной известной траектории».
О Владимире Зеленском. «Владимир Зеленский потряс всю страну. Мне очень не нравится тональность в его адрес: клоун или мессия… Не стоит унижать людей и говорить, что электорат Зеленского – это какие-то маргиналы, только потому, что он – артист… У нас страна равных возможностей. Кто хочет идти в президенты – велкам…но… На президентских выборах снимите ширму и покажите или деньги, или реального хозяина, который эту куклу держит на пальчиках».
Об Анатолии Гриценко. «Человек, который на моих глазах отказался занять пост министра обороны и начальника Генштаба после победы Порошенко (в самом сложном 2014 году – авт.), не может претендовать на пост главнокомандующего».
Об Арсене Авакове. «Мощный. Многослойный. Один из немногих украинских политиков, которые просчитывают дальше, чем на три шага вперед».
Об Олеге Ляшко: «Крайне талантливый политик. Он стал серьезным, реальным выразителем интересов, мыслей, эмоций и даже желаний определенного электората. Есть ли у Ляшко идея? Да, есть. Это сельский социализм. В прекрасном исполнении». При этом Ляшко боится ответственности и категорически отказывается от назначения своих сторонников на руководящие посты в правительстве Украины.
О Надежде Савченко. «Савченко, как вы знаете, весьма эксцентричная женщина. Рубан использовал Савченко с ее абсолютно отсутствующей дисциплиной государственника для переворота в стране. Насколько я понимаю тип Савченко, это чистейший большевистский агитатор образца 1917 года. Ей надо кожанку, красный бант и идти в ЧК».
О сбежавшем в Россию Викторе Януковиче, благодаря которому Юрий Витальевич провел два с половиной года в тюрьме. «Хочу увидеть его на скамье подсудимых. У меня ж «личка»! У нас 2:2: он дважды судимый, я дважды судимый».
Кроме Януковича Юрий Луценко не отозвался плохо ни об одном из украинских политиков. Это свидетельствует о том, что Юрий Витальевич не исключает своего возвращения в политику, в которой он еще не сказал своего последнего слова. А в скором времени мы вновь сможем его повстречать на многолюдных митингах и послушать пламенные выступления с импровизированных трибун.
Луценко вышел в предстартовую готовность. Союз с Кличко и партией «Удар» неплохой задел. Но Юрий Витальевич явно рассчитывает на большее. Он как бы намекает вероятным победителям выборов – 2019, что владеет некой «добавленной стоимостью», которую не прочь предложить не только в качестве парламентского трибуна.